В статье изложен материал по проблеме коррекции моторной алалии у детей. В нем изложен алгоритм компенсации моторной алалии через раннее обучение детей чтению. Описаны этапы коррекционной работы с данной котегорией детей по обходному пути.
Alalio – от латинского «не говорю». У дошкольников – 1%. У мальчиков в 2 раза чаще. У младших школьников – 0,6%, у старших – 0, 2%.
Моторная алалия – это системное недоразвитие речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарём и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи.
Вопросы этиологии и патогенеза алалии раскрыты в работах В.А.Ковшикова, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Б.М.Гриншпун, В.К.Воробьевой, Л.Р.Давидович, Е.Ф.Соботович, Т.Г.Визель.
Причины возникновения моторной алалии:
1. Наследственная предрасположенность (неврологическая, психопатологическая, речевая) от 4 до 18% .
2. Поздняя беременность (мать за 30, отец — 45-50 лет) 72%
3. Патологии беременности (сильный токсикоз, неправильное положение плода, угрожающие выкидыши, попытки прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору, соматические заболевания, психотравмы идр) 92,2%.
4. Патология родов (затяжные, стремительные, обезвоженные, медицинская стимуляция, наложение щипцов, асфиксия, преждевременные и др).
5. Неблагополучный анамнез матери (многочисленные беременности, предшествующие аборты, мертворождения и т.п).
6. Частые заболевания ребенка в ранний период развития – как предрасполагающий фактор.
7. Мозговые заболевания и травмы до 3 лет.
8. Социально – психологические предрасполагающие факторы (ограничение контактов, дефицит общения, неправильное речевое воспитание, конфликты и т.п)
В результате в мозге возникает поражение речедвигательного центра Брока и его проводящих путей. Действие неблагоприятных факторов при моторной алалии от внутриутробного периода развития до 3 лет (доречевой период).
Диагностика моторной алалии
- Могут говорить, но не умеют
- Достаточная сохранность моторного уровня артикуляторного механизма
- Преимущественные фонематические нарушения
- Многие звуки имеют одновременно как неправильное, так и правильное произношение
- Преобладают замены
- Искажения преимущественно сложных по артикуляции звуков – поздно формирующихся в онтогенезе
- Непостоянные и разнообразные замены, пропуски, искажения и простых и сложных по артикуляции звуков
Полезные для артикуляции признаки для моторных алаликов отбираются не из акустических, а из графических образов звуков речи и слов (чтение), то есть путем подключения здоровой затылочной коры.
Так как детский мозг характеризуется высокой пластичностью, моторную алалию необходимо компенсировать по обходному пути.
Алгоритм компенсации
Таким образом, при моторной алалии – обходной путь в обращении к букве как к аналогу звука или графическому образу слова (чтение). Поскольку правая зрительная доля у ребенка от 2 до 5 лет активнее левой, ему показывают не отдельные звуки, а целые слова подкладывают под картинки. Ребенок воспринимает их как рисунок. Буквы актуализируются только на этапе звукоподражания. Необходимо постоянное озвучивание логопедом сложенных из букв слов. Благодаря этому формируется ассоциативная связь слова и предмета, изображенного на картинке. Активизируются разные отделы мозга. Это способствует установлению связей между ними. Картинки стимулируют затылочные доли, осмысление – лобные, графические образы – теменно – затылочные, слуховые – височные. Возникает графически – артикуляционные ассоциации. Артикуляционные движения переходят на нормальную слухоречевую основу. Целесообразно учить писать и читать раньше, чем говорить.
Коррекционная работа по устранению моторной алалии
Коррекционная работа с ребёнком имеющим моторную алалию, должна начинаться в 3-4 года. Это обусловлено тем, что в раннем возрасте последствия поражения ЦНС легче компенсируются, и с тем , что работа с данным нарушением речи будет занимать не 2-3 месяца, а несколько лет.
Освоение ребёнком с алалией русского языка сравнимо с освоением нами иностранного языка. Это связано с тем, что что у малыша быстро теряется с трудом найденный артикуляционный уклад. Поэтому для запоминания одного слова такому ребёнку необходимо его многократное повторение (более 120 раз).
Общие принципы работы:
- системности,
- комплексности,
- обходного пути,
- деятельностный,
- от простого к сложному,
- опора на сохранные анализаторы,
- повторяемость программного материала,
- создание ситуации успеха,
- индивидуального подхода.
Средства компенсации:
- раннее обучение чтению и письму,
- опора на комплекс полимодальных ощущений (тактильно – вибрационные и осязательно – чувствительные ощущения, зрительные, слуховые, вкусовые)
Этапы работы над развитием речи.
