Игры для обучения правильному дыханию дошкольников

В статье раскрывается практическое применение дидактических пособий направленных на развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Зачем нужно обучать детей правильно дышать

Дошкольники в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего, малышу не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабый вдох и короткий выдох.

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Во время занятий с ребенком следует научить малыша правильно дышать, делать каждый вдох и каждый выдох осознанно, а не как придется. Нужно простыми словами объяснить, что для красивой речи потребуется позаботиться о своем дыхании, то есть уметь делать сильный вдох и плавный выдох через рот во время проговаривания слов.

Таким образом, взрослым, которые желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует обучить малыша правильному дыханию.

Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как:

  • как физкультминутки в процессе логопедического занятия;
  • как часть занятия;
  • как специальные упражнения в виде игровых занятий;
  • как игры;

Развитие речевого дыхания

Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

Например, для того чтобы правильно научиться выговаривать звуки – З, С, Ш, Ж, Р, — ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.

Итак, речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения слов и фраз.

Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный, плавный выдох, (то есть достаточно развито физиологическое дыхание). При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному.

Параметры правильного речевого выдоха:

  1. Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»
  2. Выдох происходит плавно, а не толчками.
  3. Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует
  4. сжимать губы, надувать щеки.
  5. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).
  6. Выдыхать следует, пока не закончится воздух.
  7. Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Для повышения познавательного интереса у дошкольников к обучению правильному речевому дыханию изготовила и применяю в работе специальные дидактические пособия.

Игры для развития плавного речевого выдоха

Цель:

  • развитие длительного непрерывного ротового выдоха;
  • активизация губных мышц.

«Поднимем бурю»

Пособие представлено в виде пластиковых бутылочек с различными наполнителями (пенопласт, бумажное конфетти, крупа), по всему диаметру которых отверстия для циркуляции воздуха, а также отверстие в крышке для трубочек.

Пособие Поднимем бурю

Работу необходимо начинать с более лёгкого материала – пенопласта, затем с конфетти, а на завершающем этапе, можно использовать бутылочки с тяжёлыми наполнителями – крупами.

«Ангелок»

Для изготовления пособия использована прозрачная коробочка из-под конфет в форме колокольчика. Её наполняем раскрошенным пенопластом, к верхней части прикрепляется игрушка «Ангелок».

Ангелок

По всему диаметру колокольчика отверстия для трубочек. Наполнитель так же можно менять, в зависимости от степени сложности для ребёнка.

«Морское дно»

Для изготовления пособия использована прозрачная коробочка из-под куклы. Её наполняем бумажным конфетти, к верхней части прикрепляются игрушки «Рыбки».

Пособие Морское дно

На дно выкладываются стеклянные камешки и игрушки «Обитатели морского дна: осьминоги, крабы водоросли и т. д.». По всему диаметру отверстия для трубочек. Наполнитель так же можно менять, в зависимости от степени сложности для ребёнка.

«Волшебный телевизор»

Для изготовления пособия можно использовать любую коробку среднего размера, и объемную по высоте не менее 10 см. В крышке вырезается «окно – экран», под крышку вставляется лист нарезанный полосками цветной бумаги (полоски нарезают не до конца листа, чтобы неотсоединились).

Волшебный телевизор

В боковой части (это будет верх телевизора) делаются надрезы для кармашков с картинками. Кармашки придерживаются канцелярскими зажимами, чтобы не проваливались. Ребёнок дует на экран, раздувая шторки, видит картинку. Пособие можно использовать для автоматизации звуков, для работы над словарём и грамматикой по всем лексическим темам.

«Времена года»

Пособие представлено виде четырёх времён года. На твёрдую основы приклеены картинки с единым сюжетом, но в разное время года.

Времена года

К каждому в зависимости от сезона (зима – снежок, весна – капельки, лето – бабочки, осень — листья) прикреплены предметы на ниточках.

  • Зимой раздуём снежок, чистим дорожки.
  • Весной капельки.
  • Летом – бабочек.
  • Осенью раздуём листву.
Ионова Светлана Александровна Ионова Светлана Александровна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад №41»
г. Ачинск, Красноярский край, Россия
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.