Основные направления подготовки к письму старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Методики подготовки к письму включают упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, на развитие зрительно- предметного гнозиса, зрительно-моторной координации, на развитие элементарного графического навыка, на зрительно- пространственную ориентировку на занятиях логопеда и воспитателей. Эти методики играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

ОНРМетодики подготовки к письму носят коррекционно-пропедевтический характер. В задачу методик наряду с формированием навыка пользования грамматическими правилами построения письменного высказывания включается создание адекватных предпосылок для успешного их освоения, заключающееся в коррекции механизма порождения аграмматизма в письменной речи (О.Е. Грибова).

Наша задача состоит в том, чтобы подготовить детей к письму, т.е, развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления двигательного и практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить навык письма..

Для успешного овладения навыком письма, необходимо, чтобы у ребёнка был сформирован в достаточной степени ряд речевых и неречевых функций: слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез, который включает фонематический анализ и синтез слогов. У дошкольника должен быть сформирован анализ предложений на слова, сформированность лексико-грамматической стороны речи, высшие уровни развития зрительного и слухового анализа, синтеза, внимания, памяти, пространственных представлений.

Несформированность какого-либо из указанных операций вызывает нарушение процесса овладения письмом, приводит к возникновению дисграфии.

Занятия со старшими дошкольниками при подготовке к письму проводятся систематически в игровой форме. Кратковременными по десять-пятнадцать минут и затем можно длительность их увеличивать до двадцати пяти-сорока минут.

Логопед должен подробно объяснять детям задания и убедиться в том, что его поняли правильно. Можно предложить им самостоятельно выбирать задания и выполнять их тоже самостоятельно.

Очень важно, чтобы каждое начатое задание было выполнено до конца и понятно. Поэтому создание дружеской, доверительной атмосферы во время занятий будет играть большую роль в усвоении обучаемого материала.

Хвалить, одобрять, поддерживать ребёнка — хороший стимул к его работе. У него появляется настроение и желание заниматься.
Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки.

Кроме того, необходимо сказать ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их потом подсчитать.

Причины трудностей при подготовке к овладению письма, чаще всего бывают несформированность зрительного и/ или зрительно- пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, функций зрительного и двигательного контроля.

Необходимость развития мелкой моторики рук у детей, обусловлено тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики у детей способствует активизации моторных речевых зон головного мозга – развитию речевой функции. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу, – это развитие точных движений (тонкой моторики).

В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Причём, зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которые он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.

Нами предлагаются методики различных авторов (М. М. Безруких, С.П. Ефимова и др.), направленных на подготовку к письму.

На развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук предлагаются различные методики, и так же упражнения общего характера включающие в различные виды деятельности:

  • Конструирование из кубиков, домиков и т. Д., сначала по образцу затем по памяти и произвольно.
  • Раскладывание и складывание разборных игрушек.
  • Составление предметных, разрезных картинок. Сначала даются картинки разрезанные на две части, потом на три части и на четыре. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем — по памяти.
  • Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.
  • Обведение контуров предметных изображений.
  • Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
  • Вырезание цветных полосок, фигурок по контурам.
  • Наматывание ниток на катушку, клубок.
  • Расстёгивание пуговиц, застёгивание пуговиц, расшнуровывание ботинок, зашнуровывание их.
  • Работа с пластилином ( скатывание из него шариков, жгутиков, расплющивание и т.д.).
  • Работа с мозаикой.
  • Многократное сжимание пальцев в кулак и расжимание пальцев в кулак.
  • Многократное и поочерёдное выполнение движений руки: кулак-ладонь-ребро.
  • Поочерёдная смена положений рук: левая рука-пучок, правая рука-ладонь, и наоборот: левая рука- ладонь, правая рука- пучок.

С детьми могут также проводится пальчиковые игры без речевого сопровождения:

«Лесенка».

К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее все движения повторяются. Движения начинаются на уровне груди, а затем руки поднимаются всё выше и выше. Игру можно проводить также большим и средним пальцами, большим и указательным пальцем.

«Гнездо».

Ладони соединяются около мизинцев, пальцы обеих рук слегка согнуты.

«Стол».

Левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально.

