Использование художественной литературы и фольклора в коррекционно-развивающей работе логопеда

Роль русского фольклора в коррекции речи детейСтатья предназначена для учителей-логопедов дошкольных учреждений. В ней обобщается опыт о том, как можно
использовать художественную литературу и фольклор в коррекционно-развивающей работе логопеда.

Одним из средств эстетического воздействия на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей является художественная литература и фольклор.

Художественная литература и фольклор играет неоценимую роль в решении задач речевого развития.

В первую очередь, это:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка;
  • развитие фонематического слуха;
  • пополнение словарного запаса;
  • преодоление грамматических нарушений;
  • развитие связных высказываний.

В логопедической практике при коррекции речевых нарушений используются разные виды работы, такие как:

•​ Чтение и пересказ сказок и рассказов.

•​ Использование игр-драматизаций.

•​ Заучивание фольклорных форм (стихов, диалогов).

•​ Проговаривание скороговорок.

•​ Повторение чистоговорок.

•​ Разгадывание загадок.

•​ Разучивание считалок.

•​ Объяснение и уточнение смысла пословиц и поговорок.

В работе логопеда сказки и рассказы являются источником раскрытия и развития творческих речевых способностей и процессом активизации всех языковых средств, речевого потенциала личности.

Пересказ литературных произведений положительно влияет на связность детской речи, развивает память, умение интонационно передать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняет и расширяет словарь, помогает выразительно и фонетически правильно передать содержание текста.

Подбирая произведения для пересказа, опираюсь на возрастные особенности детей и стараюсь, чтобы они были доступны по содержанию и объему.

Если тексты используются для коррекции звукопроизношения, то они должны быть насыщены необходимым звуком. В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку. Всем этим требованиям отвечают произведения Л. Н. Толстого и русские народные сказки.

Дети участвуют в драматизации небольших русских народных сказок, при помощи игрушек, разыгрывают сценки с использованием пальчикового и кукольного театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.

В работе над малыми фольклорными формами обращаю внимание на ритмическую сторону речи, развиваю слоговую структуру слова, просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание).

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Заучивание стихотворных текстов – одно из эффективных средств умственного и эстетического развития детей.

Для запоминания текстов я использую карточки-картинки, которые очень любят дети.

Яркий и доступный, разнообразный материал помогает целенаправленно проводить коррекционную работу по автоматизации и дифференциации звуков, делать артикуляционную гимнастику, уделять внимание развитию фонематического слуха, развивать у детей общую и мелкую моторику, а также, эмоциональную сферу.

На занятиях использую пальчиковые игры и физминутки, где дети сопровождают говорение жестами и движениями.

Использование в логопедической практике скороговорок помогает закрепить у детей чёткую дикцию автоматизированного звука, отработать различные высотные, силовые, тембральные звучания.

Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Работа над скороговорками начинается с проговаривания в медленном темпе с хлопками, а, затем, по мере заучивания, темп немного убыстряется.

Чистоговорки ( народно-поэтические шутки).Заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. На занятиях они помогают вводить поставленные звуки в речь.

Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем — целые фразы.

Большими возможностями в процессе развития связной речи и формирования рассуждений располагает такие приемы, как придумывание, загадывание и разгадывание загадок. Загадки использую при ознакомлении с новой лексической темой в НОД и в игре.

Загадка помогает детям обратить внимание на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи.

Считалка – небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.В них много юмора, шуток, соревновательного задора.

Главная особенность считалки в коррекции речи — это отработка чёткого ритма, силы голоса, умение проговаривать раздельно слова.

Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, содержит синонимы, омонимы, антонимы, сравнения. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Использование и применение произведений художественной литературы и фольклора помогает:

  1. повышать заинтересованность дошкольников;
  2. сделать речь детей более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;
  3. усилить самоконтроль за правильным звукопроизношением;
  4. обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
  5. способствовать развитию логики изложения, правильному структурному оформлению;
  6. улучшать разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическую речь;
  7. развивать и повышать культуру речи;
  8. расширять детские представления об окружающем их мире;
  9. прививать любовь и уважение к книге.

Таким образом, художественная литература и фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. И имеет важное значение в воспитании дошкольника.

Богатых В.Е.
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.