Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя-логопеда как средство коррекции лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня

ИКТ в работе логопедаАннотация: Методические разработки рекомендованы учителям-логопедам, педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям для работы с детьми старшего возраста с особыми возможностями здоровья и нормально развивающимися дошкольниками по коррекции лексико-грамматических средств языка с применением информационно-коммуникационных технологий. В методических разработках представлен перспективный план работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня.

Введение.

Современный этап развития дошкольного образования с полным основанием можно считать временем коренных преобразований, которое предполагает активное использование информационных технологий. Компьютер стал средством реализации основных психолого-педагогических задач дошкольного образования. С его помощью возможно оптимизировать образовательный процесс, повысить общий уровень развития детей.

Из года в год отмечается тенденция к увеличению числа дошкольников с особенными возможностями здоровья, имеющих речевые трудности различного содержания. Одной из категорий таких детей являются дошкольники с ОНР III уровня развития, характерной особенностью которых является наличие лексико-грамматических нарушений в оформлении связной речи.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов — названий ягод, цветов, диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщённое значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова понимаются и употребляются неточно, значение их неравномерно расширяется, или напротив, оно понимается слишком узко.

Нарушения морфологической системы языка у детей с общим недоразвитием речи III уровня проявляются в неправильном употреблении:

- окончаний имён существительных, местоимений, прилагательных;

- падежных и родовых окончаний количественных числительных;

- окончаний глаголов в прошедшем времени;

- предложно-падежных конструкций.

Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Таким образом, лексико-грамматический строй речи у дошкольников с ОНР III уровня характеризуется наличием аграмматизмов, трудностями в словообразовании, лексическими заменами.

Особенностями развития данной категории детей является снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей повышения качества образования.

Для ребёнка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, которая способствует развитию воображения, мышления, речи. В игре дети учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем мире, постигают все его сложности. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления, которые так необходимы для каждого дошкольника.

По признанию многих специалистов (Жукова Н.С., Филичева Т.Б, Шаховская С.Н. и др.) основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. В логопедии разработана и широко применяется методическая система коррекционной работы с детьми с ОНР. Однако, специфические приёмы, направленные на формирование лексики и грамматических средств языка представлены недостаточно. Для успешной социализации и интеграции дошкольников с ОНР III уровня в общество нами обозначена проблема формирования лексико-грамматических средств языка, как одна из наиболее актуальных на современном этапе.

Для расширения коммуникативных навыков старших дошкольников с ОНР III уровня возникла необходимость разработки методических рекомендаций с применением ИКТ, которые бы являлись стимулирующим фактором для усвоения ребёнком дошкольной образовательной программы.

Цель:

  • формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня.

Задачи:

  • обогащение и активизация словаря;
  • формирование грамматического строя речи.

В решении данных задач основная роль отводится учителю-логопеду. Предлагаемое нами перспективное планирование с введением дидактических игр и упражнений с использованием ИКТ, направленных на коррекцию лексико-грамматической стороны речи поможет не только детям с различными речевыми нарушениями, но и нормально развивающимся дошкольникам.

Формы использования ИКТ для формирования лексико-грамматических средств языка очень обширны:

  • электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе: специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Домашний логопед»);
  • использование готовых цифровых образовательных ресурсов: игры, презентации на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru
  • создание собственных презентаций и дидактических пособий (игр) в Microsoft PowerPoint, а также с использованием SMART-доски.

Признавая, что компьютер — мощное средство для лексико-грамматического развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Информационные компьютерные технологии влияют на детскую психику гораздо сильнее, чем все традиционные игры. Поэтому особое внимание важно уделять мультипродукции: содержанию, целям, направленности. Применение компьютерных игр должно быть минимализировано и гармонично сочетаться с традиционными формами коррекционно- развивающей работы.

Для реализации программно-методических задач по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием ИКТ во время проведения непосредственно образовательной деятельности необходимо придерживаться традиционной структуры, включающей в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребёнка на компьютере.

Результатом использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками с ОНР III уровня стало повышение мотивации детей к занятиям, к формированию сотрудничества между ребёнком и взрослым, и, наконец, положительная динамика по формированию лексико-грамматического строя речи.

Но вместе с тем данная проблема остаётся актуальной и требует дальнейшей коррекционной работы в соответствии с возможностями каждого ребёнка.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством способствующим формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня.

Месяц

Лексическая тема

Словарь

Совершенствование грамматического строя речи, навыков словообразования

Дидактические игры

 с использованием ИКТ

Сентябрь

«Дары осени-овощи»

 

Сущ.: овощи, овощевод, вершки, корешки, ботва, грядка, огород, теплица, урожай, соленье помидор, огурец, перец, баклажан, кабачок, морковь, картофель, капуста, лук, фасоль, баклажан, чеснок, тыква, репа, редька, редиска, свёкла, рассвет, закат.Прил.: спелый, тёмно-зелёный, светло-зелёный, красно-жёлтый, жёлто-зелёный, крупный, мелкий, сладкий, горький, солёный, твёрдый, мягкий, толстый, тонкий, гладкий, круглый, овальный, шершавый, томатный, огуречный, морковный, картофельный, свекольный.

Глаголы: посеять, ухаживать, поливать, выдёргивать, рыхлить, посеять, засолить, жарить, варить, зреть, вскопать, сорвать, выкопать, срезать, пересадить.

- Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет, оттенки, форму, размер, вкус с сущ.;- Формирование форм сущ. Тв.п. с предлогом с;

- Практическое употребление антонимов;

- Образование сущ. суффиксальным способом с ласкательным оттенком;

- Согласование числительных с существительными.

«Вершки и корешки», «Чего много в огороде?», «Чем мы наелись?», «В гостях у гнома», «Сосчитай овощи», «Подбери слово», «Скажи наоборот», «Помоги Незнайке», «Повара», «В огороде у козы».

«Дары солнца-фрукты»

Сущ.: фрукты, сад, садовод, теплица, рассада, семена, заготовки, джем, компот, варенье, повидло, косточка, кожица, банан, дыня, мандарин, апельсин, груша, яблоко, банан, лимон, киви, гранат, ананас.Прил.:грушевый, яблочный, мандариновый, сливовый, вишнёвый, виноградный, лимонный, банановый, апельсиновый, гранатовый.

Глаголы: заготовить, консервировать, засушить, заморозить, сажать, поливать.

- Употребление в речи сложных  глаголов будущего времени;- Формирование форм сущ. В. п.;

- Согласование относительных прилагательных с сущ.;

- Согласование числительных с существительными;

- Образование относительных прилагательных;

- Образование сущ. суффиксальным способом с ласкательным оттенком;

- Образование приставочных глаголов;

- Образование родственных слов к сущ. сад.

«В чём много витаминов?», «Сосчитай-ка», «Один-много», «Подбери словечко», «Приласкай словечко», «Магазин», «Из чего — какой?», «Собери урожай», «Приготовим варенье»,«Что добавилось?», «Семья слов».

Октябрь

«Растения леса–деревья»

Сущ.: дерево, корни, ствол, кора, ветки, листья, почки, пень, земля, садовник, лес, лесок, перелесок, лесничий, лесовичок, лесочек, лесник, лесоруб, берёза, осина, рябина, дуб, клён, тополь, ель, сосна, хвоя, иголки.Прил.: лиственные, хвойные, светлый, летний, осенний, весенний, зимний, дубовый, рябиновый, осиновый, тополиный, кленовый, берёзовый, разноцветный, бурый, стройное.

