Рабочая программа логопедической работы с обучающимися 1-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонематическим недоразвитием речи (Ф)ФНР

Рабочая программаРабочая программа логопедической работы с обучающимися 1-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонематическим недоразвитием речи (Ф)ФНР.

Класс: 1, 2 группа

Кол-во учебных часов: 84 в году

Кол-во учебных часов: 3 в неделю (вторник, четверг, пятница)

1.​ Пояснительная записка.

1.1. Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:

–​ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);

–​ «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изм. и доп., вступ. в силу с 6 октября 2009 г. № 373);

–​ Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

–​ Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» /Под ред. А.В.Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996;

–​ Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». Бессонова Т.П.: АПКиППРО РФ, 2008;

–​ Устав ГБОУ АО АСШИ № 1;

–​ Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) для учителей, работающих по ФГОС НОО и ФГОС ООО ГБОУ АО АСШИ № 1;

–​ Авторская программа Ефименковой Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». М. 1996.

–​ Авторская программа Дорофеевой С.Е., Семенюты Л.В., Маленьких Л.А. «Коррекция нарушений речи у младших школьников». М., 2011.

–​ Програмно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками Козыревой Л.М. – Ярославль, 2006.

–​ Пособие для учителей-логопедов Мазанова Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы». М., 2009.

–​ Пособие для учителей-логопедов Ишимова О.А., Бондарчук О.А. «Логопедическая работа в школе». М., 2012.
Рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов:

–​ Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2015;

–​ Мазанова Е.В. Конспекты занятий для логопедов. М., 2007;

–​ Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб.пособие.М.,1997.

–​ Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. Методическое пособие СПб., 2005.

–​ Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников в 3 частях. М.,2013г.

Дополнительная литература для учащихся:

–​ Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Вып.1).М.,2008;

–​ Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып.2, часть2). М., 2005;

–​ Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006;

–​ Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.

–​ Так же в рабте с обучающимися используюютя интерактивные игры «МЕРСИБО»

1.2. Цели и задачи изучения учебного курса:

Цель: Стратегическая цель логопедической работы в 1 классе – предупреждающая коррекция специфических трудностей овладения письменной речью учащимися.

Задачи:

–​ устранить дефекты произношения (если имеются);

–​ формировать полноценные представления о звукобуквенном составе слова;

–​ формировать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова;

–​ развивать пространственно-временные представления;

–​ развивать психологические предпосылки к обучению;

–​ развивать коммуникативную готовность к обучению.

Адресат: учащиеся 1 классов с (Ф)ФНР (с недоразвитием звуковой стороны речи: дефектами произношения; нарушением фонематических представлений (дифференциацией оппозиционных звуков); несформированностью анализа и синтеза звукового состава слова).

1.3. Ведущие идеи программы.

Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных мероприятий направленных на исправление нарушений в устной речи, создание условий для успешного овладения чтением и письмом и развитие коммуникативной функции речи. В программе представлена система коррекционной работы в первых классах, позволяющая оказывать логопедическую поддержку первоклассникам с недостатками в развитии устной речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонематическим недоразвитием речи.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебной программой начальной ступени обучения (концепция системы «Перспективная начальная школа»), логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать образовательные потребности детей с речевыми нарушениями посредством дифференциации образовательного процесса.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, сделавшего упор на формирование универсальных учебных действий (УДД), на использование приобретенных знаний в практической деятельности и в повседневной жизни.

Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся, тесной преемственности между уроками логопедии, обучением грамоте.

Коррекционно-развивающая программа, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные логопедические принципы (принцип деятельностного подхода, патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения), принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции, принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма, принцип поэтапного формирования психических функций, принцип учета «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготсокому), онтогенетический принцип), а так же данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирования учебой деятельности при соблюдении индивидуального подхода.

Наиболее эффективным подходом является коммуникативно-деятельностный, предполагающий: взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, ситуативно-тематическую организацию языкового материала, концентричность в подаче и закреплении речевого материала, опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы, подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые (в том числе интерактивные игры), методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.

Продолжительность занятий – (Ф)ФНР – 1 год. Работа строится по схеме:

В первые две недели учебного года проводится логопедическое обследование, включающее в себя изучение нарушений устной речи.

Организуются индивидуальные и групповые занятия.

Для групповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, периодичность занятий – 3 раза в неделю, 35 мин. Основными направлениями групповой коррекционно-развивающей работы являются:

–​ формирование полноценных произносительных навыков;

–​ развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, форм звукового анализа и синтеза;

–​ обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования;

–​ развитие связной речи в процессе работы над предложением, текстом.

Индивидуальные занятия.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями. Продолжительность индивидуальных занятий – 15-20 мин. 1 раз в неделю. Выпуск детей производится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Основные направления индивидуальной коррекционно-развивающей работы:

–​ установление эмоционального контакта с ребёнком;

–​ выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи;

–​ постановка звуков;

–​ автоматизация звуков в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах сложной и несложной слоговой структуры, предложениях, рассказах, беседах.

В заключительные две недели учебного года проводиться так же логопедическое обследование, включающее в себя: диагностику устной речи с целью отслеживания речевого развития, диагностику чтения и письма.

1.4 Планируемые результаты.

Усвоение данной программы обеспечивает формирование:

Личностные УУД

1.​ Самоопределение

  • формируется внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • осознание ответственности за свои поступки;

2.​ Смыслообразование

  • формирование мотивации учебной деятельности через игровые приемы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • повышение самооценки через звукопостановку и успешную учебную деятельность на занятии;

3.​ Нравственно-этическая ориентация:

  • формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  •  этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость).

