В статье раскрываются задачи, стоящие перед логопедом и воспитателем, на разных этапах коррекционной работы. И предлагается конспект вечернего коррекционного занятия по заданию логопеда на тему «Перелетные птицы» в старшей логопедической группе для детей с ОНР.
Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой тесного взаимодействия логопеда и воспитателя. Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:
1. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
2. Работа над звукопроизношением, которая включает в себя:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата,
- закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков.
3. Развитие речи и формирование лексико – грамматического строя.
4. Совершенствование словесно – логического мышления.
5. Развитие внимания и памяти.
6. Развитие мелкой моторики.
7. Формирование графических навыков, подготовка детей к письму.
Работа логопеда и работа воспитателя различны при исправлении и формировании звукопроизношения по организации; приемам, по продолжительности. Они требуют различных знаний, умений, навыков, но решают одну задачу: исправление нарушенного звукопроизношения у детей. На подготовительном этапе логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, а воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
На этапе появления звука логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель на этом этапе закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания. На этапе усвоения звука логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, рассказ. А воспитатель по заданию логопеда закрепляет поставленный звук с отдельными детьми.
Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя также имеет большое значение.
Работа ведется по направлениям:
- расширение и активизацию словарного запаса;
- усвоение грамматических категорий;
- формирование грамматически правильной речи;
- развитие связной речи;
- обучение рассказыванию.
Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов включает в себя
- развитие зрительного восприятия;
- формирование слухового и зрительного внимания;
- развитие устойчивости и переключения внимания;
- формирование образной и оперативной памяти;
- развитие логического мышления.
Данная задача может быть успешно решена только при тесном сотрудничестве логопеда и воспитателя группы. Подбирая речевой и игровой материал для занятий, мы обязательно учитывали возрастные и речевые особенности детей. Подобный подход к организации занятий способствует высокой концентрации внимания у детей, повышает их активность и работоспособность, дает ощутимые результаты.
Для успешной коррекции речи детей очень важно проводить работу по развитию пальцевой моторики.
Виды работы по развитию и совершенствованию тонкой моторики:
- пальчиковая гимнастика;
- работа с вкладышами и шнуровками;
- обводка контуров предметов, трафаретов;
- штриховка и закрашивание контурных рисунков;
- выкладывание узоров из мелких предметов;
- работа с ножницами;
- рисование по клеткам;
- нетрадиционные виды рисования и аппликации;
- плетение из бисера;
- пальчиковый театр;
- печатание букв в тетради.
В группе имеются разнообразные виды вкладышей и шнуровок. Трафареты для обводки и штриховки подобраны по лексическим темам. Для выкладывания узоров были приобретены индивидуальные наборы и заполнены крупами, семенами, бисером, паетками, проволокой, бусинами и др.
Дети, посещающие логопедическую группу, как правило, не имеют первую группу здоровья, поэтому необходимо следить за состоянием здоровья детей. Все наши занятия включают в себя динамические паузы, физкультминутки, этюды на расслабления мышц, мимические упражнения, сюжеты которых подбираются в соответствии с отрабатываемой темой.
Основным видом коррекционной работы воспитателя является проведение вечерних занятий. Они включают в себя все виды коррекционной работы. Конспект такого занятия предлагаем вашему вниманию.
Таким образом, для успешного решения всех коррекционных задач, необходимо осуществлять взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей групп. Эта взаимосвязь более эффективна, если она правильно спланирована, непрерывна и долгосрочна. Главными результатами такой совместной работы мы считаем большое желание детей пойти учиться в школу и нашу уверенность в успешном преодолении всех трудностей будущими первоклассниками.
Конспект открытого вечернего коррекционного занятия с детьми старшей логопедической группы по теме «Перелётные птицы»
Цель:
1. Закрепить названия перелётных птиц и обобщающее понятие «Перелётные птицы».
2. Упражнять в согласовании числительных с существительными.
3. Упражнять в правильном выполнении артикуляционных упражнений.
4. Развивать общую и мелкую моторику, целостное восприятие, слуховое и зрительное
внимание, усидчивость.
5. Развивать логическое мышление на материале загадок.
6. Развивать мимическую выразительность.
7. Закреплять навык выделения гласных звуков из середины слова.
8. Закрепить правильное звукопроизношение индивидуально с отдельными детьми.