Глаголы: цвести, расти, увядать, распускаться, кружить, опускаться, опадать, ломать, пилить, охранять, желтеть, краснеть, собирать, гулять.

- Согласование прилаг. с сущ.;- Употребление сущ. в Р.п.;

- Употребление антонимов;

- Подбор признаков к предмету, действий к предмету;

- Образование относительных прилагательных;

- Согласование числительных с существительными;

- Образование сущ. суффиксальным способом с ласкательным оттенком;

- Образование родственных слов к сущ. лес.

«Собери дерево», «Подскажи словечко», «Осенние листья», «Подбери листок»,  «Детки с ветки», «Чьи плоды?», «Назови ласково»,  «В гостях у лесовичка», «Весёлый счёт»,«Вырастим дерево», «Загадки лешика», «Четвёртый лишний».

«Осенние мотивы»

Сущ.: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье.Прил.: осенний, дождливый, хмурый, пасмурный, ясный, солнечный, ранняя, поздняя, золотая, грустная, сырая, длинный, короткий, тёплый, прощальная, холодные, голые, багряные, редкий, частый, проливной.

Глаголы: падать, осыпаться, желтеть, облетать, шелестеть, осыпаться наступает, приходит, прощаются, идти, моросить, лить, сдувать, срывать, хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, сохнут, вянут.

- Согласование прилаг. с сущ.;- Употребление антонимов;

- Подбор признаков к предмету, действий к предмету;

- Образование множественного числа существительных;

- Образование относительных прилагательных;

- Использование предлогов «за», «в», «под», «между», «у», «к»;

- Отработка падежных окончаний;

- Понимание переносного значения слов золотая (осень), идёт (дождь).

«Приметы осени», «Летом – осенью»,  «Что  бывает осенью?»,  «Чего осенью много?»,  «Назови ласково», «К нам пришла осень», «Какая разная осень», «Времена года».

«Путешествие на грибную полянку»

Сущ.: гриб, лес, чаща, полянка, шляпка, ножка, грибница, белый гриб, боровик,  подосиновик, подберёзовик,  лисичка, моховик, маслёнок, опёнок, груздь, рыжик, волнушка,  сыроежка,  мухомор, поганка, мох, пень, корзинка, лукошко.Прил: съедобный, несъедобный, белый, красный, серый, маслянистый, рыжий, маленький, старый, молодой, толстый, тонкий, высокий, низкий, широкая, червивый, грибной, бледная

Глаголы: расти, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, варить, собирать искать, мыть, чистить, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, аукать, заблудиться.

- Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет, оттенки, форму, размер, вкус с сущ.;- Образование  множественного числа существительных;

- Употребление антонимов;

- Образование относительных прилагательных;

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Согласование числительных с существительными;

- Употребление в речи предлогов (в, под, из-под, на, с, за, около, без, из).

“Подбирай, называй, запоминай», «Съедобное — несъедобное», «Четвёртый лишний», «Считай от 1 до 10», «Скажи наоборот», «Один-много», «Есть – нет», «Большой – маленький»,  «Что приготовим?», «Что где растёт?»

«Путешествие хлебного колоска»

Сущ.: мука,  начинка, выпечка, пирог, пирожок, пирожное, пицца, блин, печенье, каравай, торт, бублик, баранка, ватрушка, калач, пряник, сухарь, батон, буханка, зерно, зернохранилище, поле, трактор, борона, сеялка, пахота, сев, хлебороб, хлебница, хлебушек, хлебозавод, хлебопёк, хлеборезка, печь.Прил: ржаной, пшеничный, мягкий, свежий, душистый, чёрствый, тяжёлый, белый, чёрный, богатый, ароматный, пахучий, золотые, хлебный.

Глаголы: сеять, растить, ухаживать, боронить, пахать,  убирать, удобрять, хранить, молоть, выпекать, печь, стряпать,

- Согласование относительных прилагательных с сущ.;- Согласование числительных с существительными;

- Формирование форм сущ. Тв.п. и П. п.;

- Употребление антонимов;

- Образование относительных прилагат.;

- Образование родственных слов  к слову хлеб.

«Что сначала, что потом?», «Что нужно для работы хлебороба?», «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий», «Сравни и назови», «Назови ласково», «Рассмотри и подбери»,  «Магазин», «Какое поле?».

Ноябрь

«Продукты питания»

Сущ: мясо, фарш, котлеты, консервы, колбаса, сосиски, ветчина, холодец, пельмени, суп, борщ, биточки, молоко, сыр, сметана, простокваша, кефир, масло, творог, бульон, рассольник, сок, варенье, винегрет, салат, щи, плов, каша, холодильник, продавец.Прилаг:  хлебобулочные, молочные рыбные, мясные, кондитерские, мучной, растительный, кислый, пресный, солёный, жареный, варёный, горький, мягкий, жёсткий, сочный, жидкий, густой, свежий, сладкий, острый, вкусный, продуктовый.

Глаголы: резать, чистить,солить, перчить, мешать, жарить, варить, печь, тушить, коптить, разделывать, обваливать, обмазывать, мариновать, консервировать, готовить, хранить, покупать, продавать.

- Согласование числительных с сущ.;- Согласование относительных прилагательных с сущ.;

- Формирование форм сущ. Тв. и П. п.;

- Образование приставочных глаголов;

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Образование относительных прилагат.;

- Образование родственных слов  к существительным сахар, молоко, селёдка, соль;

- Образование качественных прилагательных (жарить-жареный, варить-варёный)

«Собираемся в магазин», «Угостим  гостей», «Один-много», «Посчитай», «Назови ласково», «Назови, какой, какая, какое?»,  «Подбери родственников», «Исправь Незнайкины ошибки», Супер-маркет».

«В гостях у бабушки Федоры»

Сущ.: сковорода, чайник (носик, стенки, донышко, ручка, крышка), чашка, нож, вилка, ложка, половник, блюдце, блюдо, тарелка, кастрюля, кувшин, бокал,  стакан, кружка, миска, сахарница, кофейник, маслёнка, солонка, перечница, селёдочница , конфетница, салатница, хлебница, сухарница, мясорубка, картофелечистка, овощерезка, хлеборезка, повар-кондитер, раковина, сервиз.Прил.: чайная, кофейная, столовая, кухонная, стеклянный, деревянный, глиняный, металлический, фарфоровый, пластмассовый, пустой, полный, чистый, грязный, глубокий, мелкий, хрупкий, прочный,  острый, тупой;

Глаголы: наливать, выливать, насыпать, высыпать, мыть, чистить, протирать, вытирать, готовить, кушать, заваривать, пить, есть, варить, жарить, разбивать, расставлять, сервировать, кипятить, покупать, беречь.

- Согласование сочетаний (сущ. + прил.) с числительными;- Формирование форм сущ. Р.п. с предлогами без, из;

- Дифференциация и правильное употребление предлогов в/из, с/без, на/с(со);

- Образование сущ. суффиксальным способом с ласкательным оттенком;

- Образование существительных суффиксальным способом (-ниц-, -ник-, -нк-);

- Употребление антонимов;

- Образование относительных прилагательных;

- Образование существительных путём сложения (мясорубка).

«Весёлый счёт», «Накрой на стол», «Что без чего?», «Куда положишь, во что нальёшь?», «Чего не стало?», «В гостях у гнома», «Наоборот», «Для чего и почему», «Сравни и расскажи», «Какая посуда?», «Посуда-помощница»,  «Столовая», «Разложи по полочкам», «Четвёртый лишний».