Регулятивные УУД

1.​ целеполагание

  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

2.​ планирование

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • сопоставлять план и последовательность действий (например, через схему звукобуквенного анализа);
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

3.​ осуществление учебных действий

  • выполнять учебные действия;
  • использовать речь для регуляции своего действия;

4.​ прогнозирование

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;

5.​ контроль и самоконтроль

  • сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
  • различать способ и результат действия;
  • использовать установленные правила в контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

6.​ коррекция

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
  • адекватно воспринимать предложения по исправлению допущеных ошибок;

7.​ оценка

  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

8.​ саморегуляция.

  • адекватного реагировать на недопонимание задания;

Познавательные УУД

1.​ общеучебные

  • применять правила и пользоваться инструкциями;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • осознанно строить сообщения в устной форме;

2.​ знаково-символические

  • использовать знаково-символические средства (модели звуков), схемы предложений, цвет обозначения звука.

3.​ информационные (поиск и выделение необходимой информации).

Работа с текстом и иллюстрациями:

  • перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию. Поиск нужных частей текста, нужных строчек;
  • поиск нужных слов (работа на цветном фоне – розовом, голубом, желтом).

4.​ логические

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

  • сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;
  • анализ парных звонких – глухих звуков и моделей слов с этими звуками с целью обнаружения существенных признаков: преобладание шума и чередование звонких – глухих;
  • обнаружение особенностей букв я, ё, ю, я: использование букв для обозначения звука [й,] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;
  • обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков;
  • выяснение общих черт непарных согласных.

Подведение под понятие:

  • формирование понятия «звук» через анализ моделей;
  • поэтапное формирование понятия «парный звонкий – глухой согласный» через систему сопоставлений;
  • формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне;
  • формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухярусных и трехярусных схемах-моделях слов.

Установление причинно-следственных связей:

  • между разным звучанием мягкого и твердого согласного и использованием при этом разных букв для гласного звука;
  • между обнаружением связи слов в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.

Коммуникативные УУД

1.инициативное сотрудничество

  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь;

2.​ планирование учебного сотрудничества

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

3.​ взаимодействие

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • слушать собеседника;

4.​ управление коммуникацией

  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • аргументировать свою позицию;

Планируемые результаты области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • правильно произносить все звуки в диалоге и монологе.
  • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
  • выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.

в) в области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся :

  • понимать, что необходимо контролировать правильное произношение звуков, для их автоматизации.
  • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками.

Планируемые предметные результаты освоения курса

Обучающиеся научаться:

–​ различать звуки и буквы русского языка;

–​ научаться сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков;

–​ называть их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим).

–​ вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

–​ различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

–​ правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

–​ знать способы их буквенного обозначения;

–​ обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;

–​ дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах;

–​ дифференцировать звонкие и глухие согласные при письме и под диктовку;

–​ дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количество и пространственное расположение элементов букв;

–​ определять место ударения в слове;

–​ вычленять слова из предложений;

–​ четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

–​ правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

–​ грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением.

Учитывая, что у детей с ФФНР остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, слухового внимания, памяти, самоконтроля, контрольных действий и способности к переключению.

Особенности тематического планирования коррекционной работы.

Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках обчучения грамоте. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.

При составлении тематического планирования использован спиральный способ построения, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность усвоения речеязыкового материала учащимися. Многократное воспроизведение детьми усвоенных операций и действий способствует формированию у них стойких навыков и умений. Это в свою очередь содействует преодолению трудностей устного общения, созданию предпосылок письменного общения, преодолению трудностей обучения русскому языку.

Характерной особенностью данного способа является то, что дети, не теряя из поля зрения исходную цель, достижение которой возможно в процессе совместно-разделённой деятельности, организуемой учителем-логопедом, подходят к её реализации как к результату, т.е. осознанно. Это на определённом этапе выводит их на путь самокоррекции (выбора или самостоятельного находжения наиболее оптимального для себя коррегирующего способа или приема). Наблюдение, сравнение и различение, анализ и синтез, конкретизация и абстрагирование – методы, используемые в коррекционной работе, направлены на развитие коммуникативной функции речи и способствуют развитию регулирующей, обобщающей функций речи, тесно связанных с дискурсивным (рассуждающим) вербально-логическим мышлением.

Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

1 раздел. Речь. Предложение. Слово. (12 ч)

Текст. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова. Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки. Слова – помощники. Формирование пространственно-временных представлений.

2 раздел. Звукобуквенный состав слова (65ч)

Гласные 1-го ряда (9 ч)

Представление о звуке (уточнение артикуляции), звуковой анализ (где находится звук начало, середина, конец слова). Пространственные представления. Развитие психических функций (внимание, память, мышление).

Сонорные согласные (4 ч)

Гласные и согласные звуки, различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), вводится понятие слог, звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру.

Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные (9 ч)

Твердые и мягкие согласные звуки.

Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) и ь. Дифференциация гласных (ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё). Обозначение мягкости согласных на письме ь (в середине и конце слова).

Звонкие и глухие согласные (24 ч)

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з-c], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к]).

Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты (14 ч)

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]-[ш], [з]-[ж], [ч]-[т’], [щ]-[с’], [щ]-[ч], [ц]-[с], [ц]-[ч]).

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам (5 ч)

Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам (б-д, б-д, и-у, п-т, и-ш-щ-ц, Е-З).

3 раздел. Словосочетание. Предложение (грамматическое значение). Текст. (3ч)

Формировать умение составлять предложения из перепутанных слов, слов в начальной форме. Формировать умение чувствовать границы предложения и правильно изображать их на письме. Формировать умение прислушиваться к словам, находить в предложении предлоги, распространять предложение с предлогом словом — признаком.

Итоговая работа (2 ч)

3. Календарно — тематическое планирование.

Скачать

Мельник Татьяна Павловна Мельник Т.П.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Документы Метки: ,

Сейчас читают:

Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи» Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи»
Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи Коррекция фонематической дислексии у обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.