Паспорт логопедического кабинета, составленный в соответствии с современными требованиями оформления педагогической документации. В материале представлено не только оснащение логопедического кабинета, но и картотека методических и дидактических пособий для успешной коррекционно-развивающей работы с детьми разного возраста.
Паспорт логопедического кабинета
Общие сведения о кабинете^
- Образовательное учреждение:Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение№ 42
- Общая площадь логопедического кабинета:15м.кв.
- Освещенность:
- Тип: смешанный (естественное и искусственное)
- Источники: естественное – окно 1 шт.
- искусственное –люминесцентные лампы 4 шт.
- Количество работающих логопедов:1
- Количество логопедических групп:1
- Ф.И.О. учителя-логопеда:Попова Ирина Семеновна
- Стаж работы:5 лет
- Образование:высшее
- Разряд:первая квалификационная категория
График занятости логопедического кабинета
День недели |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Деятельность учителя-логопеда |
14.00-18.00. |
09.00.-13.00. |
09.00.-13.00. |
09.00.-13.00. |
09.00.-13.00. |
Коррекционные занятия |
15.00-17.00 |
09.00-12.00 |
09.00-12.00 |
09.00-12.00 |
09.00-12.00 |
Консультации для педагогов |
14.00-15.00 |
12.00-13.00 |
|||
Консультации для родителей |
17.00-18.00 |
||||
Участие в режимных моментах |
12.00-13.00 |
12.00.13.00 |
12.00-13.00 |
Правила пользования логопедическим кабинетом
• влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
• ежедневно проводится проветривание кабинета;
• перед каждым применением и после него производится обработка ло-гопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;
• кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для ин-дивидуальных занятий, игровой зоной;
• по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.
В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с тре-бованиями САНПиН и ФГОС и основными педагогическими принципами:
- Системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопеди-ческого кабинета с перечислением всего материала и оборудования);
- Доступности(дидактические игры и игрушки хранятся на нижних откры-тых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках);
- Здоровьесбережения (имеется основное и дополнительное освещение(над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены ка-бинета тепло-желтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается);
- Учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрас-тных и физических особенностей детей, мебель регулируется под детей данной группы; наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта).
- Вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого дефекта).
Документация
- Положение о логопедической группе.
- Должностные инструкции учителя-логопеда.
- Рабочая программа учителя-логопеда.
- Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
- Паспорт кабинета.
- Речевые карты на каждого ребёнка.
- Тетради взаимосвязи с воспитателями.
- Тетрадь по работе с родителями.
- Перспективные планы индивидуальной работы с детьми.
- Календарно-тематическое планирование.
- Годовой план работы.
- Циклограмма деятельности логопеда.
- График работы учителя-логопеда.
- Расписание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.
- Инструктаж по ТБ.
- Тетради индивидуальной работы с детьми.
- Копии отчетов о результатах коррекционной работы, протоколы ПМПК.
- Журнал диагностики детей курируемого ГБДОУ.
Зоны в логопедическом кабинете
1. Зона дыхания: содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания.
2. Артикуляционная зона: большое зеркало, маленькие зеркала, фотоаль-бомы с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звуков.
3. Зона фонального восприятия (интонационная): игрушки, музыкальные инструменты, картинки с эмоциями.
4. Зона тембрального восприятия (фонематический слух) — звучащие слова в картинках и предметах, звуки — человечки гласные и согласные, схемы характеристики звуков, картинки — паронимы.
5. Зона обучения грамоте — схемы для разбора слов, предложений, фишки, кассы букв и слогов, магнитная доска, азбука и т.д.
6. Зона грамматики – игры и картинки для развития грамматического строя речи.
7. Зона фразовой речи — кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр, ростовая кукла, маски.
8. Зона общей моторики – игры на развитие общей и мелкой моторики, пособия по пальчиковому и лицевому массажу, видеоматериалы по артику-ляционной гимнастике.
9. Мотивационная зона — символы для оценки и самооценки, предметы для поощрения.
10. Методическая Зона — планы, конспекты, библиотека методической ли-тературы и др.
Оснащение логопедического кабинета
1. Настенное зеркало (1.5м — 0.5м) — 1 шт.