«Откуда стол пришёл?»

Сущ.: стол, стул, диван, софа, шкаф, кровать, табурет, кресло, гарнитур, полка,  тумба, комод, подлокотник, столешница, сидение, спинка, ножки, дверцы, ручка, ящик.Прил.:  деревянный, пластмассовый, металлический, стеклянный, прочный, лёгкий, тяжёлый, журнальный, обеденный, письменный, компьютерный, мягкий, вместительный, плетёный.

Глаголы: чистить, протирать,переносить, ремонтировать, продать, доставить.

- Усвоение категорий Тв. п. с предлогом с/со («Что с чем?), Р. п. с предлогом для («Найди предмет»), без («Без чего не бывает?»);- Употребление предлогов в, на, из, с/со, под, из-под,  над,  за, из-за, между, около («Где взял игрушку?»);

- Употребление антонимов;

- Образование мн. ч. сущ. в И. п.;

- Согласование порядковых числит. с сущ.;

- Образование относительных прилаг.;

- Образование сравнительной степени прилагательных;

- Образование сущ. суффиксальным способом с ласкательным оттенком;

- Подбор признаков к предмету.

«Что с чем?», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Прятки», «Запомни и назови», «Магазин», «Скажи ласково», «Наоборот», «Какая мебель?», «В гостях у великана», «Подбери слова».

«Мы познаём самого себя»

Сущ.: тело, туловище, голова, глаза, уши, нос, ноздри, рот, зубы, губы, язык, затылок, волосы, виски, веки, щёки, лицо, лоб, брови, ресницы, подбородок, руки, пальцы, локти, запястье, ладони, ноги, ступня, пятка, колени, плечи, предплечье, спина, грудь, живот, пояс, бедро, люди, мужчина, женщина, девочка, мальчик, вкус, зрение, слух, голос, речь.Прил: высокий, низкий, широкий, узкий, худой, полный, толстый, длинный, тонкий, большой, маленький, левая, правая, нижняя, верхняя, детский, взрослый, карие, голубые, серые, зелёные, густые, вьющиеся, кудрявый, лопоухий, смешной, грустный, весёлый, печальный, довольный, заботливый, красивый.

Глаголы: стоять, лежать, ходить, слушать, слышать, думать, поднимать, опускать, поворачивать, крутить, прыгать, бегать, смотреть, нюхать, трогать, щупать, двигать, ловить, показывать, носить, дышать, чувствовать, расти, мыть, вытирать, заботиться, ухаживать, купаться, плавать, расчёсывать.

- Образование сущ. суффиксальным способом с ласкательным оттенком;- Образование существительных мн.ч.в И.п. и Р.п.;

- Образование существительных с помощью суффикса –ищ (носище, лбище, глазищи…);

- Образование сравнительной степени прилагательных;

- Употребление антонимов;

- Формирование форм сущ. ед. и мн. ч. Р. п. с предлогом у;

- Образование прилагательных путём сложения двух основ (кареглазый, светловолосый..).

«Олины помощники», «У доктора», «В гостях у гнома», «В гостях у великана», «Два друга»,  «Наоборот», «Один-все», «Кого много?», «Кого не стало?», «Кто старше (выше)?»,  «Четвёртый, лишний», «Подбери действие», «Ошибки Незнайки».

«Будем одеваться тепло и красиво»

 

Сущ.: шуба, пальто, дублёнка, куртка, плащ, пуховик, свитер, кофта, рубашка, платье, юбка, сарафан, футболка, комбинезон, брюки, пиджак, костюм, штаны, носки, шарф, варежки, перчатки, кепка, берет, платок, шапка, шляпа, панамка, бейсболка, пояс, рукав, карман, воротник, манжет, пуговица, петля, пояс, ремешок,  подол, юбка, резинка, клёпки, молния, шнуровка, ситец, шёлк, сатин, вельвет, капрон, фланель, шерсть, бархат, трикотаж, драп, атлас.Прил.: зимний, летний, весенний, осенний, женский, детский, мужской, чистый, грязный, новый, старый, тонкий, толстый, длинный, короткий, верхний, нижний, широкий,   узкий,   кожаный,   меховой,   вязаный,       тканый;

Глаголы: надевать, снимать, застегивать, расстегивать, завязывать, развязывать.

- Формирование форм сущ. мн. ч. В. п., Р. п., Тв. п.;- Употребление несклоняемого сущ. пальто в падежных формах;

- Согласование сущ. с числительными;

- Образование относительных прилагательных;

- Дифференциация глаголов надевать, одевать;

- Употребление антонимов;

- Употребление простых и сложных предлогов (в, на, под, за, с/со, около, из-за, из-под).

«Что наденем на прогулку?», «Упрямое слово пальто», «Магазин «Одежда», «Ателье», «Кто во что одет?»,  «Зима-лето», «Собери чемодан», «Соберём Соню на прогулку», «Уложим куклу спать»,  «Маша-растеряша».
Сущ.: сапоги, ботинки, кеды, кроссовки, туфли, босоножки, валенки, сандалии, тапки, каблук, шнурки, подошва, липучки, пряжка, носок, голенище, ремешок, кожа, резина, войлок.Прил.: толстый, тонкий, длинный, короткий, зимний, летний, мужской, женский, кожаный, меховой, чистый, грязный, сухой, мокрый, меховые, демисезонные, узкие, широкие.

Глаголы: надевать, снимать, развязывать, завязывать, застёгивать, расстегивать, шнуровать, мыть, чистить, клеить, ремонтировать, валять.

- Формирование форм сущ. мн. ч. Р. п. без предлога, с предлогом без, П. п. с предлогом о;- Употребление антонимов;

- Согласование сущ. с собирательным числительным пара;

- Образование родственных слов к существительным сапог, обувь;

- Образование сущ. суффиксальным способом;

- Образование относительных прилагательных.

«Что у кого?», «Большой -маленький», «Скажи со словом «пара», «Подбери родственников», «Наоборот», «Четвёртый лишний», «Зима-лето», «Магазин», «Помоги Растеряйке».

Декабрь

«Я иду по городу Новокуйбышевску»

Сущ.: новокуйбышевец, житель, площадь, улица, перекрёсток, проспект, бульвар, переулок, аллея, клумба, деревья, кустарник, светофор, транспорт, асфальт, тротуар, пешеходы, здания, дома, магазины, парикмахерская, больница, детский сад, школа, кафе, библиотека, кинотеатр, стадион, завод.Прил.: светлый, тёмный, широкий, узкий, длинный, высокий, короткий, зелёный, одноэтажный, многоэтажный, каменный, кирпичный, асфальтированный, деревянный, панельный, продуктовый, хозяйственный, берёзовый, липовый, тополиный.

Глаголы: смотреть, любоваться, встречать, провожать, показывать, любить, гордиться, работать, изучать, основать, озеленять, переходить, строить, убирать.

- Согласование сущ. с числительными;- Усвоение падежных категорий (cоставление предложений из слов в начальной форме);

- Усвоение категорий      Р. п. ед. ч. «Что за здание?» (Здание больницы, школы); мн. ч. « «На улицах много …»;

- Согласование сущ. с порядковыми числительными;

- Образование родственных слов к существительному город;

- Образование приставочных глаголов (переходить, заходить, обходить);

- Образование сравнительной степени прилаг. «А в нашем городе ещё… (больше, выше,  шире);

- Употребление антонимов;

- Подбор признаков к предмету;

- Образование относительных прилаг.

