Аннотация: Данная публикация является консультацией для педагогов. Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией. Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.В связи с этим необходимо проводить разъяснительную работу среди педагогов по данной теме.Одной из форм такой работы и является консультативная деятельность специалистов.
Нарушения голоса. Причины и профилактика.
Одной из главных причин нарушения голоса является его перенапряжение. Неправильное использование гортанного механизма может вызвать повреждение самих голосовых складок и нарушить координированную работу мышц гортани.
Перенапряжение голоса может вызвать гипер- или гипофункциональные нарушения. Многие нарушения голоса начинаются с чрезмерного напряжения мышц голосового аппарата. Это явление называются гиперфункцией.
При длительной гиперфункции мышцы истощаются и теряют необходимый тонус, ослабевает их аддукция . Это состояние названо гипофункцией.
Неправильное использование голоса, называемое перенапряжением, может быть причиной органических нарушений.
Существуют следующие формы перенапряжения голоса: крик, визг, напряженная вокализация, чрезмерная разговорчивость, реверсивная фонация (вокализация на вдохе), взрывная вокализация, твердая голосовая атака, частое откашливание и разговор в очень шумной обстановке.
Вредное воздействие на голос могут оказать курение, употребление алкоголя, работа в пыльном помещении.
К перенапряжению голоса относят также неправильное использование высоты тона и громкости. Громкая речь часто сопутствует чрезмерной разговорчивости и твердой голосовой атаке. Громкоговорящие семьи и семьи с большим числом детей склонны к неправильным голосовым привычкам.
Крик, визг, вопль, громкие восклицания
При крике, визге, вопле, громких восклицаниях происходит чрезмерное напряжение гортани, что может привести к раздражению голосовых складок. Дети любого возраста нередко перенапрягают голос, особенно во время игр и занятий спортом.
Мальчики в период мутации голоса часто кричат во время занятия спортом . Привычка кричать и визжать во время игры вызывает хроническую охриплость , нарушает необходимую для фонации координацию мышц , приводит к образованию узелков голосовых складок . Резкий крик может вызывать прилив крови, гематому, повреждение мышц или суставов гортани .
У мальчиков и юношей чаще возникает дисфония, чем у девочек и девушек-подростков. Это подтверждает общее мнение, что мальчики более склонны к крику и радостным восклицаниям, чем девочки, скорее всего это связано с природой их игр и спортивных занятий .
Дети, у которых энергия бьет через край, терзают свои голосовые складки криком и визгом до тех пор, пока не появятся узелки крикунов».
В период полового созревания возникает нестабильность мышц голосового аппарата, и поэтому в это время следует избегать перенапряжения голоса. Однако именно в этот период дети очень часто напрягают голос.
Чрезмерная разговорчивость
У ребенка, который много и громко говорит на высоких тонах, часто возникают патологические изменения гортани. При правильном использовании голоса не происходит повреждения голосовых складок, какой бы энергичной ни была вокализация. Если ребенок долго и энергично говорит, то при этом происходит перенапряжение голоса, которое иногда приводит к образованию узелков . Более того, если у ребенка голос имеет нормальную громкость и высоту, но он говорит с утра до вечера, то это также является перенапряжением голоса .
Кашель и откашливание
У многих детей с дисфункцией гортани отмечены частый кашель и откашливание. Во время кашля скорость воздуха в трахее достигает скорости звука (около 320 м/сек), на уровне гортани она снижается до скорости урагана (около 45 м/сек), на уровне губ — примерно 7 м/сек) .
У большинства детей школьного возраста с нарушениями голоса отмечается в анамнезе рецидивирующий кашель.
Нарушение голоса может быть вызвано также чрезмерным смехом и криком.. Во время кашля происходят очень сильные периодические ундуляции(скопление жидкости в полостях) этих нежных структур, оказывающие на них вредное влияние.
