В статье раскрывается проблема нарушений письменной и устной речи у младших школьников. Предлагается ряд упражнений, направленных на профилактику дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте.
Адресовано педагогам дошкольных учреждений, а также родителям детей, нуждающихся в коррекции речи, психических функций.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости. В последнее время среди учащихся начальных классов нарушения письменной речи приобретают все более широкие масштабы. В исследованиях разных авторов приводятся довольно высокие показатели распространенности дислексии и дисграфии у детей школьного возраста.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Замедленное усвоение навыков письма и чтения отрицательно влияет на весь процесс обучения. Дети могут испытывать затруднения в усвоении материалов по математике, природоведению и другим предметам.
Развитие письменной речи представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой, общедвигательный и другие.
Поскольку процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций и является целенаправленной деятельностью, то дети могут испытывать трудности при автоматизации этого процесса. У них недостаточно развиты моторные функции. Отмечаются: неточность, недостаточная дифференциация при выполнении произвольных, сознательно контролируемых движений; недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики; замедленность движений, «застревание» на одной позе.
У детей нарушены ритмическое чувство, слуховое внимание и память. Это может привести к нарушениям звуко-слоговой структуры слова, что на письме проявится в пропусках, перестановках букв и слогов; в заменах букв, сходных по написанию.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
Развитие звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с целью предупреждения нарушений письменной речи можно осуществить в процессе формирования:
- фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- языкового анализа и синтеза.
Развитие фонематического восприятия
Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.). Включает 2 этапа:
1. Предварительный этап.
На нем последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение его на фоне слога; определение наличия и места в слове; определение места звука по отношению к другим (какой по счету, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове).
2. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности. Однако основной целью является их различение.
Развитие языкового анализа и синтеза
- Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
- Придумать предложение с определенным количеством слов.
- Увеличить количество слов в предложении (полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета).
- Составить схему предложения.
- Подобрать к схеме предложение.
- Определить место слова в предложении (какое по счету).
Развитие слогового анализа и синтеза
Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет в дальнейшем устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных, добавления гласных.
Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков и выделению гласных из речи. Дается представление о гласных и согласных, об основных признаках их различения (способ артикуляции и звучание).
Сначала дети выделяют звуки из ряда звуков, затем из слога и слова (односложного, двух- и трехсложного. Определяют место звука (начало, середина, конец слова).
Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаются следующие задания:
- Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
- Определить количество слогов в названных словах.
- Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества слогов в их названии.
- Выделить первый слог из названия картинки.
- Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки.
- Составить слово из слогов данных в беспорядке.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.
К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука и определение его места. Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.
Примерные задания:
- Отобрать картинки, в названии которых 3, 4 звука.
- Подобрать слова на заданный звук.
- Преобразовать слова: добавляя звук, изменяя звук, переставляя звук.
- Какие слова можно составить из букв одного слова.
- От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее начиналось с последнего звука предыдущего слова.
- Разгадать ребусы.
- Какой звук убежал из слова?
- Найти общий звук в словах.
- Раскладывание картинок под схемами.
В плане профилактики нарушений письменной речи особое место занимает развитие психических неречевых функций: мышления, слухового и зрительного внимания, всех видов памяти, пространственно-временных ориентировок, психомоторных функций, конструктивного праксиса.
Работу можно начинать с развития слухового внимания, памяти и ритмического чувства. Для этого используются следующие упражнения:
- «Скажи, что ты слышишь?» (звуки окр. мира, можно в записи).
- «Кто что услышит?» (за ширмой).
- «Тихо – громко» (с бубном – под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут; можно использовать как физ. минутку).
- «Улавливай шепот» (дети сидят по кругу, логопед голосом обычной громкости просит выполнить движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто выполняет движение).
- «Кто летит (бежит, идет, прыгает)?» (поднять руку на правильный предмет).
- «Отхлопай так же» (повторить ритм).
В процессе работы над развитием зрительного гнозиса, внимания и памяти, оптико-пространственных представлений сначала проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Используются игры:
- «Найди такую же фигуру».
- «Разложи по размеру».
- «Узнай и назови картинку» (картинки представлены в реальном, контурном и зашумленном изображении, с недостающими деталями).
- Для развития зрительной памяти предлагаются следующие игры:
- «Запомни предметы» (запомнить 3 предмета из одной логической группы, затем из разных групп, затем по 5 картинок. По мере тренировки зрительной памяти количество картинок увеличивается до 10).
- «Что исчезло?» (с предметными картинками, предметами; 5 и более).
- «Что изменилось?» (аналогично)
Игры с движениями также способствуют развитию зрительного внимания, памяти, наблюдательности:
- «Кто больше увидит и запомнит?» (в течении 20-30 сек. 10 предметов заданного цвета, затем закрыть глаза и перечислить, другие потом дополняют).
- «Смотри и исполняй» (водящий показывает 2-3 движения, дети должны воспроизвести в той же последовательности).
- «Зеркало» (копировать позу водящего).
- «Сложить геом. фигуру из палочек по памяти».
Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится последовательно:
- «Что находится впереди, позади, вверху, внизу?» (определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе).
- «Какой предмет находится справа, слева от тебя?» (определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку).
- «Положи кружок перед собой, слева от него – квадрат, справа – треугольник» (определение положения между двумя, тремя предметами).
Важным является уточнение пространственного расположения фигур на плоскости листа. Дети раскладывают (рисуют) 4-5 г. фигур.
Проводится работа по развитию зрительного анализа и синтеза, в заданиях на определение сходства и различия между похожими графическими изображениями (2 куклы – у одной нет банта и др.)
Предложенные игры и упражнения по развитию психических функций, способствуют профилактике нарушений письменной речи.
Таким образом, раннее выявление проблем, профилактика и совместная работа специалистов, работающих со старшими дошкольниками позволяет предупредить и скорригировать нарушения письменной речи, что обеспечит более успешное принятие новой социальной роли – роли ученика.
Литература:
- Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева «Логопедия» Москва «Просвещение» «Владос» 1995
- Р.С. Немов «Психология» Москва «Просвещение» 1995
- Журнал «Логопед», «Логопед в детском саду» (2007-2009)
- «Словарь логопеда» под ред. В.И. Селиверстова.
- О.С. Гомзяк «Альбом упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы» (№ 1-3)
Ковалёва О.Н.,
учитель-логопед