Дифференциальная диагностика форм дизартрии, отличие дизартрии от дислалии и от алалии — таблицы.
Формы дизартрии:
- бульбарная дизартрия.
- псевдобульбарная дизартрия.
- подкорковая дизартрия.
- корковая дизартрия.
- мозжечковая дизартрия.
Дифференциальная диагностика форм дизартрии
Форма дизартрии | Патогенез | Симптоматика |
Бульбарная дизартрия. | При поражении продолговатого мозга |
|
Подкорковая дизартрия | При поражении подкорковых узлов головного мозга |
|
Мозжечковая дизартрия | При поражениях в области мозжечка |
|
Корковая дизартрия | При очаговых поражениях головного мозга |
|
Псевдобульбарная дизартрия | Следствие перенесенного органического поражения головного мозга |
Легкая степень псевдобульбарной дизартии
|
Отличия дизартрии от дислалии
Наибольшие трудности логопеды испытывают при дифференциальной диагностике дислалии и дизартрии, особенно стертых форм.
- При дизартрии имеется три ведущих синдрома – артикуляторные, дыхательные и голосовые расстройства.
- Имеются нарушения просодической системы.
- Огромные трудности в автоматизации звуков.
- Наличие признаков органического поражения ЦНС.
Дизартрия | Дислалия |
Связана с поражением центральной нервной системы (ц.н.с.) | У соматически ослабленных детей. Органики нет. |
Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок. | Неврологическая симптоматика отсутствует. |
Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика. | Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. |
Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом. | Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный. |
Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый. | Голос звонкий, громкий, богато модулированный. |
Речевая активность снижена. | Речевая активность повышена |
«У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит». | К своему дефекту критичен. |
Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности. | Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи. |
Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны. | Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны. |
Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения. | Сон спокойный без ночных страхов и сновидений. |
Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, несформировано | Диафрагмально-речевое дыхание в норме. |
Поведение неровное, часты смены настроения. | В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное. |
Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития (з.п.р.), возможна олигофрения в степени дебильности. | Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.). |
Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой. | Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой. |
Отличия дизартрии от алалии
Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию:
Произношение звуков у детей с алалией | Произношение звуков у детей с дизартрией | |
1. Общая характеристика произношения звуков | ||
1) Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма. 2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма. 3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 4) Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски. 5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков |
1) Выраженное нарушение артикуляторного механизма. 2) Преимущественно характерны фонетические нарушения. 3) Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 4) Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск). 5) В нарушениях произношения доминируют искажения звуков |
|
2. Искажения звуков | ||
1) Искажение небольшого количества звуков. 2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков. 3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции |
1) Искажение большого количества звуков. 2) Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков. 3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение |
|
3. Замены звуков | ||
1) Замены артикуляторно сложных звуков. 2) Непостоянные замены звука. 3) Разнообразные замены звука. 4) Взаимозамены звуков сравнительно часты |
1) Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков. 2) Постоянные замены звука. 3) Однообразные замены звука. 4) Взаимозамены звуков сравнительно редки |
|
4. Пропуски звуков | ||
1) Непостоянные пропуски. 2) Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков |
1) Постоянные пропуски. 2) Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков |
|
Надрус И.В.,
учитель-логопед
Литература:
1. Поваляева М.А. Справочник логопеда «Настольная книга логопеда» — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.
2. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. — № 5.
3. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. — 1986. — № 2.