Мастер-класс на тему: «Воспитание толерантности у младших школьников к детям с ОВЗ», целью которого является формирование представления о толерантности, уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Воспитание толерантности у младших школьников к детям с ОВЗ
Цель:
- формирование представления о толерантности, уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
- формировать у детей понятие о толерантности;
- развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;
- воспитывать чувство уважения друг к другу;
- способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
Оборудование:
- 3 разноцветных вагона, билеты по количеству детей, листы бумаги с наклеенными цветными вазами, цветы на которых написаны качества и чувства человека, клей, фломастеры, карточки с буквами, фишки.
- Песня «Улыбка», «Мы едем, едем…»
- Слайды с картинками из мультфильмов: «Бременские музыканты», «Маугли» и др.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на группы. Сегодня мы отправимся в веселое путешествие в необыкновенную страну. Мы отправимся туда на поезде. На столах есть вагоны разных цветов. Каждый из вас возьмет билет и сядет в тот вагон, цвет которого совпадет с цветом вашего билета.
(Пока дети рассаживаются, играет запись песни «Мы едем, едем…»
Вы разбились на 3 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Постановка учебной задачи.
- Чтобы узнать куда мы отправимся в путешествие, надо отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашей страны, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне.
т | о | л | е | р | а | н | т | н | о | с | т | ь |
41-40 | 15-13 | 33-30 | 20-16 | 17-12 | 12-6 | 3+4 | 2+6 | 7+2 | 5+5 | 5+6 | 8+4 | 10+3 |
- Прочитайте, какое слово получилось? (Толерантность)
- Итак, мы с вами отправились в Страну Толерантности.
Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).
- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира.
Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.
- Когда вы вошли в класс, то улыбнулись друг другу и мне. Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).
- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)
- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.
Станция «Веселое радио».
- Ребята, мы с вами приехали на станцию, где есть волшебное радио, которое передает сообщение о потерявшихся ребятах. Но вот что интересно: все эти ребята едут в нашем поезде. Вам надо только внимательно посмотреть вокруг и найти того, о ком передают сообщение. Итак, внимание – внимание! Разыскивается мальчик. У него темные волосы, синий свитер, на столе перед ним лежит красный пенал. Желательны также «приметы – комплименты»: у этого мальчика веселая улыбка и т.д.
Команда, угадавшая большее число разыскиваемых, получает призовую фишку.
- Молодцы, ребята! Но не стоит забывать, не смотря на то что все мы разные, все мы должны при этом обладать общим качеством: быть толерантными. И наша индивидуальность ни в коем случае не должна быть направлена против окружающих нас людей.
Станция «Верное решение».
- В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я буду называть каждой команде по очереди различные ситуации, победит тот, кто даст больше правильных ответов. (За правильный ответ выдаются фишки)
1.Младший брат испачкал твою тетрадь.
- Ты его прощаешь.
- Ты ударяешь его.
2.Ты поссорился со своим лучшим другом.
- Ты попытаешься объясниться с ним.
- Ты обижаешься и мстишь.
3.Ты не выучил урок и получил плохую оценку.
- Ты ищешь причину в себе.
- Ты все сваливаешь на других.
4.Дождь и тебе не хочется идти на прогулку со своей собакой.
- Ты отказываешься.
- Ты идешь с ней гулять.
5. Ты считаешь, что один товарищ тебя предал…
- Ты мстишь ему.
- Ты пытаешься объясниться с ним.
6. Ты не согласен с кем-то…
- Ты не даешь ему говорить.
- Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил…
- Тебе хочется отвечать еще, и ты перебиваешь другого.
- Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Саша плохо ответил на уроке
- Ты объясняешь ему непонятную тему.
- Ты подсмеиваешься над ним.
9. Пожилой человек медленно входит в магазин.
- Ты отталкиваешь его, чтобы обогнать.
- Ты помогаешь ему и придерживаешь дверь
Подведение итогов.
- В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Станция «Проверь себя».
- Тема толерантности, милосердия, дружбы, взаимовыручки присутствует во многих известных мультфильмах. Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы викторины «Проверь себя». При правильном ответе на экране появится слайд с любимым героем.
- Зеленый житель зоопарка, который подружился с неизвестным науке зверем (Крокодил Гена и Чебурашка).
- Стая животных, приютившая мальчика сироту (Маугли).
- Обитатели Африки, дружно певшие песню «Я на солнышке лежу…» (Львенок и черепаха)
- Дружный музыкальный коллектив, состоящий из четырех животных и Трубадура (Бременские музыканты).
- Кот, который очень хотел подружиться с мышами (Леопольд).
- Мультфильм, в котором пожар помог сблизиться тете — кошке с племянниками и понять кто настоящий друг (Кошкин дом)
Станция «Цветочная».
- Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Мы прибыли на конечную станцию «Цветочная». Перед вами на столе лежат конверты с цветами на которых написаны разные качества и чувства людей: милосердие, любовь, сострадание, эгоизм, гнев и др. Я прошу вас выбрать те качества и чувства, которыми на ваш взгляд обладает толерантный человек и составить из них букет.
Пока дети составляют букеты, играет фонограмма песни В. Шаинского «Улыбка»
- Какие замечательные букеты у нас получились! Вы верно определили качества присущие толерантному человеку. Давайте украсим этими замечательными букетами наш класс.
Подведение итогов (подсчет фишек).
- Итак, друзья! Сегодня мы во время путешествия узнали, что значит быть толерантным. Это значит бережно относиться ко всем, понимать других людей.
- В заключение нашей встречи я предлагаю вам поблагодарить за нее друг друга. Встретьтесь глазами с тем, кому вы хотите сказать: «Спасибо», и молча кивните головой, поблагодарите глазами.
Лавриненко О.Б.,
учитель-логопед