В статье рассматриваются теоретические основы проблемы развития связной речи и практические основы совершенствования связной речи средствами сюжетной видеозаписи (описана система занятий по совершенствованию связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР средствами сюжетной видеозаписи; приведены общедидактические, методические и специальные принципы логопедической работы, требования к отбору мультфильмов для занятий; представлены, формируемые на занятиях умения связной речи, основные методы и приёмы работы по совершенствованию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР).
Одной из центральных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), является формирование у них связной речи. Решение этой задачи необходимо как для преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Связная речь играет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все это требует достаточного уровня развития связной речи. Именно поэтому успешность обучения детей в школе, а также умение общаться с взрослыми и сверстниками, общее интеллектуальное развитие во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.
По данным исследователей, В.П. Глухова, Г.Р. Шашкиной, В.К. Воробьевой и др. большинство детей, к моменту поступления в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для их возраста объёме. Значительные трудности в овладении навыками связной речи наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. У детей с ОНР отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, большое число аграмматизмов при построении предложений.
Актуальность проблемы определяется следующими факторами:
- Одной из особенностей детей с ОНР является неустойчивость их внимания, быстрая истощаемость процессов воображения, низкая познавательная активность.
- Вступивший в силу ФГОС ДО задает новые направления в поисках организации обучения дошкольников. Содержание образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО направлено на увеличение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, любознательности, познавательной мотивации, воображения, творческой активности.
- Многообразные традиционные методы и приемы работы по развитию связной речи, в которых в качестве основного средства обучения используется статическое изображение, подчас не дают требуемого результата.
В результате поиска новых, коммуникативно-направленных способов и средств обучения, вызывающих положительную мотивацию и интерес к занятиям у детей, была разработана система занятий по совершенствованию связной речи старших дошкольников с ОНР с использованием сюжетной видеозаписи.
По определению Г.Л. Сперанской, сюжетная видеозапись – это динамичная, содержательно обогащённая модель предметной и социальной среды. Видеосюжет имеет сложное и разнообразное содержание, а также динамику развертывания, в сжатом виде повторяющую развертывание событий реальной жизни.
При использовании сюжетной видеозаписи предметом общения становится её содержание, основываясь на том лексическом и грамматическом материале, к которому логопед обращается в процессе занятий. Сюжетная видеозапись обладает сложным предметным, социальным содержанием и определенными динамическим характеристиками. В этих своих качествах она выступает как искусственная модель реальной или воображаемой действительности, в которую старший дошкольник включается на занятиях по развитию связной речи.
Следует характеризовать те содержательные и динамические свойства сюжетной видеозаписи, которые методически значимы в реализации развивающего воздействия на связную речь детей старшего дошкольного возраста.
Предметный содержательный план сюжетной видеозаписи составляют вещи бытового обихода, архитектурные и природные формы и ландшафты, фауна и флора, различные технические средства, машины, географические явления. Социальная среда в сюжетной видеозаписи — сложное образование. Персонажи — люди и животные имеют свой облик (одежда, прическа, внешние данные, мимические выражения и пантомимика, характерологические черты). Персонажи действуют в предметной среде, вступают в различные отношения между собой, участвуют в совместной деятельности, ведут себя определенным образом по отношению друг к другу, демонстрируя при этом позитивные и негативные образцы поведения. Каждый персонаж имеет свою индивидуальную историю, род занятий, эмоциональные, интеллектуальные и волевые качества. Социальная жизнь в видеосюжете протекает также в определенном культурном и историческом контексте.
Динамическая сторона видеодействительности не менее сложна, чем её предметная сторона. Сюжетная видеозапись представлена не отдельными статическими картинками, а полной разверткой на экране жизни во времени и пространстве.
Таким образом, сюжетная видеозапись представляет богатые возможности для развития связной речи дошкольников, для знакомства детей с различными сторонами и качествами предметной и социальной действительности. С помощью логопеда ребенок глубоко проникает в сюжетную линию, мотивы поведения персонажей, приобщается к переживаниям и проблемам героев, формирует своё отношение к ним. В результате работы с сюжетной видеозаписью ребенок может оперативно, достаточно полно и цельно рассказать о ситуациях из собственной жизни, пересказать услышанное и увиденное, установив в предмете речи необходимые причинно-следственные связи.
Существуют разнообразные типы сюжетной видеозаписи: кинофильмы, мультфильмы, специально записанные учебные фильмы и др. Из числа названных были выбраны и использованы в коррекционных целях отечественные мультфильмы с большой воспитательной направленностью, хорошей графикой и щадящими цветовыми решениями, рассчитанные на старший дошкольный возраст. (Например: мультфильм «Живая игрушка», киностудия «Союзмультфильм», 1982 г.) Многие из них часто остаются вне поля зрения современных детей.
