Здоровьесберегающие технологии в логопедии

Здоровьесберегающие технологииРекомендации из личного опыта к учителям-логопедам, которые в своей коррекционно-логопедической деятельности также стремятся использовать здоровьесберегающие технологии.

По статистическим данным Министерства здравоохранения за последние 5 лет значительно возросло количество детей, имеющих хронические заболевания. Это связывают с социальными проблемами, экологическим фактором, уменьшением двигательной активности детей и подростков и другие. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.

Учителя-логопеды в своей коррекционно-логопедической деятельности также стремятся использовать здоровьесберегающие технологии. Одним из видов коррекционно-логопедических занятий является логоритмика. Установлено, что, чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, а снимают статическое напряжение. Преподнесённые в игровой форме, они помогают удерживать внимание.

Развитие координационных движений предполагает овладение двигательными умениями и навыками. Важно, чтобы была эмоциональная окрашенность этих движений.

Например, на занятиях по развитию связной речи и обогащения словарного запаса использую речь с движениями. Дети называют, что могут делать осенние листья и показывают: «Осенние листья желтеют, краснеют, вьются, вращаются, облетают, осыпаются, увядают, засыхают, замерзают».

Двигательные задания, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций, проявляются в умственной деятельности ребёнка, концентрации внимания и восприятия во время объяснения показа задания. Также на занятиях уделяется внимание гимнастике для глаз, совместному движению глаз и частей тела («Глаза вправо, руки вверх; левую руку в сторону, правую вперёд; попрыгать два раза на левой ноге и три раза на правой; глаза опустить вниз, руки в стороны»).

Так как по акупунктурным зонам кисть не уступает уху и стопе, поэтому обязательно в работе используется общий и точечный массаж кистей рук (игольчатый мячик, каштаны, орехи).

Чтобы успокоить и снять чрезмерное мышечно-эмоциональное напряжение, на занятиях проводятся упражнения на релаксацию. Умение расслабляться помогает детям снять возбуждение и сконцентрировать внимание (Тест: «кулак-ребро-ладонь», «кулак-кольцо-ребро», выполняя поочередно правой, левой рукой и двумя).

Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать ещё с дошкольного возраста и продолжать в школьном, так как с дыханием связаны речь, движения, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма.

Развитие ребёнка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объема речевого общения. Работа голосового аппарата — это постоянная нагрузка на дыхание. Учащённый дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Неумение управлять дыханием вносит дезорганизацию в произношение звуков. Поэтому необходимо включать задания по выработке диафрагмального дыхания. Дыхательные упражнения используются не только, как общеоздоровительные средства, но и как одно из условий формирования правильной и красивой речи, так как у многих детей начало речи на вдохе, а не на выдохе.

Проводится работа здоровьесберегающая и на других видах коррекционно-логопедических занятий. Помимо традиционных «физкульт-минуток», иногда позволяется детям (по их желанию), заниматься, облокотившись на стол, стоя коленом на стуле. Это тоже снимает мышечную усталость и вносит новизну в отношения учитель-логопед и ребёнок.

Таким образом, учителя-логопеды должны искать оптимальные пути коррекционно-логопедического воздействия, когда безопасность педагогического процесса обеспечивают здоровьесберегающие технологии, т.к. учитель-логопед всегда нацелен на результат. Важно, чтобы главный принцип «Не навреди!» был в действии.

Домацких О.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.