«Посчитай», «Подружи слова», «Знаешь ли ты свой город?», «Чего в городе много?»,  «Скажи, какой?», «Семейка слов», «Путешествие по городу», «Сравни и расскажи», «Что у вас, а что у нас?»,  «Скажи наоборот», «Закончи фразу», «Назови, какой, какая?».

«Мама, папа, я – дружная семья»

Сущ.: семья, родня, родственники, родители, малыш, малышка, дошкольник, дошкольница, школьник, школьница, юноша, девушка, мужчина, женщина, старик, старуха, шалун (-ья), озорник (-ца), молчун (-ья), певун (-ья), плясун (-ья).Прил.: старый, молодой, старше, младше, маленький, взрослый, сильный, слабый  слабее, сильнее,  грустный, весёлый, круглощёкий, курносый, коротковолосый, длинноволосый,  зеленоглазый, кареглазый.

Глаголы: помогать, работать, мастерить, петь, молчать, болтать, уважать, танцевать, играть, резвиться, ухаживать, заботиться, плясать, улыбаться, радоваться, смеяться, хохотать, грустить, печалиться.

- Усвоение категории Тв. п.  с предлогом с  «С кем ты живёшь?»;- Изменение лица глагола с 1-го на 3-е;

- Обогащение речи антонимами;

- Образование сравнительной степени прилагательных;

- Образование сущ. с увеличительным и уменьшительным значением;

- Образование простых причастий и прилагательных от глаголов (жить – живущий, любить – любимый…);

- Подбор и употребление синонимов.

«Моя семья», «Один-несколько», «Один-много», «Скажи наоборот», «Две семьи», «В семье великанов», «Назови всех ласково», «Назови, какой?», «Скажи по-другому».

«В гостях у сказки»

Сущ.: сказка, сказочник, персонаж, герой, Дед Мороз, Серый, волк, Красная шапочка, Баба Яга, Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, колдунья, волшебник, замок, избушка, теремок, принц, принцесса, Золушка, автор, писатель.Прил: сказочный, прекрасный, волшебный, заколдованный, хитрый, умный, злой, добрый, страшный, весёлый, глупый, справедливый.

Глаголы: колдовать, завораживать, испугаться, обвенчаться, слушать, рассказывать, пуститься, набрести, спеть, притвориться.

- Подбор однородных определений к словам;-  Формирование форм сущ. мн. ч. Р. п. без предлога, с предлогом без,

- Образование родственных слов к существительному сказка;

- Употребление антонимов;

- Образование сравнительной степени прилагательных.

«Рассмотри и опиши», «Чего не хватает?», «Кто без чего?», «Сказочная семейка», «Наоборот», «Сравни героев».

«Зимушка хрустальная»

Сущ.: зима, декабрь, январь, февраль, снег, зимовье, снежок, лёд, ледокол, ледоход, ледок, ледянка, зимушка, снежинка, снежок, Снегурочка, подснежник, снегокат, снеговик, снегирь, забавы, проказы, морозы, Дед Мороз, мороженое,морозильник, морозец.

Прил.: белоснежный, холодный, морозный, ранний, поздний, суровый, снежный, злой.

Глаголы: идёт, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скользит, морозит, холодит, скрипит, вьётся.

- Употребление в речи глаголов прошедшего и будущего времён;- Усвоение категории  Р. п. мн. ч.;

- Подбор однородных определений к словам;

- Образование сущ. суффиксальным способом с ласкательным оттенком;

- Образование и употребление родственных слов  к словам зима, снег, лёд, холод, мороз;

- Подбор однородных сказуемых к слову снег;

- Понятие многозначности слова идёт;

- Усвоение переносного значения слов.

«Ласковая зима», «Один -много», «Кто знает  больше?», «Подбери зимних родственников», «Кто больше знает слов?», «Наоборот», «Доскажи словечко», «Сравни и расскажи», «Подбери картинку к слову».

«Новогодние сюрпризы»

Сущ.: ель, ёлка, хвоя, наряд, карнавал, смех, веселье, радость, праздник, утренник, подарки, Снегурочка, Дед Мороз, снеговик, Буратино, Пьеро, Чипполино, Баба-Яга, пожелания, танцы, сосульки, фонарики, шишки, шарики, гирлянды, хоровод, серпантин.Прил.: ёлочный, новогодний, праздничный, украшенный, нарядный, стеклянный, весёлый, блестящий, разноцветный, долгожданный.

Глаголы: дарить, желать, наряжать, украшать, танцевать, веселиться, радоваться, отмечать.

- Практическое употребление несклоняемых сущ. Буратино, Пьеро, Чипполино;- Согласование словосочетаний прил. + сущ. с числительными

- Употребление глаголов в форме простого и сложного буд. времени с частицей –ся и без;

- Употребление предлогов, слов слева, справа, выше, ниже для обозначения месторасположения предмета;

- Усвоение категорий    Р. п. мн. и ед. ч.;

- Образование притяжательных прилагательных, согласование их с сущ. в Р.п.;

- Образование относительных прил.;

- Употребление антонимов (сравни Снегурочку и Бабу-Ягу).

«В гостях у сказочных героев», «Новогодний хоровод», «Весёлый счёт», «Кто где?», «Кого много на празднике?», «Чей костюм, чья маска?», «Подбери признак к предмету», «Скажи, какой, какая?», «Сравни героев».

Январь

«Зимние забавы»

Сущ.: зима, забавы, снег, снежок, снежки, снеговик, лёд, горка, коньки, лыжи, палки, санки, клюшка, шайба, каток, лыжник, конькобежец, хоккеист,игры, веселье, смех, радость, забавы, развлечение, гуляния, хороводы, колядки, подарки, праздник.

Прил.: весёлый, задорный, игровой, радостный, снежный, морозный, долгожданный, зимний, праздничный, санный, лыжный, хоккейный, холодный.

Глаголы:пришла, наступила, началась,  идёт, сыплет, падает колядовать, дарить, играть, забавляться, лепить, праздновать, отмечать, кататься, строить.

- Подбор признаков к предмету;- Образование сущ. и прил. с уменьшительно-ласкательными суф.;

- Образование сущ. мн.ч. И.п., Р.п.;

- Согласование сущ. с числительными;

- Усвоение категорий Д.п.ед.ч.;

- Усвоение падежных категорий (cоставление предложений из слов в начальной форме);

- Падежные окончания сущ. мн. ч. варежки;

- Образование родственных слов к сущ. снег;

- Подбор и употребление синонимов.

«Скажи, какой, какие, какая?»,  «Назови ласково», «Один — все – много», «Посчитай», «Исправь ошибку», «Подружи слова», «Варежки для Снегурочки», «Кто больше?», «Скажи по-другому».

«Птичкина столовая»

Сущ.: сорока, ворона, воробей, дятел, сова, снегирь, клёст, синица, глухарь, тетерев, кормушка, гнездо, клюв, крылья, шейка, когти, лапки, хвост, перья.Прил.: красногрудый, длиннохвостый, черноголазый, пестроголовый, трудолюбивый, громкоголосый, сладкоголосый, быстрокрылый, остроклювый, работящий, деловой, старательный, неугомонный.

Глаголы: подлетел, вылетел,  залетел, облетел, слетел, влетел, вылетел.