Процесс развития связной монологической речи средствами сюжетной видеозаписи опирается на ряд общедидактических, методических и специальных логопедических принципов:
- принцип реалистичности;
- принцип сознательности и активности;
- принцип включённости;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
- принцип наглядности; принцип доступности;
- онтогенетический принцип;
- принцип индивидуализации;
- принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
В систему работы входит 27 блоков занятий, выделенных на основе 27 мультфильмов, которые соотносятся с лексическими темами.
Например: на занятии по лексической теме «Осень. Признаки осени» используется мультфильм «Листопадничек» (фрагмент «Осень»). Занятия проводятся двумя подгруппами 2 раза в неделю и длятся – по 20-25 минут. Система занятий предусматривает работу учителя-логопеда в тесном контакте с воспитателем. Воспитатель 1 раз в неделю организует просмотры мультфильмов с последующей беседой.
При отборе мультфильмов были соблюдены следующие требования:
- продолжительность мультфильма (одночастные мультфильмы продолжительностью 9-10 минут или фрагменты из них);
- содержание мультфильма (прежде чем демонстрировать мультфильм детям, педагог должен сам хорошо ознакомиться с ним);
- доступность детскому пониманию;
- реалистичность;
- привлекательность для детей (интересный сюжет, насыщенный поэтическими образами, вызывающий эмоциональный отклик в душе ребенка);
- эстетичность;
- воспитывающий характер;
- принцип соответствия программным требованиям.
Каждый блок (1 мультфильм) включает в себя 3 типа занятий:
I. Первый тип: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка.
Проводятся учителем-логопедом 1 раз в неделю. Занятия представляют собой подготовительную работу – формирование лексического и грамматического базиса связной речи. На этих занятиях совершенствуются отдельные речевые умения, создающие базу для связной речи.
Структура занятий включает в себя:
Мотивационная часть:
- введение в тему (постановка проблемы, отгадывание загадок, введение героя – помощника, и др.).
Основная часть:
- работа по теме (проведение лексико – грамматических игр по теме).
Заключительная часть:
- рефлексия.
II. Второй тип: просмотры мультфильмов.
Просмотры мультфильмов проводятся воспитателем 1 раз в неделю во второй половине дня.
Совместные просмотры с последующей беседой направлены на формирование навыков связного высказывания, совершенствование диалогической речи, подготовку детей к занятиям по совершенствованию связной монологической речи на основе сюжетной видеозаписи. Просмотры мультфильмов вызывают у детей интерес, положительные эмоции, мотивируют их охотно обмениваться впечатлениями об увиденном, отражать их в рассказах.
В структуру занятий второго типа входит:
Мотивационная часть:
- создание настроя на восприятие видеосюжета;
- просмотр мультфильма.
Основная часть (выполнение заданий по содержанию сюжета):
- беседы, в ходе которых воспитатель может определить для себя правильность и полноту восприятия ребенка, а ребенок – осознать содержание, установить причинно-следственные связи просмотренного сюжета;
- упражнения в придумывании окончания начатой фразы;
- нахождение в сюжете сходных и различных явлений;
- игры на развитие воображения, такие, как придумывание хода событий или возможных действий персонажа;
- игровые упражнения, в которых дети описывают действия, ситуации;
- работа над изображением в режиме стоп-кадра (действие останавливается и происходит подробное описание происходящего, проговаривание деталей, сосредотачивается внимание детей на наиболее существенном, на незаметных при просмотре качествах персонажей и предметов).
Заключительная часть:
- выражение своего отношения к персонажу, сравнение себя с героем мультфильма.
III. Третий тип: занятия по совершенствованию связной речи на основе сюжетной видеозаписи.
Совместная деятельность логопеда и детей направлена на совершенствование связной монологической речи. В решении этой задачи помогают средства сюжетной видеозаписи (кадры из мультфильмов), а также различные вспомогательные средства моделирования (опорные картинки, рисуночные планы).
В структуру занятий третьего типа входит:
Мотивационная часть:
- обмен с учителем-логопедом впечатлениями о просмотренном с воспитателем мультфильме.
Основная часть:
- отражение впечатлений в различных типах рассказов:
- описание;
- повествование;
- повествование с элементами описания;
- рассуждение.
Заключительная часть:
- рефлексия.
В результате использования данной системы работы получен положительный результат, который согласуется с целевыми ориентирами дошкольного образования:
- повысился интерес детей к словотворчеству (дети проявляют фантазию, стремятся обыграть в своём рассказе изображённое на картинке; рассказы детей, как правило, содержат яркие, оригинальные образы, ту или иную характеристику передаваемых событий);
- повысился уровень коммуникации и уровень развития эмпатии.
Герасимова Т.С.,
учитель-логопед