Использование биоэнергопластики в коррекции речи детей на дошкольном логопункте

Развитие мелкой моторики

Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства
в детской руке, тем ребёнок умнее.
В.А. Сухомлинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией (О.В.Бачина (2009г.); В.А. Калягин (2004г.); О.С.Степанова(2003г.); Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.Туманова (2010г.) и др.)

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья.

В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей для дошкольного отделения становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий. А целью коррекционной работы в условиях логопункта является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала детьми, посещающими логопункт, повышение их речевой грамотности и активности.

Анализируя специальные литературные источники можно говорить о том, что существует стойкая взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей с ОВЗ особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Сорока-белобока”, “Ладушки-ладушки” и т.д.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь более быстрых результатов, когда работаю над постановкой звуков у дошкольников с ОВЗ, и, чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применяю такое направление, как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Изучив методику Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. в нашей практической деятельности на ряду со специальными упражнениями, подбираю движение рук, имитирующее движение губ, языка, нижней челюсти, для любого артикуляционного упражнения. Придумываю героев перчаточного театра, имена которых зависят от звуков, которые мы корректируем и совершенствуем с детьми ( Жужа, Шпуня,Чупа, Цыпа и др.).

Также вместе с детьми придумываем для героев перчаточного театра сказки-путешествия в зависимости от поставленных целей занятия. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру.

При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываю индивидуальные особенности детей, рука подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения.

Постепенное объединение артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики отразилось в этапах работы.

В начале учебного года, в момент обследования у детей артикуляционного аппарата, его подвижности и речевого развития, подбираю комплекс артикуляционных упражнений на звуки, которые нарушены. На первом этапе дети повторяют упражнения. Пока рука не включается. Эти упражнения начинаются с сентября.

На втором этапе, мы также проводим артикуляционные упражнения традиционно, используя при этом сказки о Веселом язычке. Ребенок выполняет сидя перед зеркалом, гимнастику сопровождаю движениями ведущей руки. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует.

На третьем этапе — ребенок выполняет артикуляционную гимнастику традиционно. На этом этапе происходит знакомство ребёнка с персонажем перчаточного театра, сопровождая сказкой и движениями ведущей руки с перчаткой. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует (октябрь).

С первого по третий этапы — подготовительные.

На четвёртом этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Упражнения выполняем также вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев.

На пятом этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Выполнение артикуляционных упражнений также сопровождается мной, движением руки (декабрь).

На шестом этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки ребенка в перчатках (январь, февраль).

С четвертого по шестой этапы – основные.

Седьмой этап – заключительный. На данном этапе использую сказки о приключениях перчаточного театра. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. При рассказывании сказки, называю упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры.

И, конечно, решение проблемы коррекции речевого развития мало эффективно без родителей (законных представителей). В соответствии с требованиями ФГОС ДО, с семьями устанавливаю партнёрские отношения. Для повышения их педагогической культуры провожу как традиционные, так и современные мероприятия.

Считаю, что одной из более действенных форм по направлению биоэнергопластики являются тренинги. Целью данных мероприятий является знакомство с органами артикуляции, особенностями артикуляционных укладов при произнесении различных звуков, со спецификой проведения гимнастики с биоэнергопластикой.

С родителями провожу беседу, далее вместе с детьми демонстрируем выполнение комплекса артикуляционной гимнастики. Для совершенствования приобретённых практических умений и навыков на тренинге родителям демонстрируются специальные презентации, видеозаписи проведения комплексов упражнений с детьми.

Во второй части тренинга предлагается провести артикуляционную гимнастику с ребёнком, придумать сказку-путешествие. По завершению курса коррекции речевого развития детей родители составляют «портфолио семейного успеха».

Таким образом, в результате проведённой работы мы пришли к выводу, что применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность, тем самым помогая решить проблему очерёдности на дошкольном логопункте.

Применение биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в работе с детьми с речевой патологией.

Список литературы:

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.
  2. О йога-данс или биоэнергопластике.
  3. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2010.
  4. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры речи у детей пяти лет. М.:Арктур, 2001.
  5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур,1999.

Есипова Н.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.