Развитие звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с целью предупреждения нарушений письменной речи

Звуковой анализ словаВ статье раскрывается проблема нарушений письменной и устной речи у младших школьников. Предлагается ряд упражнений, направленных на профилактику дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте.

Адресовано педагогам дошкольных учреждений, а также родителям детей, нуждающихся в коррекции речи, психических функций.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости. В последнее время среди учащихся начальных классов нарушения письменной речи приобретают все более широкие масштабы. В исследованиях разных авторов приводятся довольно высокие показатели распространенности дислексии и дисграфии у детей школьного возраста.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Замедленное усвоение навыков письма и чтения отрицательно влияет на весь процесс обучения. Дети могут испытывать затруднения в усвоении материалов по математике, природоведению и другим предметам.

Развитие письменной речи представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой, общедвигательный и другие.

Поскольку процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций и является целенаправленной деятельностью, то дети могут испытывать трудности при автоматизации этого процесса. У них недостаточно развиты моторные функции. Отмечаются: неточность, недостаточная дифференциация при выполнении произвольных, сознательно контролируемых движений; недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики; замедленность движений, «застревание» на одной позе.

У детей нарушены ритмическое чувство, слуховое внимание и память. Это может привести к нарушениям звуко-слоговой структуры слова, что на письме проявится в пропусках, перестановках букв и слогов; в заменах букв, сходных по написанию.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Развитие звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с целью предупреждения нарушений письменной речи можно осуществить в процессе формирования:

  • фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • языкового анализа и синтеза.

Развитие фонематического восприятия

Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.). Включает 2 этапа:

1. Предварительный этап.

На нем последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение его на фоне слога; определение наличия и места в слове; определение места звука по отношению к другим (какой по счету, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове).

2. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности. Однако основной целью является их различение.

Развитие языкового анализа и синтеза

  • Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:
  • Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
  • Придумать предложение с определенным количеством слов.
  • Увеличить количество слов в предложении (полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета).
  • Составить схему предложения.
  • Подобрать к схеме предложение.
  • Определить место слова в предложении (какое по счету).

Развитие слогового анализа и синтеза

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет в дальнейшем устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных, добавления гласных.

Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков и выделению гласных из речи. Дается представление о гласных и согласных, об основных признаках их различения (способ артикуляции и звучание).

Сначала дети выделяют звуки из ряда звуков, затем из слога и слова (односложного, двух- и трехсложного. Определяют место звука (начало, середина, конец слова).

Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаются следующие задания:

  • Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  • Определить количество слогов в названных словах.
  • Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества слогов в их названии.
  • Выделить первый слог из названия картинки.
  • Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки.
  • Составить слово из слогов данных в беспорядке.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.

К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука и определение его места. Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Примерные задания:

  • Отобрать картинки, в названии которых 3, 4 звука.
  • Подобрать слова на заданный звук.
  • Преобразовать слова: добавляя звук, изменяя звук, переставляя звук.
  • Какие слова можно составить из букв одного слова.
  • От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее начиналось с последнего звука предыдущего слова.
  • Разгадать ребусы.
  • Какой звук убежал из слова?
  • Найти общий звук в словах.
  • Раскладывание картинок под схемами.

В плане профилактики нарушений письменной речи особое место занимает развитие психических неречевых функций: мышления, слухового и зрительного внимания, всех видов памяти, пространственно-временных ориентировок, психомоторных функций, конструктивного праксиса.

Работу можно начинать с развития слухового внимания, памяти и ритмического чувства. Для этого используются следующие упражнения:

  • «Скажи, что ты слышишь?» (звуки окр. мира, можно в записи).
  • «Кто что услышит?» (за ширмой).
  • «Тихо – громко» (с бубном – под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут; можно использовать как физ. минутку).
  • «Улавливай шепот» (дети сидят по кругу, логопед голосом обычной громкости просит выполнить движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто выполняет движение).
  • «Кто летит (бежит, идет, прыгает)?» (поднять руку на правильный предмет).
  • «Отхлопай так же» (повторить ритм).

В процессе работы над развитием зрительного гнозиса, внимания и памяти, оптико-пространственных представлений сначала проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Используются игры:

  • «Найди такую же фигуру».
  • «Разложи по размеру».
  • «Узнай и назови картинку» (картинки представлены в реальном, контурном и зашумленном изображении, с недостающими деталями).
  • Для развития зрительной памяти предлагаются следующие игры:
  • «Запомни предметы» (запомнить 3 предмета из одной логической группы, затем из разных групп, затем по 5 картинок. По мере тренировки зрительной памяти количество картинок увеличивается до 10).
  • «Что исчезло?» (с предметными картинками, предметами; 5 и более).
  • «Что изменилось?» (аналогично)

Игры с движениями также способствуют развитию зрительного внимания, памяти, наблюдательности:

  • «Кто больше увидит и запомнит?» (в течении 20-30 сек. 10 предметов заданного цвета, затем закрыть глаза и перечислить, другие потом дополняют).
  • «Смотри и исполняй» (водящий показывает 2-3 движения, дети должны воспроизвести в той же последовательности).
  • «Зеркало» (копировать позу водящего).
  • «Сложить геом. фигуру из палочек по памяти».

Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится последовательно:

  • «Что находится впереди, позади, вверху, внизу?» (определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе).
  • «Какой предмет находится справа, слева от тебя?» (определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку).
  • «Положи кружок перед собой, слева от него – квадрат, справа – треугольник» (определение положения между двумя, тремя предметами).

Важным является уточнение пространственного расположения фигур на плоскости листа. Дети раскладывают (рисуют) 4-5 г. фигур.

Проводится работа по развитию зрительного анализа и синтеза, в заданиях на определение сходства и различия между похожими графическими изображениями (2 куклы – у одной нет банта и др.)

Предложенные игры и упражнения по развитию психических функций, способствуют профилактике нарушений письменной речи.

Таким образом, раннее выявление проблем, профилактика и совместная работа специалистов, работающих со старшими дошкольниками позволяет предупредить и скорригировать нарушения письменной речи, что обеспечит более успешное принятие новой социальной роли – роли ученика.

Литература:

  1. Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева «Логопедия» Москва «Просвещение» «Владос» 1995
  2. Р.С. Немов «Психология» Москва «Просвещение» 1995
  3. Журнал «Логопед», «Логопед в детском саду» (2007-2009)
  4. «Словарь логопеда» под ред. В.И. Селиверстова.
  5. О.С. Гомзяк «Альбом упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы» (№ 1-3)

Ковалёва О.Н.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Использование элементов изодеятельности на логопедических занятиях для детей с ОНР Использование элементов изодеятельности на логопедических занятиях для детей с ОНР
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.