Каждое проведённое упражнение может быть использовано в разных целях. Для развития кинестетических ощущений детям предлагается выполнить упражнение с закрытыми глазами.

Можно также выполнять задания на восприятие положений пальцев, первоначально заданных логопедом.

Ребёнок закрывает глаза, логопед ставит его пальцы в определённое положение. Затем закрывает глаза, логопед ставит его пальцы в определённое положение. Затем ребёнок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определённой паузы.

Необходимо следить за правильным положением кисти руки, точности переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, рук, их синхронносью ит.д.

При затруднениях можно помогать детям принимать необходимую позу. По мере усвоения ребёнком того или иного упражнения темп его выполнения постепенно убыстряется.

Одновременно продолжается работа над четкостью, лёгкостью, плавностью, ритмичностью выполнения движений.

Все это способствует усвоению навыка письма.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить.

Очень полезно для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Отдаётся предпочтение простым или цветным карандашам.

«Пальчиковые» игры — увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые» игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. На пример, «Сорока, сорока, кашу варила…» или «Пальчик-мальчик, где ты был?». Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

“Пальчиковый бассейн» легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

Щетка «ежик”. Рабочую поверхность «ежика» можно изготовить из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях:

а) зубцами к ладонной поверхности руки;
б) зубцами к наружной поверхности руки.

С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физкультурой.

Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо по больше терпения, внимания, выдержки.

В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении письма у детей.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в занятиях воспитателя и в процессе режимных моментов.

«Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Оптимальным является использование в указанных целях физкультминуток.

Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.

Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:

1. Ежедневная пальчиковая гимнастика:

а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, в стороны, вверх);
б) специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

2. Теневой, пальчиковый театр.

3. Упражнения состоящие из обводки контуров, предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только карандашом).

4. Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него.

5. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

6. Работа с пластилином (лепка).

7. Печатание букв в тетради.

8. Конструирование и работа с мозаикой.

9. Выкладывание фигур из спичек (палочек).

10. Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

11. Массаж и самомассаж пальцев рук.

Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга.

Проанализировав, различную коррекционную литературу мы установили, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Л. Б. Гуцалюк предлагает ряд упражнений направленных на:

  • Совершенствование моторного развития детей (тонкой, ручной и артикуляционной моторики).
  • Активизация процессов внимания, памяти мышления.
  • Развитие и совершенствование фонематических процессов (восприятия, представлений о звуковой структуре слова).

Игра «что слышно?»

Логопед предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью, затем он просит рассказать, что они слышали.

Игра «Инструмент».

Логопед предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах: на трубе (губы складываются в трубочку, дети произносят звук «у»).

Игра «Лодочка».

Логопед говорит: «Сели на лодочку, подняли парус (язык упирается в бугорочек над верхними зубами, рот открыт). Посмотрите внимательно в зеркало и скажите, на какую геометрическую фигуру похож парус? (на треугольник)».

Задание «Сосчитай и сообщи мне на ушко».

Детям предлагается продолжить начатые логопедом слова «слива», «абрикос»…

Логопед спрашивает у них, как они называются одним словом.

Игра «Разложи картинки».

Каждому ребёнку даются пять- шесть картинок. Логопед предлагает, после того как он назовёт картинки, запомнить их и разложить в том порядке как они были названы.

Харебашвили Ю. А. предлагает задания, которые способствуют:

  • развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного.
  • уточнению и расширение объёма зрительной памяти.
  • формированию пространственного восприятия и представлений.
  • развитию зрительного анализа и синтеза.
  • формированию речевого обозначения зрительно- пространственных отношений,

Задания:

  • Назвать предметы по их контурам.
  • Назвать недорисованные предметы.
  • Назвать перечёркнутые изображения.
  • Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
  • Определить, что неправильно нарисовал художник.
  • Распределить предметы по величине.
  • Распределить изображённые предметы по их реальной величине.
  • Подбор картинок к определённому цветному фону.
  • Нахождение нужной фигуры среди других.
  • Срисовывание изображений состоящих из фигур и стрелок.
  • Дорисовывание незаконченных контуров, кругов и т.д.
  • Дорисовывание симметричных изображений.
  • Составление разрезанных на части картинок.
  • Дополнение рисунка.
  • Анализ нелепых картинок — что не правильно.

