Рекомендации родителям и учителям начальных классов по преодолению письменных ошибок, связанных с недоразвитием оптико-пространственных процессов

Ошибки при оптико-пространственной дисграфииВ данной статье приведены примеры нарушений письменной речи учащихся начальной школы. Даются рекомендации для родителей и учителей начальных классов по преодолению письменных ошибок. Приводятся приемы и упражнения, направленные на развитие оптико-пространственных процессов.

Специфика школьного логопеда исправлять не только устную речь, но и предупреждать и исправлять письменные ошибки. Особенно в 1 классах часто встречаются замены букв по оптическому сходству. Учителям и родителям можно предложить задания и упражнения направленные на устранение и предупреждение этих замен. Данную статью можно использовать на стенде для родителей, можно в качестве памятки для родителей во время индивидуальных консультаций.

Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности.

Письменная речь — это вторичная более поздняя, по времени возникновения, форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы:

а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж
б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О
в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К

Приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии.

Коррекционную работу нужно начинать не с букв, а с геометрических фигур:

  • Предлагаются парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с изменением при этом некоторых его деталей (домик с неодинаковым количеством окон, разным расположением трубы на крыше и пр.; ёлочка с разным количеством веточек-штрихов и т. п.).
  • Различение геометрических фигур по форме и величине (при неправильном выполнение, ребёнку необходимо пояснить различия в фигурах).
  • Очень важно проведение специальной работы по усвоению понятий «верх — низ», «вверху — внизу», «выше — ниже», «справа — слева».
  • Сначала ребёнок только показывает, какие фигуры расположены справа, слева, сверху, между… Потом сам называет место расположения фигур по отношению к другой фигуре.
  • «Озвучивание» различного пространственного расположения предметов (карандаш на книге, в книге, под книгой и т.д.)

Лишь после предварительной подготовки можно переходить непосредственно к работе над дифференциацией смешиваемых букв:

  • сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Н-р, у буквы и только 2 крючка, а у буквы ш – 3; у буквы р палочка длинная, а у буквы п – короткая; у буквы ш только 3 крючка, а у буквы щ кроме них, есть ещё дополнительный элемент и т. д.
  • складывание букв из составляющих их элементов;
  • построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом взрослым;
  • предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
  • отгадывание буквы, построенной другим;
  • реконструирование, то есть «переделка» одной буквы в другую;
  • «достраивание» букв путём добавления к ним недостающих элементов;
  • нахождение «спрятавшихся» букв в фигуре (– Б, Т, Г, Р, Ф; – В, Р, Ь, Ъ, Ф; – Ж, Х, Т, Г, У, К)
  • вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
  • письмо смешиваемых букв в воздухе; на ладони у ребёнка (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);
  • вырезание букв из бумаги или картона;
  • обводка контуров букв;
  • раскрашивание буквы большого размера (5-6 см.), написанной взрослым;
  • письмо букв по опорным точкам, поставленными взрослыми;
  • узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);
  • узнавание и последующее называние недописанных букв;
  • узнавание букв, наложенных друг на друга;
  • узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
  • называние рядом написанных сходных по описанию букв;
  • на заключительных этапах работы: письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку. Перед записью каждой буквы ребёнок должен сказать, из каких элементов она состоит.
  • письмо под диктовку слогов, а затем и слов со смешиваемыми или неправильно изображаемыми буквами.

Задания для профилактики и исправления «зеркального» написания букв:

  • развитие ориентировки в окружающем пространстве;
  • в каждой паре букв показать правильно написанную букву;
  • рассказать, как можно «переделать» «зеркальную» букву в правильную;
  • зачеркнуть все «зеркальные» буквы;
  • перевести оставшиеся не зачёркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный;
  • на заключительных этапах работы письменные упражнения под контролем взрослых. Основной принцип всех письменных упражнений: предупредить и не допустить ошибки, а не исправлять уже сделанные.

Данные упражнения позволяют не только закрепить правильный оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии.

Литература:

  1. Лозбякова М.И. «Учимся правильно и чётко говорить».- М, 2003г.
  2. Парамонова Л.Г. «Говори и пиши правильно».- СПб, 1996г.
  3. Парамонова Л.Г. «Логопедия для всех».- М, 2002г.
  4. Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфических ошибок у детей».- СПб, 2004г.

Григорьева М.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: , ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.