- Употребление предлогов в, к, на, над, под, из, от, перед;- Согласование сущ. с числительными;

- Образование сущ. и прил. с уменьшительно-ласкательными суф.;

- Образование приставочных глаголов;

- Употребление глаголов – антонимов;

- Образование сложных прил. путём сложения двух основ (длиннохвостый, красногрудый);

- Подбор синонимов к слову находчивый.

«Путешествие снегиря», «Сосчитай», «Скажи ласково», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот»,  «Какая птица?», «Скажи по-другому».

«Животный мир Севера встречает гостей»

Сущ.: белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, морж,  тюлень, северный олень, полярная сова, пингвин, Северный полюс, Южный полюс, бивни, ласты, клыки, шерсть, кожа,  ягель, хищник.Прил: медлительный, выносливый, огромный, пушистый, толстокожий, северные, полярные, травоядное, хищное.

Глаголы: охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться.

- Образование сущ. мн.ч. И.п., Р.п.;- Образование прилагательных путём сложения двух основ (толстолапый, длиннорогий…;

- Образование притяжательных прилагательных;

- Образование сущ., обозначающих детёнышей животных;

- Усвоение категорий Тв.п. ед.ч.;

- Образование сущ. суффиксальным способом;

- Употребление предлогов на, с(со), под, из-под, за, из-за.

«Один — все — много», «Какое животное?», «Чья голова, чей хвост?», «У кого — кто?», «Угостим малыша», Назови семью», «Назови маму», «Кто где?».

Февраль

«Новоселье домовёнка Кузи»

Сущ.: дом, здание, изба, хижина, чум, юрта, шалаш, дворец, землянка, иглу,  фундамент, стены, крыша, комнаты, чердак, этаж, подъезд, квартира, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, лестница, перила, двери, лестничная клетка, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, крыльцо, подоконник, окно, рама, форточка, ступеньки, замок, порог, водопровод.Прил.: одноэтажный, двухэтажный, трёхэтажный и т. д., многоэтажный, однокомнатный, двухкомнатный, трёхкомнатный, деревянный, каменный, бетонный, блочный, кирпичный, глиняный, панельный, бревенчатый, соломенный, удобный, нарядный, высокий-низкий, современный.

Глаголы: строить, заселяться, переезжать, жить, жить, красить,

возводить, ломать, открывать, закрывать, укладывать, прибивать, подниматься, позвонить, стучать.

- Согласование сущ. с числительными;- Усвоение категорий Тв. п. сущ. ед. и мн. ч. с предлогом с/со «Дом с чем?», Р. п. сущ. мн. ч. «В доме много чего?»;

- Образование сущ. и прил. с уменьшительно-ласкательными суф.;

- Образование приставочных глаголов от ходить, бежать;

- Образование сложных слов одноэтажный, трёхкомнатный;

- Подбор действий к предмету;

- Образование относительных прил.;

- Образование отыменных прил. (круглый).

«Какие дома бывают?», «Скажи наоборот», «Какой дом?», «Назови ласково», «Дом с чем?», «Чего много?», «Мы считаем», «Назови, какой дом?», «Что мы делаем?», «Кто больше подберёт слов?»

«Наши помощники-электроприборы»

Сущ.: кофеварка, микроволновая печь, электрическая плита, кондиционер, вентилятор, телевизор, утюг, фен, магнитофон, радио, пылесос, миксер, соковыжималка, холодильник, стиральная машинка.Прил.: бытовой, электрический.

Глаголы: облегчать, помогать, стирать, готовить, гладить, сушить, охлаждать, замораживать, разогревать

- Подбор действий к предмету;- Образование сущ. и прил. с уменьшительно-ласкательными суф.;

- Образование сущ. И.п., Р.п. мн.ч.;

- Образование форм сослагательного наклонения глаголов «Если бы не было…»;

- Согласование сущ. с числительными;

- Образование слов путём сложения: кофемолка, кофеварка, мясорубка,

- Согласование слов по типу управления;

- Усвоение падежных категорий (cоставление предложений из слов в начальной форме);

«Подбери действие», «Назови ласково», «Магазин бытовых приборов», «Скажи со словом «нет», «Считай и называй»,  «Что для чего?», «Закончи предложение», «Составь предложение».

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Сущ.: повар, парикмахер,   художник,врач,  учитель, писатель,  воспитатель,

швея, продавец,  полицейский, водитель, плотник, сторож, дворник, кондуктор, актёр, балерина, певец,    носильщик, дрессировщик, лесоруб, рыболов, хлебороб, садовод, пчеловод, трубочист.

Прил.: умный, добрый, смелый, храбрый, осторожный, внимательный, умелый, талантливый, умелый, профессиональный, заботливый, добросовестный, знающий, дисциплинированный.

Глаголы: танцует, лечит, учит, шьёт, убирается, охраняет, рисует, продаёт, готовит, печёт, разводит, ухаживает, убирает, строгает, водит, управляет, проверяет, носит, играет, поёт, пишет, сочиняет, воспитывает, занимается, дрессирует, ловит, чистит.

- Употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени (буду шить – сошью, буду вязать — свяжу);- Изменение глаголов по лицам (Учитель учит, и я учу);

- Усвоение категории  Тв. п. сущ. «Кому что нужно для работы»;

- Закрепление умения образовывать формы ед. и мн. ч. глагола «хотеть»;

- Образование форм сослагательного наклонения различных глаголов;

- Образование названий различных профессий с помощью суф. (стекольщик, часовщик);

- Образование названий женских профессий (певица, актриса);

- Подбор признаков к предмету;

- Подбор действий к предмету;

- Образование слов путем сложения (лесоруб, хлебороб).

«Кто что сделает?», «Он – я», «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию верно», «Угадай профессию», «Назови женскую профессию», «Какой мастер?», «Один-много», «Кто что делает?», «Хочуха», «Посчитай профессии», «Путаница», «Кто чем работает?»

«Будем Родину любить, будем в Армии служить»

Сущ.: воин, солдат, боец, защитник, род, родители, родня, родственники, Родина, Россия, отец, Отечество, Отчизна, отчество, страна, флаг, знамя, стяг, отвага, противник, войска, служба, армия, самолёт, лётчик, вертолёт, вертолётчик, разведка, разведчик, пулемёт, пулемётчик, граница, пограничник, парашют, парашютист, десантник,  кавалерия, кавалерист, пехота, пехотинец, танк, танкист, море, моряк, ракета, ракетчик, герой, рядовой, полководец, пушка, дуло, гусеницы, люк, башня,  трап, шасси, крылья, иллюминаторы, винт.Прил.: смелый, храбрый,  отважный,  бесстрашный,  мужественный,  выносливый, заботливый, родной, быстрый,  ловкий, умелый, ловкий, внимательный, сильный, доблестный, героический, трусливый, военный, военно-морские, лётные, пограничные, трудная, почётная, опасная., нужная.

Глаголы: любить, беречь, защищать, охранять, заботиться, служить, гордиться, трудиться, воевать, биться, драться, сражаться, маршировать, стрелять, летать, прыгать, добывать, следить, сохранять.

- Образование сущ. И.п, Р.п. мн.ч., согласованных с прилаг.;- Согласование словосочетаний прил. + сущ. с числительными;

- Употребление падежных окончаний сущ. мн. ч. (составление предложений из слов в начальной форме);

- Подбор и употребление синонимов;

- Подбор признаков к предмету;

- Подбор родственных слов к сущ. флаг, защитник, смелый, Отечество;

- Словообразование сущ. суффиксальным способом (военные профессии);

- Выделение и называние частей предмета («Без чего не бывает … танка (самолёта)?)