Графические упражнения способствуют подготовке руки к письму. Выполняются на нелинованной бумаге. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка.

Развитию точности движений, вниманию и контролю, за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка — одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

  1. Штриховать только в заданном направлении.
  2. Не выходить за контуры фигуры.
  3. Соблюдать параллельность линий.
  4. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Для подготовки детей с общим недоразвитием речи необходима выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании.

Подготовка к письму элементов букв, рисование: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

Дети должны научиться:

  • знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
  • ориентироваться в тетради, на строке, на странице;
  • выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;
  • уверенно пользоваться ножницами;
  • изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.

Существуют также различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Занятия, предложенные Жуковой:

Игра «Я самый меткий»

Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).
Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель.
Попади мячом в баскетбольную корзину.
Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).
Найди выход из пещеры.
Проследи путь бабочки.
Задания можно придумать и самостоятельно, но стараться, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие.

Игра «Буратино учится».

Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш.

Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание.

Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок.

В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: по клеточкам логопед рисует, например, кораблик, домик, грибок, робота, а ребёнок должен точно повторить ваш рисунок.

Методика, предложенная М.М. Безруких, состоит из двух взаимосвязанных частей:

1. Формирование зрительно- предметного гнозиса и зрительно-моторной координации;
2.Формирование элементарного графического навыка.

В первой части задания направлены на узнавание изображений реальных предметов и их контуров. С помощью этих заданий у детей развиваются способности в узнавании предметов, сравнений изображённых предметов по величине, размеру, цвету, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий.

Предлагаются задания, при выполнении которых у детей формируется зрительное слежение в различных направлениях

На формирование зрительно-моторной координации.

Используются задания, с помощью которых навык зрительного слежения подкрепляется движением руки в направлении сверху вниз, и т.д. в результате чего у детей формируется зрительно – моторная координация.

На развитие зрительно-моторной координации

В предложенных заданиях все приобретённые навыки, закрепляются и автоматизируются.

В результате проведённой работы ребёнок с общим недоразвитием речи сможет правильно осуществлять графическую деятельность, соблюдая нужное направление и самостоятельно исправлять допущенные ошибки.

Во второй части используется способ рисования.

Задания выстроены по возрастающей степени сложности.

С помощью материала представленного в методике, ребёнок должен научиться соблюдая нужное направление, воспроизводить круги, линии. У детей развивается зрительное внимание, зрительная память, зрительно- пространственные отношения, переключения зрительного внимания с одного объекта на другой, функции контроля.

Рисование — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. Рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Конечно, ребёнок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть: фартук, клеёнка, свободное пространство и большие листы бумаги, лучше обои.

Можно использовать прием рисования Вальфдорских форм. Рисовать можно ручкой, фломастером, мелом на дощечке, асфальте. При этом выполняются несколько целей: подготовка руки к письму, развитие речи, так как речевое развитие происходит под влиянием развития пальчиков.

Например: произносим звук громче – спираль раскручивается, звук тише – закручивается, звук от громкого к тихому, спираль переходит из раскрутившейся в закрутившуюся. Кроме того, такое рисование можно использовать и в психорегулирующих целях т.е. рисование вальдорфских форм, непоседливому ребенку лучше рисовать закручивающуюся спираль, а нерешительному и замкнутому – раскручивающуюся спираль, чтобы успокоить и восстановить -

  • эмоциональное состояние;
  • дыхательную функцию;
  • психику ребенка.
  • необходимо рисование горизонтальных» восьмерок”.

Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать, Я использую для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

Так же предлагаем ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), для начала предложить покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче — выполнении гигиенических правил письма. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, на развитие зрительно-предметного гнозиса, зрительно- моторной координации, на развитие элементарного графического навыка, на зрительно-пространственную ориентировку на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Это позволяет регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. Так же совершенствует психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с письмом.

Болгова Т.Н.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития

Один комментарий к материалу: "Основные направления подготовки к письму старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

  1. Николь:

    была возможность наблюдать за работой Татьяны Николаевны- прекрасный специалист, и спасибо за статью,

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.