Разработка наглядно-дидактического материала в области логопедии.
Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом своей «копилочки» на занятиях для автоматизации и закрепления звуков с детьми с нарушением зрения.
В своей работе я столкнулась с поиском дидактического материала. Те пособия, которые можно купить в магазине для занятий не совсем подходят для детей с нарушением зрения.
Ведь не секрет, что для закрепления и автоматизации звуков необходимо множество дидактического материала.
Но дети компенсирующей направленности не могут полноценно воспринимать книжный материал, т.к. в основном он для них мелкий. Соответственно затрудняются при выполнении задания. Поэтому мне пришлось разрабатывать материал самой.
Первоначальным этапом моего поиска стали картинки формата А-4.(более 300 штук). Я их разбила на папки по закреплению и автоматизации звуков в словах: в начале слова, в середине и в конце слова (кроме тех звуков, в конце которых не закрепляем).
У меня получилось 13 папок (свистящие-5 папок, шипящие-4 папки, соноры-4 папки).
Каждую картинку я вложила в файл, для того, чтобы мне материал служил долго. Дети с удовольствием рассматривают ту или иную картинку и стараются правильно называть ее.
Затем задание усложняем:
- ищем позицию звука в слове;
- отхлопываем слоги;
- составляем предложение с картинкой;
- предложение с двумя рядом стоящими картинками;
- играем в дидактическую игру «что ты подаришь»;
- подбираем стихотворение или загадку к одной из картинок;
- просчитаем название до 3, затем до 5-7 (пример, одна роза, две розы и т.д).
Так же эти картинки я использую для дифференциации звуков.
Для этого я соединяю картинки, например: звуков [л]-[р].
Очень выручает материал на подгрупповых занятиях. Если мне необходима картинка по определенной теме, то я всегда могу взять ее из файла или напечатать новую, т.к. все картинки хранятся на компьютере. Это очень удобно и сокращает время и поиски к подготовке к подгрупповым и индивидуальным занятиям.
Конечно, собирая этот картинный материал, заняло определенное количество времени (найти картинку, распечатать), но теперь для меня не заменимый помощник в моей работе.
Эти картинки я использую для работы не только с детьми с нарушением зрения, но и без нарушения.
Возможно, кому-то из коллег станет этот материал полезным! Желаю всем успехов!
Алесенкова А.В.,
учитель-логопед