«На земле-воздухе – море», «Один — все – много», «Посчитай», «Подружи слова», «Назови по образцу», «Скажи по-другому», «Какой воин?», «Подбери родственников», «Назови военную профессию», «Что без чего?»

Март

«Весна идёт — весне дорогу!

Сущ.: месяц, март, апрель, май, оттепель, ручьи, лужи, капель, проталины, льдины, ледоход, скворечник, птицы, (перелётные), трава, подснежники, почки, листочки, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, семена, рассада, серёжки, сосульки,  погода, гром, молния, гроза, берёза, черёмуха, липа, каштан, тополь, клён, дуб, рябина, весна, веснушки, «Веснянка», по-весеннему, солнце, солнышко, подсолнух, солнечный, подсолнечный, солнцезащитный, солнцепёк, трава, травка, травушка, травник, травоядный, травяной, цветок, расцвела, цветник, первоцвет, разноцветный, цветущий, Цветик-семицветик.Прил: ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, весёлый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, краснощёкие, проворные, нежные, черёмуховый, берёзовый, липовый, каштановый, тополиный, кленовый, дубовый, рябиновый, весенний, ласковый, солнечный, ясный, голубой, первый, ранний, набухший, молодой, сочный.

Глаголы: светить, греть, почернеть, таять, образовываться, пробиваться, журчать, шуметь, бежать, набухать, лопаться, расцветать, распускаться, ломается, крошится, грохочут, гремит, ломаются, кричат, вьют, поют, выводят, громыхает, сверкает, греет, припекает, сеют, зеленеет, цветёт, радует, бурлит.

- Подбор признаков к предметам, действий к предметам (распространение предложений);- Подбор, образование однокоренных слов, выделение их из контекста весна, солнце, трава, цветок;

- Образование относительных прилагательных  дубовый, берёзовый;

- Усвоение форм Р. п. ед. и мн. ч. «Чья детка?», «Что мы видели весной? (Весной мы видели много…)».

- Образование сущ. и прил. с уменьшительно-ласкательными суф.;

- Употребление антонимов;

- Употребление падежных окончаний сущ. мн. ч. (составление предложений из слов в начальной форме);

- Согласование словосочетаний прил. + сущ. с числительными;
 

«Что делает, какое?», «Подбери родственников», «Какой лес?», «Что мы видели весной?», «Чего много?», «Закончи предложение», «Ласковая весна», «Скажи наоборот», «Подружи слова», «Посчитай».

«Поздравляем наших мам»

Сущ.: мама, бабушка, сестра, женщина, праздник, веселье, подарки, радость, пожелания, мастерица, рукодельница; проталины, ручьи, птицы, почки, подснежники.Прил.: заботливая, ласковая, добрая, умелая, работящая, трудолюбивая, красивая, смелая, отзывчивая;

весенний, солнечный, ясный, пасмурный, зимний, тёплый, холодный.

Глаголы: заботиться, любить, ухаживать, готовить, играть, стирать, убираться, гладить, покупать, вязать, шить,  читать, дарить, помогать, рисовать.

- Образование сущ. И.п, Р.п. мн.ч., согласованных с прилаг.;- Практическое употребление глаголов сов. и несов. видов (мыла — вымыла);

- Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суф. (мамочка, мамулечка);

- Подбор признаков к предмету;

- Употребление антонимов (мама добрая, мачеха – злая, Что бывает зимой, а что весной?);

- Подбор синонимов;

- Усвоение переносного значения слов (золотые руки);

- Употребление падежных окончаний сущ. мн. ч. (составление предложений из слов в начальной форме);

«Один – много», «Мамины заботы», «Назови маму (бабушку, сестру)ласково», «Какая мама (бабушка)?», «Скажи наоборот», «Когда это бывает?», «Похожие слова», «Как ты понимаешь?», «Скажи красиво»

«Летят перелётные птицы»

Сущ.: ласточка, грач, утка, лебедь, аист, цапля, скворец, соловей, гусь, кукушка, жаворонок, цапля, журавль, косяк, стая, клин, корм, пища, птенец, холода, морозы, аистёнок, журавлёнок, кукушонок, грачонок, скворчонок, утёнок, гусёнок, ноги, клюв, крылья, перья, оперение, хвост, когти, глаза, скворечник, гнездо.Прил.: перелётный, печальный,  сломанный,  прекрасный, красноклювый, большой, огромный, громадный, длинноногий, длинношеий, короткохвостый, крепкоклювый, длиннохвостый, белокрылый, белогрудый, теплолюбивый, острокрылый, длинноклювый, краснолапый.

Глаголы: летают, перелетают, отлетают, улетают, прилетают, подлетают, облетают,  вылетают, залетают, влетают, пролетают,  долетают, слетают.

- Формирование форм сущ. мн. ч. Р. п., П. п., Тв. п. (с предлогом с/со);- Употребление в речи предлогов за, под, через, вокруг, из;

- Образование сущ. суффиксальным способом (названия птенцов птиц);

- Согласование числительных с сущ.;

- Образование сущ. и прил. с уменьшительно-ласкательными суф.;

- Образование прилагательных путём сложения двух основ;

- Употребление синонимов;

- Подбор признаков к предметам (распространение предложений однородными определениями);

- Образование приставочных глаголов, употребление глаголов – антонимов;

- Практическое употребление предлогов на – с, под – из-под, за – из-за;

- Подбор родственных слов к словам перо, скворец;

«Кого много?», «Кто с чем?» «Кто где?», «Найди птицу», «У кого кто?», «Назови птенца», «Сосчитай», «Назови ласково», «Какая птица?», «Какая стая?», «Скажи по-другому», «Украшаем предложение», «Путешествие Нильса», «Скажи наоборот», «Прятки», «Кто где живёт?»,  «Подбери родственников».

«На подворье нашем»

Сущ.: корова, бык, телёнок, коза, козёл, козлёнок,  конь, лошадь, жеребёнок, боров, поросёнок, свинья, овца, баран, ягнёнок, собака, пёс, щенок, кот, кошка, котёнок, петух, курица, цыплёнок, гусь, гусыня, гусёнок, утка, селезень, утёнок,  индюк, индюшка, индюшонок,  кролик, крольчиха,  крольчонок,  морда, туловище, клыки,   рога, лапы, ноги, копыта, когти, шпоры, оперенье, хохолок, крылья, бородка, уши, перепонки,  хвост, вымя, клюв, шерсть, гребень, перья, свинарник, курятник, хлев, конюшня, коровник, конура, крошки, семечки, зерно, яйца, мясо, насест, пуховик, подушка, одеяло, птенцы, детёныши..Прил.:  свиной, овечий, коровий, козий, кошачий, собачий, лошадиный, кроличий, утиный, петушиный, гусиный, индюшиный.

Глаголы: блеять, мычать, рычать, ржать, мяукать, хрюкать, гоготать, крякать, кудахтать.

- Согласование числительных с сущ.;- Согласование притяжательных прил. с сущ.;

- Формирование форм сущ. ед. ч. Д. п., П. п.;

- Подбор однородных прил. к сущ.;

- Образование притяжательных прил.;

- Подбор родственных слов к слову свинья;

- Образование сущ. суффиксальным способом;

- Образование сравнительной степени прилагательных;

- Употребление антонимов;

- Образование прилагательных путём сложения двух основ;

- Подбор действий к предмету.