1 этап
Практически неговорящие дети.
Цель – формирование элементарного словаря, обеспечивающего минимальное общение.
Например, виды упражнений:
- показ по инструкции картинок;
- отбор предметов с ориентацией на грамматическую форму слов в процессе дидактических игр и инсценировок (игры сказки с речевым сопровождением педагога, выполнением действий детьми);
-заканчивание начатых предложений путем показа картинки (в небе летит, в небе летят);
-лото.
2 этап
Цель — Работа по развитию словаря и формированию грамматического строя речи; научить детей объединять слова в словосочетания и простые предложения.
Например, виды упражнений:
- Определение количества слов в ряду существительных, глаголов, прилагательных. Ряд называет педагог, повторяют дети, после чего определяют количество слов в нем.
- Определение количества слов в предложениях, состоящих из существительного и глагола, при этом дети сами конструируют предложения.
3 этап
Дети овладевают словарем обиходных слов, простым двусоставным предложением и его грамматическим оформлением.
Цель – закрепить усвоенные на первых этапах знания и отработанный лексический, грамматический материал, усложняя формы деятельности с ребенком. Формируется осознанное выделение языковых элементов. Дети фактически овладевают грамотой и выделенные слоги, звуки соотносятся с графическими обозначениями в процессе чтения.
Виды упражнений:
- Определение общего слога в словах. Используются слова с однотипными суффиксами, приставками, окончаниями.
– Соотнесение слов с их графической (слоговой) схемой.
– Графические диктанты слов. Дети записывают услышанные слова в виде одной черты, под ней прерывистыми линиями изображают количество слогов.
4 этап
Цель — Закрепление представлений о фонематической, слоговой и морфологической структуре слов и грамматических стереотипах в процессе чтения.
Весь лексический и грамматический материал, отработанный на занятиях развития речи и произношения, повторяется в процессе чтения.
Чтение слогов, слов и предложений сопровождается анализом фонетического, лексического и грамматического материала с опорой на графическое изображение.
Виды упражнений:
1. Чтение слогов и слов различной фонетической сложности и нахождение соответствующей картинки. Подбираются слова определенных смысловых категорий (фрукты, овощи, мебель и т.д), либо ассоциативные группы слов (зима, снег, коньки и т.п), либо слова одной грамматической категории (глаголы).
2. Чтение по карточкам определенных слогов, входящих в состав слов и выкладывание из этих слогов слов по соответствующим картинкам.
3. Чтение слов и их дифференциация по слоговому составу (прочесть и назвать слова, которые состоят из 1, 2, 3 слогов).
4. Чтение слов и выделение лексем с заданной буквой или звуком.
5. Чтение ряда слов и отбор слов с определенными значениями (например, прочитать и найти слова, обозначающие что растет, плавает и т.п).
6. Чтение ряда слов и выкладывание соответствующего ряда картинок по памяти.
7. Чтение слов с пропущенными буквами и слогами и дополнение их сначала с опорой на соответствующие картинки, затем без.
8. Чтение предложений с одним и тем же лексическим составом, но с разлчным грамматическим оформлением слов, соотнесение прочитанного с соответствующими картинками. Для этого используются все знакомые лексемы и словоформы с коррелирующими морфемами, отработанные на ранних этапах. Например, предлагается прочитать группы предложений и найти соответствующие картинки.
9. Прочтение предложение и дополнение соответствующим слогом или буквой определенных слов (устно, затем из разрезной азбуки) с опорой на картинку.
10. Чтение несложного текста и показ соответствующих предметов на картинке.
11. Чтение текста и ответы на вопросы, выделение в первом, втором и третьем предложении, пересказ текста.
12. Чтение текста, данного в неправильной последовательности, определение правильного порядка предложений.
Следуя правилу « читать раньше, чем говорить», мы даём ребёнку своеобразную опору для более уверенного произношения. Причём в отличие от глобального чтения, мы учим детей слушать и различать звуки в произнесённом и прочитанном слове.
Дети учатся называть звуки по порядку, составлять слова из слогов, предложения из слов. Ребёнок соотносит печатное слово с предметной картинкой; Он упражняется в подборе слов на заданный звук и слог.
Таким образом, ребёнок параллельно учится читать, говорить, запоминать, дифференцировать звуки, буквы, слова. Осмысленно читая слова и предложения ребёнок обогащает свою речевую практику.
Именно развитие фонематического восприятия становится одним из главных направлений в работе по формированию речи детей с моторной алалией. Чем раньше ребёнок начнёт прислушиваться к звукам речи, тем раньше он будет их различать, а значит, правильно произносить в словах, соблюдая должную последовательность.
![]() |
Деришева Е.Н., учитель-логопед |