Неврологические особенности речевой функции у детей со стертой формой дизартрии

Стертая дизартрияАннотация: В статье раскрыты особенности развития речи и ее становления у детей со стертой формой дизартрии. Приводятся характерные признаки нарушения артикуляционной моторики, мимической мускулатуры, фонации при данной форме расстройства. Автор акцентирует внимание на том, что нарушение функционирования мимической мускулатуры у ребенка со стертой формой дизартрии является следствием нарушенной работы нервов, отвечающих за иннервацию мышц. Следовательно, неврологический аспект при изучении и выявлении характера дизартрических расстройств у детей со стертой формы дизартрии крайне важен.

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речи и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

При стертой форме дизартрии сохранен интеллект, однако возникает неправильное звукопроизношение вследствие нарушенной работы органов артикуляции. Вызвано это недостаточной иннервацией мышц периферического речевого аппарата, осуществляет которую нервная система. При поражениях нервов, отвечающих за эту иннервацию, могут наблюдаться нарушения артикуляции и фонации, приводящие к возникновению дизартрии. Однако, сопровождаться такое расстройство может не только нарушенной иннервацией речевого аппарата. У ребенка со стертой формой дизартрии часто наблюдается недоразвитие фонетических процессов, характерные особенности поведения, быстрое утомление, нарушение общей и мелкой моторики.В данной статье мы подробно рассмотрим неврологические особенности речи детей со стертой формой дизартрии.

Как правило, в анамнестических данных таких детей отмечается неблагоприятное течение беременности, включающее наличие перинатальной энцефалопатии, асфиксии, а также указан минимальный балл новорожденного по шкале Апгар.

Развитие детей со стертой формой дизартрии уже на ранних этапах отличается от нормы. У таких детей отмечается позднее пальцевое хватание, они могут оказываться от грудного вскармливания, стоять начинают раньше, чем сидеть. В раннем возрасте дети со стертой формой дизартрии испытывают трудности при выполнении физических упражнений, у них плохой аппетит, невнятная речь.

При исследовании неврологического состояния таких детей, были выявлены соответствующие отклонения в нервной системе. Представлялись они в виде неярко выраженного одностороннего гемисиндрома, который проявляется в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская).

У детей со стертой формой дизартрии часто нарушен мышечный тонус, следствием чего становится двигательная заторможенность и невозможность выполнения некоторых артикуляционных поз. В случае нарушенной работы языкоглоточного нерва, у детей проявляются расстройства фонации, назализация, что ведет к искажению голоса. Речь ребенка становится маловыразительной, неразборчивой, голос слабым или напряженным. Зачастую, следствием подобных нервно-мышечных расстройств у детей со стертой формой дизартрии, является отсутствие заднеязычных звуков или их искажение.

Дети со стертой формой дизартрии, согласно исследованиям Лопатиной, часто испытывают трудности при выполнении артикуляционных и мимических упражнений. Губы их ассиметричны, носогубные складки сглажены, возникают трудности при зажмуривании глаз и при подъеме бровей. Следовательно, у таких детей нарушена иннервация мимической мускулатуры. Также, у них снижен объем движений губ и языка – упражнения выполняются не в полной мере. Движения языка и губ неточны, слабость некоторых мышц языка, трудности подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка.

Таким образом, характер речевых расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. Расстройства звуков и артикуляции в целом у детей со стертой формой дизартрии обусловлены неполноценной деятельностью мышц губ и языка. Подобные нарушения часто связаны с парезами лицевых и подъязычных нервов, а значит, символизируют о наличии неврологической микросимптоматики.

Жалилова Диана Дамировна Жалилова Д.Д.,
студентка факультета коррекционной педагогики
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дизартрия Метки: 

Сейчас читают:

Особенности организации коррекционной работы на занятиях по звукопроизношению с детьми, имеющими диагноз «Дизартрия» Особенности организации коррекционной работы на занятиях по звукопроизношению с детьми, имеющими диагноз «Дизартрия»
Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с дизартрией Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с дизартрией
Коррекционная работа с детьми с дизартрией Коррекционная работа с детьми с дизартрией
Особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией с зубочелюстными аномалиями Особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией с зубочелюстными аномалиями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.