Ребенку скоро пять лет, а он не может правильно сказать [Л]?
Скорее всего у него не сформирован артикуляционный уклад, необходимый для произнесения этого звука.
Помогут в решении этой проблемы специальные подготовительные артикуляционные упражнения.
Комплекс подготовительных артикуляционных упражнений для звука [Л]
1. «УЛЫБКА»
Улыбнуться без напряжения и в таком положении удерживать губы до 5 секунд.
Выполнить упражнение 3 – 4 раза.
2. «ЗАБОРЧИК»
Улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы.
Удерживать артикуляционную позу до 5 секунд. Выполнить упражнение 3 – 4 раза.
3. «ОКОШКО»
Открыть рот так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд. Выполнить упражнение 3 – 4 раза.
4. «КАЧЕЛИ»
Улыбнуться. Открыть рот так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
Положить кончик языка во рту за нижние зубы, потом приподнять кончик языка за верхние зубы. Выполнить упражнение 4 — 6 раз.
5. «ИГОЛОЧКА»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить ровный язык на нижнюю губу так, чтобы кончик языка был острый. Удерживать артикуляционную позу до 5 секунд.
Выполнить упражнение 4 — 5 раз.
6. «БОЛТУШКА»
Улыбнуться. Открыть рот, затем кончиком языка выполнить движение вперед и назад по верхней губе, как бы поглаживая ее. Язык от губы не отрывать.
Сначала выполняем медленно и без голоса. Постепенно темп убыстряем и добавляем голос.
Должен получиться звук похожий на «Бл – бл – бл».
Выполнить несколько движений подряд не закрывая рот.
7. «ПАРОХОД»
Улыбнуться, показать сомкнутые верхние и нижние зубы.
Просунуть кончик языка между зубами. Удерживая кончик языка резцами, произносить: «Ы-ы-ы…»
Если упражнение выполнено правильно, то будет слышно «гудение» парохода: «Л-л-л…» Выполнить упражнение 4 — 5 раз.
После успешного выполнения упражнения «Пароход» сразу вводим звук в слог.
Далее формируем умение правильно произносить звук в слове, фразе, тексте, в спонтанной речи.
Рекомендации для родителей и педагогов
Организуя занятия с ребенком, воспользуйтесь следующими советами:
- Повторяйте упражнения регулярно, так как умение определяется временем и практикой.
- Не торопитесь давать упражнения, превышающие возможности.
- Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он устал или расстроен.
- Избегайте отрицательной оценки, находите слова поддержки, получайте удовольствие от процесса совместной деятельности.
Ионова О. Ю.,
учитель-логопед