Игры с песком

Использование песочной терапииАннотация: данная статья посвящена нетрадиционным формам работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, а именно играм с песком. Автор описывает игры, направленные на развитие всех компонентов речи. Благодаря использованию игр с песком, у детей с нарушениями речи возрастает интерес к логопедическим занятиям, и снижается эмоциональное напряжение.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы воздействия, такие как игры с песком, оптимизируют процесс коррекции речи. Рассмотрим более подробно специфику применения игр с песком на логопедических занятиях.

Игры с песком можно включить на этапе автоматизации поставленных звуков: проговаривать звук [Ш] и одновременно скользить ладонями по песку, выполняя зигзагообразные движения (как змейка) или набрать в руку песок и произносить звук [С], насыпая горку и т.д. Можно проговаривать поставленный звук и чертить пальчиком на песке дорожки, сочетать проговаривание звука с написанием соответствующей буквы. Аналогично может проводиться работа по автоматизации звуков в слогах.

При коррекции лексико-грамматического строя речи можно включить следующие игры с песком: играя в игру «Кого нет?» ребенку необходимо догадаться, какую фигурку засыпали песком, и назвать её (например: нет зайца и т.д.). Играя в игру «Какой, какая?», ребенку необходимо подобрать как можно больше слов-определений (например: лиса – рыжая, хитрая и т.д.).

Игра «Волшебный клад» поможет отработать навык ориентации в пространстве. «В песочнице спрятано много интересных фигурок. Но это ещё не всё. Где-то спрятан волшебный клад. Искать нужно двумя пальчиками, следуя строго по указаниям взрослого: «найди сюрприз в левом нижнем углу и т.д.».

Играя с песком, можно весело и легко работать над коррекцией нарушений слоговой структуры слова. Варианты игр следующие: ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово; ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, убирая или добавляя лишнюю полоску; ребенок оставляет на песке столько «следов», сколько слогов в заданном слове.

Игры с песком помогают в доступной игровой форме овладеть навыками фонематического восприятия, анализа и синтеза. Особенно нравится детям игра «Спрячь ручки» — необходимо прятать руки в песок, услышав заданный звук. Не менее интересно проходит игра: «Два города» — под толстым слоем песка спрятаны заламинированные картинки с дифференцируемыми звуками [С-Ш]; [Р-Л] и т.д.) ребенок откапывает их и раскладывает на две группы. Можно предложить ребенку выбрать фигурки с любым заданным звуком. Так же ребенок, проговаривая слоговые дорожки (КА-ГА-КА), рисует круги на песке.

При рисовании картины из песка можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. Ребенок рисует на песке любой предмет и оставляет с этим словом предложение или небольшую историю.

Игры с песком делают увлекательным процесс письма и чтения. Можно предложить букву «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я», «В» в «З» и т.д. или написать буквы, слоги слова самому. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает ребенку возможность ощутить себя успешным.

Благодаря использованию игр с песком, у детей с нарушениями речи возрастает интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными и сами занятия проходят более увлекательно и интересно. Играя с песком, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства, так свойственного детям с нарушениями речи.

Жердева О.П.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.