Коррекция устной и письменной речи у учащихся младшего школьного возраста в условиях билингвизма

Логопедическая работа с детьми-билингвистамиЗа последнее время несколько изменяется роль учителя-логопеда в коррекционном обучении. Число учащихся с отклонениями в речевом развитии постоянно растёт. Ежегодно обследуя учащихся в школе, я отметила, что 30% детей имеют то или иное нарушение речи. Среди этих учащихся с каждым годом наблюдался прирост отдельной групп, для которых русский язык не является родным. Это так называемые двуязычные дети.

Современное общество сопряжено со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях билингвизма. Билингв в школе-это ребёнок, который более или менее постоянно пользуется в жизни двумя языками. У таких учащихся речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Проблема коррекционного обучения учащихся с нарушением чтения и письма, овладевающих русским языком как вторым, становится всё более актуальной в связи с расширением межкультурных контактов. Эти дети, вынужденные переселенцы, находятся в особо трудных условиях: ребёнок отличен от среды своего нового местонахождения своей культурой; он не знает или плохо знает язык школьной системы, а также психологию, на которую язык опирается. Часто эти дети не посещают детские сады или переезжают непосредственно перед поступлением в школу.

Многие авторы (И.В. Прищепова, А.Н. Корнев и др.) причиной нарушения чтения и письма у младших школьников называют билингвизм. А.Н. Корнев отмечает, что при наличии билингвизма у учащихся необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

Основная цель логопедических занятий в школе: восполнение пробелов по программе русского языка, предупреждение дисграфии и дислексии.

Задачи программы:

  1. Обогащение и уточнение словарного запаса учащихся.
  2. Формирование навыков словообразования и словоизменения.
  3. Обучение произношению слов различной слоговой структуры.
  4. Обучение правильному согласованию различных частей речи.
  5. Отрабатывание понимания пространственного значения предлогов.
  6. Обучение правильному грамматическому оформлению предложений.
  7. Развитие слухового внимания и восприятия, обучение дифференциации понятий твёрдые и мягкие согласные.
  8. Обучение использованию приобретенных навыков в самостоятельной речи.
  9. Воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения психологии о языке, как важнейшем средстве общения и познания, его связи с мышлением, теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А. Р. Лурия); современные положения о закономерностях речевого развития (Б. Г. Ананьев, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Т. Н. Ушакова); теория ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); теоретические положения об особенностях усвоения второго (иностранного) языка (И. А. Зимняя, А. А. Залевская); положения о системном характере речевых нарушений разработанные Р. Е. Левиной; устранение нарушений письменной речи у младших школьников (И. Н. Садовникова, Л. Н. Ефименкова).

Особенности нарушения письменной и устной речи у школьников при двуязычии является недостаточно освященными в современной отечественной логопедии. Как показывает практика, имеющиеся у учеников нарушения устной и письменной речи, часто не уменьшаются к концу коррекционного курса. Недостаточная эффективность традиционной логопедической работы может быть связана как с неразработанностью вопроса в теоретическом и практическом плане, так и с игнорированием специфических проявлений этих нарушений, обусловленных непосредственно двуязычием. Изучение данной проблемы позволит расширить представление о характере трудностей овладения речью и письмом у младших школьников при двуязычии, более дифференцированно подходить к проблемам школьной неуспеваемости.

Этапы коррекционной работы с учащимися:

1 . Диагностика.

Этому этапу уделяю большое внимание, так как именно он даёт направление работы на учебный год.

Обследуя учащихся, выделяю следующие группы:

  • особенности устной речи детей с билингвизмом (рассматриваю случаи интерференции, т.е перенос особенностей родного языка в иностранный);
  • сформированность лексико-грамматического оформления и понимания речи;
  • письменная речь.

Использую следующие методы логопедического и нейропсихологического обследования детей дошкольного и школьного возраста: Т.А. Ахутиной, О.Е.Грибовой, Р.И.Лалаевой, Л.Ф.Спировой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и авторские методики.

2. Основной (коррекционный) этап работы проводится по календарно-тематическому планированию логопедических занятий. Основная работа проходит регулярно на всех занятиях в течение года.

На всех логопедических занятиях ввожу различный объём упражнений. Использую разнообразный речевой и неречевой материал: всякого рода иллюстрации, предметные картинки, числовые категории, тексты различного объёма и жанра; различные языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова, звуко-комплексы, словосочетания, предложения, скороговорки, пословицы, прибаутки, а также деформированные фрагменты языковых единиц); предметную наглядность, другие объекты чувственного восприятия (неречевые звуки, цвета, запахи, объекты осязательного восприятия).

Система упражнений направлена на:

Особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у учащихся с билингвизмом. На занятиях изучаются все базовые параметры грамматики русского языка: предложные конструкции (предлоги); различные типы предложений; падежные конструкции; согласование различных частей речи; словообразование и словоизменения и т.д.

В своей работе использую специальную авторскую программу курса занятий для двуязычных детей, предложенную Н.А.Румега, рекомендации Т.А.Ткаченко.

Начальный период обучения письменной речи имеет целью воспитание сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляционном, оптическом и кинестетическом образе слова. Выявляю специфические ошибки письма: пропуски букв и слогов, замены, перестановки, вставки, смешения, ошибки на уровне слова (контаминации, персеверации), ошибки на уровне предложения. Для преодоления ошибок упражняемся в списывании, слуховых и графических диктантах.

Работа ведётся по методике И.Н.Садовниковойи Л.Н.Ефименковой.

Анализ результативности исследования показывает положительную динамику учебных результатов отдельных учащихся к концу первого года обучения. Одной из составляющих модели организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГТ является совместная деятельность взрослого и детей. Следует отметить, что коррекционная работа должна проходить в условиях организованного комплексного воздействия (логопедического и педагогического) с учётом продуктивности интегративного подхода к построению её содержания.

Рыбакова Татьяна Викторовна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МБОУ «Школа №56″

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.