«Сосчитай до пяти», «Назови, какая птица (какое животное)?», «На скотном дворе»,  «Угощение Кати», «Кто о ком заботится?»,  «На птичьем дворе», «Назови ласково», «В гостях у великана», «Чей клюв, чья голова?», «Подбери родственников», «Назови семью», «Назови родителей», «Скажи наоборот», «Заколдованные птицы (животные)», «Кто как кричит?», «Кто что делает?».

«У медведя во бору»

Сущ.: заяц, зайчиха, зайчонок, лис, лиса, лисёнок, ёж, ежиха, ежонок, волк, волчица, волчонок, медведь, медведица, медвежонок, мышь, мышонок, лось, лосиха, лосёнок, рысь, рысёнок, барсук, барсучиха, барсучонок, олень, олениха, оленёнок, кабан, кабаниха, кабанёнок, крот, кротёнок, усищи, лапищи, глазищи, хвостище, когтищи, зубищи, носище.Прил.: заячий, лисий, лосиный, мышиный, рысий, медвежий, олений, волчий, барсучий.

Глаголы: зимовать, запасаться, просыпаться, хвастать.

- Согласование сущ. с прилаг.,- Подбор однородных прилаг. к сущ.;

- Употребление глаголов в разных временных формах;

- Подбор действий к предмету;

- Упражнение в употреблении простых предлогов на, с, из, в, сложных предлогов из-за, из-под;

- Образование притяжательных прилаг.;

- Образование прилагательных путём сложения двух основ;

- Образование сущ. суффиксальным способом с ласкательными и увеличительными оттенками;

- Образование названий детёнышей, самок диких животных суффиксальным способом;

- Подбор родственных слов к сущ. медведь;

- Подбор и употребление синонимов.

«Кто больше подберёт?», «Кто с кем живёт?», «Один-все-много»,  «Кто где живёт?», «Кто кем будет?», «Кто где спрятался в лесу?», «Чья голова, чей хвост?»,  «Заколдованное животное», «Какое животное?», «Назови ласково», «В гостях у великана», «Назови семью», «Кто у кого?», «Подбери родственников», «Скажи по-другому».

Апрель

«Прогулка по зоопарку»

Сущ.: лев, львенок, львица, грива, хвост с кисточкой, шерсть, хищник, тигр, тигренок, тигрица, обезьяна, обезьянка, зебра, зебренок, копыта, полоски, бегемот, бегемотик, кожа, складки, слон, слониха, слоненок, хобот, бивни, жираф, жирафенок, шея, крокодил, крокодильчик, пасть, клыки, носорог, носорожек, рог, кенгуру, кенгуренок, сумка, африка, индия, австралия, леопард, леопардик, верблюд, верблюжонок, черепаха, гепард, пустыня, охота, джунгли, удав, горилла.Прил.: ловкий, хищный, быстрый, грозный, сильный, пушистый, полосатый, острые когти, мощные клыки, цепкая, смышленая, смешная, крупный, неуклюжий, травоядный, огромный, толстокожий, высокий, пятнистый, длинный, зубастый, зеленый, скользкий, злой, сытый, голодный, неповоротливый, длинноногий, быстроногий, медлительный, сумчатый..

Глаголы: бегает, прыгает, ходит, охотится, подстерегает, набрасывается, рычит, кормит, крадется, скрывает, прыгает, лазает, играет, подражает, ловит, ищет, чистит, пасется, щиплет, прячет, плавает, ныряет, нежится, срывает, набирает, поливает, наклоняет, вытягивает, защищается, сбивает, прячет в сумке.

- Усвоение категории Тв. п. мн. ч. с предлогом за; Р. п. мн. ч,  ед. ч.;- Образование и употребление порядковых числительных;

- Употребление глаголов в форме буд. сложного времени «Когда я вырасту …»;

- Употребление предлогов перед, за, между, около, от; слов: слева, справа;

- Образование названий детёнышей суф. способом;

- Образование сущ. суффиксальным способом с ласкательными и увеличительными оттенками;

- Образование притяжательных прилаг.;

- Образование прилагательных путём сложения двух основ;

- Подбор признаков к предмету.

«Кто за кем гонится?», «Что забыл нарисовать художник?», «Чего не хватает?» «Кто где спрятался?», «Один – все -много», «Какой по счёту?», «Сосчитай», «Кто кем будет?», «Кто где?»,  «Прятки», «Кто у кого?», «Назови семью», «Назови родителей», «Чьё это?», «Чудесное превращение», «Назови ласково», «В гостях у великана», «Какое животное?», «Подбери слова».

«Космическое путешествие»

Сущ.: земля, луна, месяц, солнце, космос, планета, звезда, корабль, луноход, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, космодром, скафандр, шлем, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, сияние, старт, посадка.Прил.: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.

Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать.

- Согласование числительных с сущ. + прилаг.;- Усвоение категории И.п, Р.п. мн.ч. сущ.;

- Изменение фразы метеоритный дождь по падежам;

- Образование приставочных глаголов;

- Подбор признаков к предметам (распространение предложений однородными определениями);

- Употребление слов-антонимов;

- Подбор родственных слов к сущ. космос, луна;

- Употребление падежных окончаний сущ. мн. ч. (составление предложений из слов в начальной форме);

- Упражнение в употреблении простых предлогов на, с, из, в, сложных предлогов из-за, из-под.

«Сосчитай», «Один — все – много», «Метеоритный дождь», «Измени слово верно», «Скажи наоборот», «Слова-родственники», «Подружи слова», «Путешествие на Марс».

«Россия — родина моя»

Сущ.: Россия, Родина, президент, Москва, столица, флаг, гимн, герб, государство, гимн, герб, кремль, куранты, Красная площадь, россиянин,  итальянец, американец, испанец, португалец, мексиканец и т.д.;Прил.: большая, дружная, великая, сильная, добрая, независимая, единственная, любимая, непобедимая, многонациональная.

Глаголы: любить, помнить, строить, возводить, гордиться, уважать, охранять, заботиться.

 

- Усвоение категории Р.п., Т.п. мн.ч. сущ.;- Согласование числительных с
сущ. в роде, числе и падеже;

- Употребление антонимов;

- Образование сущ. суффиксальным способом;

- Образование сравнит. степени прил. (больше, выше, быстрее);

- Усвоение падежных категорий (составление предложений из слов в начальной форме);

- Употребление синонимов (большая –необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная; красивая — замечательная, прекрасная, милая)

«Полюбуйся», «Чего в стране много?», «Сколько их?»,  «Скажи наоборот», «А у нас…», «Скажи ласково»,«Составь предложение», «Кто в какой стране живёт?»,  «Подружи слова», «Скажи иначе».

«На перекрёстке дорог»

Сущ.: транспорт, автобус, машина, автомобиль, троллейбус, трамвай, мотоцикл, метро, бензовоз, поезд, электричка, самосвал, грузовик, велосипед, лодка, пароход, корабль, вертолёт, самолёт, ракета, скорая помощь, полицейская машина, молоковоз, бетономешалка, подъёмный кран, колесо, кузов, кабина,  руль, двери, сидения, пропеллер, трап, шоссе, дорога, хвост, нос, корма, борт, палуба, парус, трюм, штурвал, якорь, винт, вагон, рельсы, прицеп, мотор, пристань, остановка, аэродром, аэропорт, шофер, водитель, летчик, капитан, машинист.Прил.: пассажирский, грузовой, легковой, городской, водный, наземный, подземный, воздушный, железнодорожный, почтовый, скорый, военный, моторная, подводная, служебный, строительная, двухколёсный, четырёхколёсный.

