Развитие навыка звукобуквенного анализа в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье говориться об особенностях обучения грамоте детей и описание авторской игры «Наряди Букваренка». Авторская логопедическая игра ‘Наряди Букваренка’  делает процесс звуко-буквенного анализа увлекательным, интересным, а главное наглядным.

В детском саду обучение детей грамоте происходит поэтапно: сначала детей знакомят со звуками родного языка, а затем с буквами. Звукобуквенный анализ, являясь фундаментом усвоения детьми грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у старших дошкольников и младших школьников.

Звукобуквенный анализ – это способность определить порядок звука в слове, выделить каждый звук изолированно, дать ему характеристику (согласный — гласный, твердый — мягкий, глухой — звонкий) и соотнести звук с обозначающей его буквой.

У дошколят часто возникают проблемы при усвоении программного материала по подготовке к грамоте, поскольку категории этого раздела являются трудными для восприятия. Данная проблема особенно остро стоит при обучении детей с нарушениями речи, но может коснуться и детей с нормальным речевым развитием. Ведь различение таких категорий грамоты, как «звук» и «буква», «согласный» и «гласный», «твердый» и «мягкий», «звонкий» и «глухой», ставят в тупик не только детей, но иногда и их родителей.

Букварёнок

Для того, чтобы помочь детям понять и запомнить данный материал, я, работая с детьми с общим недоразвитием речи, придумала нового персонажа – Букваренка, который в буквальном смысле на себе показывает характеристику звуков.

Букваренок делает процесс звуко-буквенного анализа увлекательным, интересным, а главное наглядным. Ведь зрительная опора всегда служит надежным помощником слуховому восприятию.

Важно отметить предварительную работу, которая заключается в знакомстве детей с вышеперечисленными категориями грамоты. Чтобы процесс запоминания данных понятий протекал легче и интересней, я сочинила короткие и легко заучиваемые стихотворения.

Сначала мы знакомим с «буквой» и «звуком»:

БУКВЫ я глазами вижу,
Буквы я рукой пишу,
ЗВУКИ я ушами слышу,
Звуки ртом произношу.

Далее рассказываем о том, чем гласные и согласные звуки отличаются друг от друга:

Звуки ГЛАСНЫЕ поются,
Изо рта на волю рвутся,
Вылетают без преград,
Песню звонкую кричат.

А СОГЛАСНЫЕ согласны
И во рту звучать прекрасно.
И мычат, шипят, рычат,
Только петь вот не хотят.

После этого учим отличать «звонкие» и «глухие, «твердые» и «мягкие» согласные:

Тихий звук, почти как шепот,
Еле слышим мы с тобой,
Это значит звук ГЛУХОЙ.

Звук звенит как колокольчик,
Слышен далеко вокруг,
Это значит ЗВОНКИЙ звук.

ТВЕРДЫЙ звук, как лед зимой
Твердый, синий, неживой.

МЯГКИЙ звук, как травка в мае
Мягкая, зеленая, живая.

Только после того, как дети начинают легко ориентироваться в этих понятиях, можно приступать к игре с Букваренком.

При знакомстве с новым персонажем следует объяснить детям, что у каждого Букваренка есть свое имя – буква, которая на нем написана.

После знакомства гость просит ему помочь. Задача детей состоит в том, чтобы «нарядить» Букваренка: раскрасить его рубашку и ботиночки и надеть на голову наушники или шапочку.

Первый этап заключается в определении согласный звук или гласный. Если звук согласный, то рубашка закрашивается красным карандашом, а если согласный – синим.

Далее дети закрашивают ботиночки, обозначающие твердость-мягкость согласного звука. В случаях, когда звуки могут быть и твердыми, и мягкими, один ботиночек Букваренка синий, а другой зеленый. У Букварят, звуки которых всегда твердые, оба ботиночка синие. Если же звуки всегда мягкие, то оба ботиночки зеленые. То же самое обстоит и гласными: Букварята обуты в красные ботиночки.

Следующий этап – определение звонкости-глухости согласных звуков. «Звонким» Букварятам на голове нужно нарисовать шапочку «колокольчиком». Если же звук глухой, то на голове Букваренка будут наушники. В случае гласных звуков этот этап пропускается.

определение звонкости-глухости согласных звуков

После того, как Букваренок «одет», следует повторить все названные характеристики, что способствует наилучшему запоминанию и закреплению информации.

В своей практике я использую эту игру на индивидуальных и групповых занятиях. При индивидуальной форме удобнее работать в тетради ребенка, где заранее нарисован персонаж. А для групповой работы я использую плоскостное изображение Букваренка, каждая деталь которого вырезана из картона соответствующего цвета с магнитами на обратной стороне. Чтобы родителям было легче играть в эту игру с детьми дома, каждому ребенку я вклеиваю в тетрадь памятку:

Игра «Раскрась Букваренка»

Туловище (рубашка) обозначает согласный или гласный звук (если согласный, то раскрашивать синим цветом, если гласный, то красным).

Ноги (ботинки): твердый или мягкий. Если звук может быть и твердым, и мягким, то один ботиночек синий, другой зеленый (например, М-МЬ, Р-РЬ, Т-ТЬ и т.д.). Если звук может быть только мягким (это звуки [Й], [Ч], [Щ]), то оба ботиночка зеленые. Если звук только твердый ([Ж], [Ш], [Ц]), то ботинки синие. У гласных звуков ботинки красные.

Голова: глухой или звонкий. Если звук звонкий ([З], [Б], [Д], [Ж] и т.д.), то на голове шапочка колокольчиком:

Если глухой ([С],[П],[Т] и т.д.), то наушники:

Букваренок очень нравится детям, поскольку позволяет «оживить» такую сухую информацию, как характеристика звуков. Ребенок каждый раз создает нового Букваренка, со своим «характером», иногда похожего на предыдущего, а порой совсем иного. И на каждом занятии дети предвкушают, каким же сегодня будет их любимый персонаж.

Чернова О.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.