У людей, которые во время разговора делают перерыв, чтобы откашляться, недостаточно смазывается весь голосовой механизм. Это происходит из-за недостаточной продукции слизи, особенно железами, расположенными в желудочках гортани. Причиной неадекватного смазывания могут быть эмоциональные факторы, включающие боязнь сцены; заболевания носа и придаточных пазух; злоупотребление алкоголем и курением; употребление лекарств, которые подавляют секрецию слизи и слюны; недостаточная влажность воздуха.
Неправильные громкость и высота голоса
Обычно громкость и высота голоса у детей находятся в пределах допустимых норм, однако некоторые из них ежедневно травмируют голос, периодически разговаривая слишком громко и на слишком высоких тонах. Привычка говорить (или петь) слишком громко вредна для механизма голосообразования.
Привычка говорить чрезмерно высоким голосом может быть важным этиологическим фактором гиперфункциональной дисфонии. Это особенно справедливо в отношении тех лиц, которым приходится говорить в шумной обстановке и которые вынуждены повышать громкость голоса и его высоту. Повышение громкости голоса в ответ на окружающий шум вредно влияет на голосовой аппарат.
Люди, род занятий которых связан с использованием голоса, хорошо чувствуют свой голосовой статус и контролируют громкость, учитывая отрицательное влияние шума. Непрофессионалы в шумной обстановке, напротив, почти автоматически повышают громкость и зачастую не замечают перенапряжения голоса.
Психические факторы
Причиной многих функциональных нарушений голоса, особенно изменений гибкости, качества, высоты тона и громкости, являются психические нарушения или плохая приспособляемость к окружающей среде. Причинами функциональных нарушений могут быть также следующие психические факторы: особенности личности, дефекты характера, эмоциональная нестабильность, плохие взаимоотношения между родителями и ребенком. Эти факторы часто взаимосвязаны и взаимозависимы, и не всегда удается отделить один от другого.
Психические факторы могут вызвать самые различные нарушения голоса, например, охриплость, резкость, придыхание, гиперназальность, изменение громкости, афонию. Так, чрезмерная агрессивность проявляется привычкой говорить очень громко . Охриплость может быть тесно связана с отрицательными эмоциями и психической травмой. У неуправляемого и слишком активного ребенка может быть грубый, хриплый голос.
Подражание
Ученые считают, что формирующийся у ребенка голос зависит от того, как он подражает окружающим его взрослым и с кого берет пример в процессе овладения речью, качество голоса во многом зависит от степени удовольствия, которое ребенок получал от голосовой игры в раннем возрасте. Для нормального развития ребенка необходимо как можно больше говорить с ним еще в довербальный период и во время голосовой игры.
Нарушение голоса у ребенка может возникнуть в результате подражания окружающим его людям с нарушениями голоса .Одной из причин возникновения нарушений голоса у детей является подражание плохим примерам. Ребенок учится не только языку, но и манере речи. Так, мать, называя какой-то новый предмет или явление, показывает ребенку и манеру произнесения этого слова. У крикливой матери и ребенок говорит на повышенных тонах. По мере роста он знакомится о новыми детьми и взрослыми, не которых из них он может выбрать в качестве примера для подражания. Обычно это происходит неосознанно, но в некоторых случаях он вполне сознательно подражает другому ребенку или взрослому, желая быть похожим на него. Такое подражание может начаться в раннем детстве и продолжаться в период полового созревания и позднее.
Детям и подросткам с дисфункцией гортани (как при наличии органической патологии, так и без нее) показаны специальные лечебные голосовые процедуры.
Логопеда особенно интересует лечение узелков голосовых складок, других органических изменений мышечной патологии, которые возникают в результате неадекватного использования голоса и его перенапряжения.
Цели терапии состоят в том, чтобы:
- устранить или уменьшить перенапряжение голоса;
- сбалансировать мышечный тонус;
- обеспечить соответствующую громкость;
- обеспечить желаемую высоту тона;
- контролировать темп речи;
- достичь образования чистого голоса.
![]() |
Калинина А.В., учитель-логопед |