Глаголы: едет, катит, переезжает, выезжает, отъезжает, объезжает, заезжает, летит, перелетает, вылетает,  отлетает, облетает, залетает, плывёт, переплывает, отплывает, спешит, мчится, ломается.

- Употребление несклоняемых сущ. метро, такси;- Согласование словосочетаний сущ. + прил. с числительными;

- Образование сущ. суффиксальным способом с ласкательными оттенками;

- Образование и употребление приставочных глаголов;

- Образование сравнит. степени прил. (больше, выше, быстрее);

-Усвоение категорий   Р. п. сущ. «Без чего не бывает»;

- Употребление глаголов противоположных по значению;

- Подбор признаков, действий к предмету;

- Составление предложений по двум опорным словам и предлогу;

- Образование слов путём сложения луноход, вездеход, снегоход;

- Усвоение падежных категорий (составление предложений из слов в начальной форме).

«Упрямые слова», «Сосчитай транспорт», «Сколько машин ты увидел?», «Назови транспорт ласково», «Незнайка путешественник», «Сравни и назови», «Что быстрее, выше, длиннее..?», «Что без чего не бывает?», «В мастерской у механика», «Скажи наоборот», «Подбери словечко», «Закончи предложение», «Подружи слова», «Назови транспорт верно».

Май   

«День Победы»

Сущ.: День Победы, война, мир, ветеран, герой, парад, салют, награда, медаль, орден,  Отечество, Родина, Отчизна, воин, боец, солдат, защитник, смельчак, богатырь, медсестра, раненый, память, памятник, фашист, враг, мина,  граната, бомба, снаряд, винтовка, кавалерия, кавалерист, танк, танкист, море, моряк, ракета, ракетчик, самолёт, лётчик, вертолёт, вертолётчик разведка, разведчик, пулемёт, пулемётчик, граница, пограничник, парашют, парашютист, каска, котелок, окопы.Прил.:  храбрый, смелый, бесстрашный, доблестный, отважный, славный, мирный, фашистский, немецкий, жестокий, славный, долгожданная.

Глаголы: защищать, охранять, беречь, перевязывать, спасать, стрелять, погибать, победить, биться, воевать, сражаться, гордиться, добывать, трудиться.

- Подбор и употребление синонимов;- Употребление антонимов;

- Употребление сущ. в разных падежных формах;

- Подбор родственных слов к сущ. герой, защита, война;

- Образование сущ., обозначающих воинов-защитников различных военных профессий.

- Усвоение падежных категорий (составление предложений из слов в начальной форме).

«Слова-приятели», «Один-все – много», «Кого много?», «Кого не стало?», «Кому что нужно для Победы?»,  «Кто больше?», «Сосчитай до 5», «Что делают?», «Скажи наоборот»,  «Слова-неприятели», «Составь предложение», «Кто где служит?», «Подбери слова».

«Лето красное запело»

Сущ.: лето, жара, солнце, солнцепёк,насекомые, цветы, ромашка, василек,   роза, тюльпан,  одуванчик, ландыш,   колокольчик.

Прил.: жаркое, тёплое, знойное,      холодное, сырое, дождливое, зелёное, замечательное, красное, весёлое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.

Глаголы: отдыхать, загорать, плавать, купаться, нырять, сажать, выращивать, собирать, уезжать, играть,  кататься.

- Согласование прилагательных с сущ. в роде и числе;- Спряжение глагола любоваться в настоящем и прошедшем времени;

- Образование сущ. суффиксальным способом с ласкательными оттенками;

- Образование сложных глаголов будущего времени;

- Подбор признаков к слову лето;

- Усвоение категории    Р. п. мн. ч.  (Я нарву букет ромашек. Я нарву букет тюльпанов…);

- Усвоение падежных категорий (составление предложений из слов в начальной форме);

- Составление предложений с заданным предлогом.

«Подбери слова», «Измени слово верно», «Назови ласково», «Что ты будешь делать летом?», «Какое лето?»,  «Букет цветов» «Составь предложение», «Подружи слова».

«Муха-Цокотуха приглашает в гости»

Сущ.: жук, бабочка, муха, божья коровка, муравей, комар, кузнечик, стрекоза, богомол, жук-солдатик, шмель,  пчела, насекомое,  голова, усы, брюшко, лапки, крылья, жало, глаза, насечки, пыльца, улей, нектар, муравейник.
Прил.: красивый, разноцветный, жёлтый, мохнатый, трудолюбивый, блестящий, чёрный, коричневый, яркий, заботливый, красивый, лёгкий, вредный, полезный.Глаголы: летать, ползать, трудиться, опылять, есть, вылезать, зарываться, жужжать, кусать, жалить, пищать, стрекотать, вредить.
- Подбор признаков, действий к предмету;- Образование сущ. суффиксальным способом с ласкательными и увеличительными оттенками;

- Усвоение категории  Р. п. мн. ч.;

- Согласование числительных с существительными и прилагательными;

- Усвоение падежных категорий (составление предложений из слов в начальной форме);

- Образование и употребление приставочных глаголов;

- Употребление простых предлогов на, с, из, в, под, над, через сложных предлогов из-за, из-под.

«Подбери словечко», «Скажи ласково», «Кого много на лугу?»», «Что изменилось?», «Скажи со словом «нет», «Сосчитай», «В гостях у великана», «Закончи предложение», «Составь предложение», «Полёт комара»,  «Где бабочка?»,

«Скоро в школу»

Сущ.: школа, звонок, класс, умник, умница, отличник, отличница, двоечник, двоечница, троечник, троечница, хорошист, хорошистка, скромник, скромница, первоклассник, первоклассница, проказник,     проказница, школьник, школьницаозорник,  озорница, писать – письмо, пишу, писатель, списать, записка, подпись, переписывать, читать -

читатель, чтение, чтец ,прочитать,       перечитать, читальня, учить — учитель, учительница,  ученик,  ученица, учебник, учёба, учащиеся;  карта,  доска, портфель, ранец, пенал, карандаш, линейка, ручка, тетрадь, дневник.

Прил.: школьный, учебный, трудный, интересный, лучше, интереснее, веселее, приятнее, просторнее, замечательнее, прекраснее.

Глаголы: читать, писать, считать, узнавать, слушать, запоминать.

- Образование сложных глаголов будущего времени «В школе я научусь…»;- Согласование числительных с сущ.;

- Усвоение категории  Р. п. мн. ч.;

- Образование сущ. женского рода от сущ. мужского рода;

- Образование сущ. суффиксальным способом с ласкательными

оттенками;

- Подбор однокоренных слов к словам читать, писать, учить;

- Употребление антонимов;

- Образование относительных прилагательных;

- Употребление простых предлогов на, с/со, из, в, под, над, из сложных предлогов из-за, из-под;

- Образование сравнительной степени прил. от наречий.

«Чему учат в школе?», «Сосчитай школьные принадлежности», «Что ты положишь в портфель?», «Измени слово», «Один-много», «Чего в портфеле много?»,  «Он – она», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Из чего, какое?», «Помоги Растеряйке», «Две школы».

Овчинникова Татьяна Николаевна,
учитель-логопед высшей кв.категории
ГБОУ Самарской области основной общеобразовательной школы №6
города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск
Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Ёжик»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.