Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР (из опыта работы)

В статье раскрываются задачи, стоящие перед логопедом и воспитателем, на разных этапах коррекционной работы. И предлагается конспект вечернего коррекционного занятия по заданию логопеда на тему «Перелетные птицы» в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой тесного взаимодействия логопеда и воспитателя. Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

1.​ Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

2. Работа над звукопроизношением, которая включает в себя:

  • развитие подвижности артикуляционного аппарата,
  • закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков.

3. Развитие речи и формирование лексико – грамматического строя.

4. Совершенствование словесно – логического мышления.

5. Развитие внимания и памяти.

6. Развитие мелкой моторики.

7. Формирование графических навыков, подготовка детей к письму.

Работа логопеда и работа воспитателя различны при исправлении и формировании звукопроизношения по организации; приемам, по продолжительности. Они требуют различных знаний, умений, навыков, но решают одну задачу: исправление нарушенного звукопроизношения у детей. На подготовительном этапе логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, а воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

На этапе появления звука логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель на этом этапе закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания. На этапе усвоения звука логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, рассказ. А воспитатель по заданию логопеда закрепляет поставленный звук с отдельными детьми.

Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя также имеет большое значение.

Работа ведется по направлениям:

  • расширение и активизацию словарного запаса;
  • усвоение грамматических категорий;
  • формирование грамматически правильной речи;
  • развитие связной речи;
  • обучение рассказыванию.

Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов включает в себя

  • развитие зрительного восприятия;
  • формирование слухового и зрительного внимания;
  • развитие устойчивости и переключения внимания;
  • формирование образной и оперативной памяти;
  • развитие логического мышления.

Данная задача может быть успешно решена только при тесном сотрудничестве логопеда и воспитателя группы. Подбирая речевой и игровой материал для занятий, мы обязательно учитывали возрастные и речевые особенности детей. Подобный подход к организации занятий способствует высокой концентрации внимания у детей, повышает их активность и работоспособность, дает ощутимые результаты.

Для успешной коррекции речи детей очень важно проводить работу по развитию пальцевой моторики.

Виды работы по развитию и совершенствованию тонкой моторики:

  • пальчиковая гимнастика;
  • работа с вкладышами и шнуровками;
  • обводка контуров предметов, трафаретов;
  • штриховка и закрашивание контурных рисунков;
  • выкладывание узоров из мелких предметов;
  • работа с ножницами;
  • рисование по клеткам;
  • нетрадиционные виды рисования и аппликации;
  • плетение из бисера;
  • пальчиковый театр;
  • печатание букв в тетради.

В группе имеются разнообразные виды вкладышей и шнуровок. Трафареты для обводки и штриховки подобраны по лексическим темам. Для выкладывания узоров были приобретены индивидуальные наборы и заполнены крупами, семенами, бисером, паетками, проволокой, бусинами и др.

Дети, посещающие логопедическую группу, как правило, не имеют первую группу здоровья, поэтому необходимо следить за состоянием здоровья детей. Все наши занятия включают в себя динамические паузы, физкультминутки, этюды на расслабления мышц, мимические упражнения, сюжеты которых подбираются в соответствии с отрабатываемой темой.

Основным видом коррекционной работы воспитателя является проведение вечерних занятий. Они включают в себя все виды коррекционной работы. Конспект такого занятия предлагаем вашему вниманию.

Таким образом, для успешного решения всех коррекционных задач, необходимо осуществлять взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей групп. Эта взаимосвязь более эффективна, если она правильно спланирована, непрерывна и долгосрочна. Главными результатами такой совместной работы мы считаем большое желание детей пойти учиться в школу и нашу уверенность в успешном преодолении всех трудностей будущими первоклассниками.

Конспект открытого вечернего коррекционного занятия с детьми старшей логопедической группы по теме «Перелётные птицы»

Цель:

1.​ Закрепить названия перелётных птиц и обобщающее понятие «Перелётные птицы».

2.​ Упражнять в согласовании числительных с существительными.

3.​ Упражнять в правильном выполнении артикуляционных упражнений.

4.​ Развивать общую и мелкую моторику, целостное восприятие, слуховое и зрительное

внимание, усидчивость.

5.​ Развивать логическое мышление на материале загадок.

6.​ Развивать мимическую выразительность.

7.​ Закреплять навык выделения гласных звуков из середины слова.

8.​ Закрепить правильное звукопроизношение индивидуально с отдельными детьми.