2. Детские столы — 2 шт.
3. Детские стулья — 8 шт.
4. Стол для логопеда — 1 шт.
5. Шкафы для пособий — 3 шт.
6. Зеркала для индивидуальной работы — 18 шт.
7. Магнитная доска мини — 1 шт.
8. Лампа дневного освещения над зеркалом – 2 шт.
9. Персональный компьютер – 1 шт.
10. Принтер – 1шт.
11. Картотека имеющихся пособий.
12. Коробки и папки для хранения пособий.
Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми
1. Набор логопедических зондов — 6 шт.
2. Спиртовые салфетки.
3. Вата стерильная.
4. Пособия для индивидуальной работы.
5. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
6. Материалы для обследования устной речи.
Специальная литература
Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя-логопеда в количестве 100 экземпляров.
1 | Программно-методическое сопровождение |
|
||
Диагностика |
|
|||
Коррекция звукопроизношения, автоматизация, дифференциация. |
|
|||
Коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи |
|
|||
Коррекция и развитие связной речи |
|
|||
Конспекты коррекционно-образовательной деятельности (комплексные) |
|
|||
Коррекция мелкой моторики рук |
|
|||
Коррекция просодической стороны речи и логоритмика |
|
|||
Подготовка детей к обучению грамоте в школе |
|
|||
Профилактика дисграфии |
|
|||
Формирование психических процессов |
|
|||
Словари |
|
Картотека пособий в логопедическом кабинете
Разделы |
Дидактические игры и пособия |
Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений, эмоций. | «Отгадай-ка», «Найди тень», «Угадай что это?», «Больше-меньше», «Посмотри и запомни», «Прятки», «Электронная муха», «Найди похожее», «Найди отличия», «Улитки», «Логический поезд», «Всё о времени», «Размышляй-ка», «Логическая цепочка», «Сложи квадрат», «Чудо-крестики», «Сложи узор», «Цифры», «Почтовый ящик» + набор геометрических фигур, мозаики различной конфигурации и сложности; «Четвертый лишний», пирамидка, набор емкостей различного объема и цвета, счетные палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник», «Часть и целое», «Построй дорожку», «Что сначала, что потом», «Парная картинка»; тестовые задания серия «Готов ли ты к школе?» — память, мышление, окружающий мир, развитие речи; пиктограммы, папки с подбором материала для обследования и развития соответствующих психических функций. |
Формирование звукопроизношения |
«Логопедическое лото –З-Зь, С-Ш, Ш, Ж», «Игры в картинках С-Ш», «Лабиринты», «Звуковая улитка», «Домик пчёлки Жу-жу», «Закончи историю», «Ходилки», «Мыльные пузыри», «Собери листья», «В гости к лягушке», «Назови общий звук в словах», «Снеговик», «Ракета на старт», «Рыбалка», «Составь предложение по картинкам», «Помоги Лунтику», «Лягушка убегает от цапли», «Лягушка ловит комаров», «Проведи дорожку», «Звенит-не звенит», «Необычные цветы», «Найди лишнюю картинку», Логопедическое лото «Подбери и назови», звуковые дорожки, волшебная верёвочка»,картотека предметных и сюжетных картинок на звуки; тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков |
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа. |
Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька, свисток, барабан, колокольчики; «Что услышал, что увидел», «Волшебный коврик», «Подари подарки», «Звуковое лото», схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины, с уголком); звуковые модели, |
Грамота |
«Отгадай слова по первым звукам», «Делим слова на слоги», «Дин-Дон», «Читай-считай», «Я учу буквы» -2 шт., «Умный телефон» — 2шт., тестовые задания «Готов ли ты к школе? –обучение грамоте, чтение», «Читаем сами», Магнитная азбука, касса букв, книги «Азбука», слоговые кубики, кубики с буквами, слоговые таблицы, Звуковички, Звукоежка-Буквоежка, принцессы-Гласа и Согласа,коробки для занятий по количеству детей, картинный материал, карточки-задания и т.д. |
Формирование лексико-грамматического строя речи |
Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Дом и его части», «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Рыбы», «Птицы», «Игрушки», «Насекомые, «Транспорт», «Семья», «Профессии», «Времена года», «Транспорт» и др.; игры на развитие навыка словообразования; карточки-задания на развитие лексико-грамматического строя; игры на подбор антонимов «Контрасты», «Сравни и узнай», лото «В мире животных», «Животные и их детёныши», «Собери урожай», Лото «Зоопарк», Лото «Все работы хороши», «Кто, что делает», «Кто где живёт?», Магнитный транспорт, «Рифмы», «Чей домик?», «Чей это домик?», «Кто как устроен?», «Времена года», «Четыре сезона –лето», «Прогулка по городу»,«Маленькая хозяйка»,«Пирамида», «Чего не хватает?», «Рифмочки –нерифмушки», «Овощное лото», лото «Где что растёт», «Что из чего сделано?» |
Связная речь | Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа; набор «Кукольный театр», «Сказки», «Истории в картинках» -2ч., |
Развитие мелкой моторики рук |
волчок, мозаики различных видов, кубики, конструкторы, массажные мячи, деревянные массажёры-2 шт., шнуровки- шнуровальный планшет, ботиночки-2 шт., Укрась ёлку, вкладыши, «Собери бусы», «Волшебный узелок», шарики- Суджок-18 шт., колечки массажные-30 шт., пазлы –простые, сложные, трафареты, шаблоны,контуры, «Выложи из палочек», «Собери обезьянок», «Попади на дерево» |
Формирование речевого дыхания | «Сдуй снежинку, листок, ватку, пёрышко», «Подуй на цветочек, вертушку, бабочек, птичек, кораблик»,свистульки, мыльные пузыри, «Забей мячик в ворота». |
Консультации для педагогов и родителей
Педагоги |
Родители |
«Формирование фонематического слуха у детей младшего и старшего дошкольного возраста»,«Требования к речи педагога»,«Комплексный подход к формированию у детей дошкольного возраста правильной, грамотной связной речи и речевой культуры»,
«Игрушка, как средство развития речи детей в детском саду», «Игра, её значение в жизни ребёнка», «Искусство говорить с детьми», «Создание книжного уголка в группе ДОУ», «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы», «Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС», «Развитие речи в онтогенезе и дизонтогенезе», «Что такое ОНР и для чего необходима группа компенсирующей направленности», «Особенности работы воспитателя в логопедической группе», «Порядок комплектования логогрупп», «Интеграция специалистов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ», «Артикуляционная гимнастика, правила проведения», «Профилактика речевых нарушений», «Развитие речевого дыхания у дошкольников». «Проблемы психического развития и саморазвития», «Организация логопедической помощи в рамках ДОУ», «Взаимосвязь и взаимозависимость развития мелкой моторики пальцев рук и развития речи». «Методика обучения грамоте по программе 2100»; «Личность ребёнка с заиканием». |
«Речевые нарушения и причины их возникновения»; «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения»; «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»; «Особенности овладения детьми звукопроизношением»; «Особенности обучения детей чтению в домашних условиях»; «Знакомство с артикуляционным аппаратом»«Какие игрушки необходимы детям», «Зачем нужен логопед?», «Стоит ли ждать 5летнего возраста?», «Зарядка для язычка с 1.5 лет», «Когда нужно обращаться к логопеду?», «Если ребёнок плохо говорит», «Развиваем пальчики-стимулируем речевое развитие», «Почему у ребёнка формируется речи с задержкой?», «Советы родителям, у которых ребёнок не говорит». «Этапы развития речи», «Признаки нарушений речи», «Формирование мелкой моторики рук», «Профилактика заикания»,«Причины нарушений звукопроизношения в возрасте от 2 до 5 лет», «Как разговаривать с ребёнком». «Типичные возрастные особенности звукопроизношения», «Условия развития речи в норме», «Профилактика речевых нарушений», «Почему ребёнок говорит неразборчиво», «Характеристика детей с ОНР, причины недоразвития речи». «Краткие сведения о развитии речи ребёнка по возрастам», «Профилактика нарушения
Чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста», «Речевые игры и упражнения», «Памятки по подготовке к овладению элементарными навыками чтения и письма». «Формирование связной речи», «Формирование звуковой стороны речи», «Формирование лексико-грамматических средств языка». |
Попова И.С.,
учитель-логопед