«Квазиомонимы — наглядное средство фонологического анализа для профилактики акустической дисграфии».
Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, а она неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер. Поэтому профилактика нарушений письма должна осуществляться в дошкольном возрасте, особенно у детей с речевой патологией.
В последнее время отмечается увеличение числа детей с акустической формой дисграфии, поэтому я стараюсь уделить внимание профилактике данной формы дисграфии в дошкольном возрасте.
Акустическая дисграфия в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков в речи. При этой форме дисграфии нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме, а суть артикуляторно-акустичекой формы состоит в том, что ребенок имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение фиксирует его на письме, иными словами, пишет так как произносит.
Нарушение фонематического слуха ведет к нарушениям фонематического восприятия, отсюда — страдают фонемы близкие по акустическим признакам и в результате ведут к нарушениям письма. На письме чаще всего смешиваются буквы обозначающие:
- звонкие – глухие -свистящие- шипящие -ротовые соноры;
- аффрикаты и компоненты входящие в их состав ;
- также проявляется в неправильном обозначении мягкости и твердости согласных на письме.
Данная тема актуальна и для учителей-логопедов дошкольных учреждений при коррекции дефектов звукопроизношения, а также дефектов оглушения-озвончения. Профилактикой дисграфии занимаются все учителя-логопеды.
Для получения наиболее лучшего результата я пользуюсь различным занимательным материалом. Это игры и упражнения по развитию слухового внимания на материале не речевых звуков, а также на развитие памяти, формирование основ слуховой дифференциации; развитие чувства ритма, то есть формирование ритмико-интонационной стороны речи.
2. Основной целью коррекционной работы по предупреждению акустической дисграфии является развитие фонематического слуха и восприятия, различение звуков, причем в речевой материал я включаю слова со смешиваемыми звуками.
Особое внимание уделяю различению звуков в словах — квазиомонимах.
Квазиомонимы — это слова,различающиеся только одним звуком в одной и той же позиции.
О квазиомонимах, часто именуемых сейчас «минимальными парами», как о специальном методе фонемного анализа говорят дескриптивисты Г. Глисон, Л.В.Щерба. Л.Р. Зиндер.
Дескриптиви́зм — направление лингвистики. Основоположником дескриптивизма считается Л. Блумфилд. (трансформационная грамматика.) Центральные разделы дескриптивной лингвистики – фонология и морфология.
Таким образом, характеризуя развитие взглядов на роль минимальных пар, дескриптивисты рассматривают квазиомонимы как наиболее наглядное или наиболее убедительное средство фонологического анализа.
3. Игры с педагогами.
4. Таким образом, использование квазиомонимов в коррекционной работе с детьми даёт положительные результаты по профилактике акустической дисграфии.
Игры на слова — квазиомонимы.
Игры с мячом.
1. Замени в заданных словах звук:
1) Б на звук П: борт-порт, балка-палка, бочка-почка, башня-пашня, бабочка-папочка;
2) Д на Т: том-дом, точка-дочка, творец-дворец, уточка-удочка, трава-дрова;
3. Благодаря способности разных фонем выступать в одной позиции могут чисто случайным образом возникать цепочки слов, различающиеся только одним элементом, то есть квазиомонимы.
Репка-лепка-леска-ласка-маска-миска-киска-кирка-бирка-биржа-баржа
Лиса-липа-лупа-луна.
Игра «Составь пару из двух картинок»
Педагог делит карточки на две группы. Рассматривает по очереди с ребенком картинки одной из групп, предлагает заменить в слове звук [д] на звук [т] (или звук [б] на звук [т]),и .т.) найти картинку с соответствующим изображением. Составить пару из двух картинок.
Игра «Звуки заблудились»
Учитель-логопед читает двустишия, намеренно допуская смысловую ошибку. Ребёнок находит ошибку, исправляет её.
п-б
Возле дома стоят почки, На ветвях набухли бочки.
д-б
Мама с дочками пошла
по дороге вдоль села.
с-ш
На виду у детворы
крысу красят маляры .
ч-ш
На болоте нет дорог
я по кошкам -скок да скок.
Придумывание предложений со словами-квазиомонимами.
Суярова М.У., учитель-логопед |