С 2000 года в дошкольных образовательных организациях , функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк), созданные для обеспечения оптимальных условий воспитания и обучения детей с учетом их возрастных и индивидуальных психо-физических особенностей развития.
Основная цель ПМПк — обеспечение в образовательной организации диагностико- коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей.
Основными задачами ПМПк являются:
- своевременное выявление и всестороннее комплексное обследование детей, испытывающих трудности в освоении программы дошкольного образования;
- определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной коррекционной помощи в условиях образовательной организации;
- направления его в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса об оптимальном педагогическом маршруте.
В новом ФГОС ДОО определено право ребенка посещать дошкольную организацию с 2 месяцев. Актуальность проблем ранней диагностики и коррекции речевых недостатков подтверждается проведенными исследованиями в России. Перед каждым сотрудником консилиума стоят свои профессиональные задачи.
Логопед рассказывает и показывает, как лучше общаться с ребенком в какие игры играть, чтобы ему было легче научиться говорить. Каждый ребенок осваивает язык в своем индивидуальном стиле и темпе, и каждому нужна поддержка взрослого при овладении языком. Дети с серьезными проблемами в развитии также должны иметь возможность общаться с людьми. Это можно делать не только при помощи речи, но и при помощи жестов и других средств коммуникации . Вместе с родителями логопед найдет способы общения, которые подходят ребенку.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержками речевого развития, тяжелыми нарушениями речи. С первых месяцев жизни ребенка раннее вмешательство позволяет скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, предупредить появления вторичных и третичных отклонений и создать условия для достижения ребенком более высокого уровня общего развития. В результате коррекции в раннем возрасте развитие достигает нормы, или стойкого положительного эффекта.
Реализация ранней помощи предполагает:
- максимально раннее выявление особых образовательных потребностей.
- максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка.
- обязательное включение родителей в процесс обучения, начиная с первых месяцев жизни.
- наличие специального стандарта образования.
- более дифференцированное «пошаговое» обучение.
- значительно более глубокая, чем в массовом образовании дифференциация и индивидуализация обучения, создание особой организации образовательной среды.
Литература:
- Левченко И.Ю. Психолого-медико-педагогический консилиум в детском саду для детей с задержкой психического развития /Коррекционная педагогика 2009//
- Винарская Е.Н. //Возрастная фонетика/ Томск 2001
- Резниченко Т.С. Анализ вербальных средств общения, появившихся у неговоривших детей: диагностический подход /Логопедия 2009//
Сорочинская Ю.М.,
учитель-логопед
вообще не поняла цель публикации этой статьи