а) автоматизация свистящих звуков в стихотворении (Ксения Ш.);

б) изолированное произнесение звука [ш] (Вика М.);

в) автоматизация звука [р] изолированно и в словах (Данила С.);

г) автоматизация звука [л] в словах (Алина П.).

Оборудование: магнитные доски (демонстрационная и индивидуальные); индивидуальные зеркала; картинки с изображением перелётных птиц (демонстрационные и раздаточные); метла; знаки – символы гласных звуков, картинки для звукового анализа; индивидуальные наборы с крупой, бисером, проволокой и бусинами; заготовки с пластилином; картинки с контурным изображением птиц для обводки и штриховки, простые карандаши.

Занятие Перелетные птицы

Ход занятия

1.​ Организационный момент.

Дети стоят на ковре. Воспитатель:

- Какое сейчас время года?

- Какое время года закончилось?

- какое время года было перед зимой?

2.​ Мимические упражнения (на ковре).

  • Выразить состояние грусти и печали: дети прощаются с улетающими птицами.
  • Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!».
  • Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц.
  • Скворец попал в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.
  • Изобразить радость перелётных птиц, увидевших родные края.

3.​ Отгадывание загадок о перелётных птицах.

Дети ищут картинку — отгадку и прикрепляют её на магнитную доску.

Едва возвратится этот певец
В свой, на шесте, деревянный дворец,
Как все понимают — весна наступает,
И долгой зиме скоро будет конец.
(Скворец)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежнее?
Кто же это?…
(Соловей).

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)

Не ворона, не синица –
Как зовётся эта пицца?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу: «Ку – ку».
(Кукушка)

Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома
И летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)

4.​ Обобщающее понятие «Перелётные птицы».

5.​ Артикуляционные упражнения (выполняются перед зеркалом, сидя за столами).

  • «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот и произносить слоги»: «Ам-ам-ам-ам-ам».
  • «Птенчики ждут пищу». Упражнение «Чашечка» (под счет до 6).
  • «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
  • «Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами, губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.
  • «Мама – птица прогоняет от птенцов кошку.». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытым ртом (чмоканье).

6.​ Дидактическая игра «Считай и называй птиц».

У каждого ребёнка индивидуальная картинка с изображением перелётных птиц (от 1 до 10). Инструкция воспитателя:

  • «раз» — картинку переверни и посмотри,
  • «два» — птиц сосчитай,
  • «три» – ответ называй.

(«От меня улетели пять скворцов, от меня улетел один аист и т.д.»).

7.​ Физкультминутка /пальчиковая гимнастика «Весна».

Автоматизация свистящих звуков у ребенка Ксении Ш. (проводит физкультминутку).

Цветы цветут, скворцы поют, Дети выполняют упражнения Цветок и Птичка.

Все птицы дружно гнёзда вьют. Обхватывают все пальчики одной руки ладонью другой.

Идёт весна, весна красна, Ходят по кругу хороводом, взявшись за руки.

Она прекрасна и ясна! Дети разводят руки вверх и в стороны.

8.​ Автоматизация звука [Ш] у ребёнка Вики М. «Расчистим дорогу весне».

Ребёнок имитирует движения дворника, метлой расчищающего дорогу. При этом длительно произносит звук [Ш]. Ш _________Ш_________

9.​ Индивидуальная (подгрупповая) коррекционная работа.

Дети сидят за столами подгруппами по 2 – 4 человека.

  • Упражнения по последовательной обводке и штриховке силуэтов перелётных птиц.
  • Упражнения по штриховке с заданным направлением.
  • Формирование мелкой моторики: «Выложи птичку» (работа с крупой и бисером).
  • Выделение гласного звука из середины односложных слов типа рак, дом и соотнесение со знаком – символом (по Ткаченко). (Картинки крепятся на индивидуальную магнитную доску, на которой размещен символ гласного звука).
  • Формирование мелкой моторики: «Строим гнёздышко» (работа с проволокой и бусинами).

10.​ Автоматизация звука [Р] изолированно и в словах отраженно с ребёнком Данилой С.: «Научим журавля курлыкать». Ребёнок выполняет упражнение, сидя с воспитателем перед зеркалом в логопедическом уголке.

11.​ Автоматизация звука [Л] в словах у ребёнка Алины П. (в процессе выполнения задания по выделению гласных звуков) под контролем воспитателя.

12.​ Подведение итогов.

Логопедическое занятие с детьми с ОНР

- Какие птицы называются перелётными? Почему?

Оценка деятельности детей.

1) Данилишина А.В.,
учитель-логопед,

2) Шибалина Т.В.,
воспитатель

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 4,80 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.