а) автоматизация свистящих звуков в стихотворении (Ксения Ш.);
б) изолированное произнесение звука [ш] (Вика М.);
в) автоматизация звука [р] изолированно и в словах (Данила С.);
г) автоматизация звука [л] в словах (Алина П.).
Оборудование: магнитные доски (демонстрационная и индивидуальные); индивидуальные зеркала; картинки с изображением перелётных птиц (демонстрационные и раздаточные); метла; знаки – символы гласных звуков, картинки для звукового анализа; индивидуальные наборы с крупой, бисером, проволокой и бусинами; заготовки с пластилином; картинки с контурным изображением птиц для обводки и штриховки, простые карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети стоят на ковре. Воспитатель:
- Какое сейчас время года?
- Какое время года закончилось?
- какое время года было перед зимой?
2. Мимические упражнения (на ковре).
- Выразить состояние грусти и печали: дети прощаются с улетающими птицами.
- Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!».
- Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц.
- Скворец попал в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.
- Изобразить радость перелётных птиц, увидевших родные края.
3. Отгадывание загадок о перелётных птицах.
Дети ищут картинку — отгадку и прикрепляют её на магнитную доску.
Едва возвратится этот певец
В свой, на шесте, деревянный дворец,
Как все понимают — весна наступает,
И долгой зиме скоро будет конец.
(Скворец)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежнее?
Кто же это?…
(Соловей).
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
Не ворона, не синица –
Как зовётся эта пицца?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу: «Ку – ку».
(Кукушка)
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома
И летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
4. Обобщающее понятие «Перелётные птицы».
5. Артикуляционные упражнения (выполняются перед зеркалом, сидя за столами).
- «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот и произносить слоги»: «Ам-ам-ам-ам-ам».
- «Птенчики ждут пищу». Упражнение «Чашечка» (под счет до 6).
- «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
- «Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами, губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.
- «Мама – птица прогоняет от птенцов кошку.». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытым ртом (чмоканье).
6. Дидактическая игра «Считай и называй птиц».
У каждого ребёнка индивидуальная картинка с изображением перелётных птиц (от 1 до 10). Инструкция воспитателя:
- «раз» — картинку переверни и посмотри,
- «два» — птиц сосчитай,
- «три» – ответ называй.
(«От меня улетели пять скворцов, от меня улетел один аист и т.д.»).
7. Физкультминутка /пальчиковая гимнастика «Весна».
Автоматизация свистящих звуков у ребенка Ксении Ш. (проводит физкультминутку).
Цветы цветут, скворцы поют, Дети выполняют упражнения Цветок и Птичка.
Все птицы дружно гнёзда вьют. Обхватывают все пальчики одной руки ладонью другой.
Идёт весна, весна красна, Ходят по кругу хороводом, взявшись за руки.
Она прекрасна и ясна! Дети разводят руки вверх и в стороны.
8. Автоматизация звука [Ш] у ребёнка Вики М. «Расчистим дорогу весне».
Ребёнок имитирует движения дворника, метлой расчищающего дорогу. При этом длительно произносит звук [Ш]. Ш _________Ш_________
9. Индивидуальная (подгрупповая) коррекционная работа.
Дети сидят за столами подгруппами по 2 – 4 человека.
- Упражнения по последовательной обводке и штриховке силуэтов перелётных птиц.
- Упражнения по штриховке с заданным направлением.
- Формирование мелкой моторики: «Выложи птичку» (работа с крупой и бисером).
- Выделение гласного звука из середины односложных слов типа рак, дом и соотнесение со знаком – символом (по Ткаченко). (Картинки крепятся на индивидуальную магнитную доску, на которой размещен символ гласного звука).
- Формирование мелкой моторики: «Строим гнёздышко» (работа с проволокой и бусинами).
10. Автоматизация звука [Р] изолированно и в словах отраженно с ребёнком Данилой С.: «Научим журавля курлыкать». Ребёнок выполняет упражнение, сидя с воспитателем перед зеркалом в логопедическом уголке.
11. Автоматизация звука [Л] в словах у ребёнка Алины П. (в процессе выполнения задания по выделению гласных звуков) под контролем воспитателя.
12. Подведение итогов.
- Какие птицы называются перелётными? Почему?
Оценка деятельности детей.
1) Данилишина А.В.,
учитель-логопед,
2) Шибалина Т.В.,
воспитатель