Тема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Деревья, кустарники леса».
Цель:
- учить изменять слова и образовывать новые относительные прилагательные.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование знаний, представлений о видовом разнообразии леса.
- Закрепление названий деревьев.
- Формирование правильного употребления падежных окончаний имен существительных во множественном числе.
- Закрепление обобщающего понятия «деревья».
Коррекционно-развивающие:
- Развитие мелкой моторики рук,
- зрительно-моторной координации.
- развитие наблюдательности, внимания, умения слушать выступающего,
- развитие слухового, зрительного внимания,
- обогащение словаря по теме лес, деревья,
- развитие грамматического строя речи,
- развитие умения образовывать множественное число от существительных единственного числа в форме именительного падежа,
- умения образовывать прилагательные от существительных.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание гуманного отношения к природе родного края.
Используемые материалы:
- сундучок – посылка, письмо от героя, листья деревьев (нарисованные по контуру), шишки ели, мультимедийный экран, проектор, 3 корзинки, разрезные картинки по количеству детей.
Предварительная работа:
- выход с экскурсией в парк.
I – Организационный момент.
Организуется непосредственное вхождение детей в деятельность, создается мотивация: Раздается стук в дверь, заходит почтальон и доставляет посылку.
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в группу принесли посылку от Старичка – Лесовичка. Давайте посмотрим, что там? Тут письмо, давайте почитаем.
II – Основная часть.
Здравствуйте, дорогие ребята! Как у вас дела? Все ли хорошо? Вы недавно были у меня в гостях в парке, вы мне так понравились! Вы были такие внимательные, когда вам рассказывали про деревья и лес, а я вот старенький уже и частенько многое забываю… Недавно наводил порядки в своих лесных владениях и перепутал все листочки, помогите мне, пожалуйста, определить какой листик к какому дереву относится.
Упражнение: «Назови листья»:
Логопед достает из посылки лист и формулирует образец: Будем говорить так: Это лист дуба. Дубовый лист растет на дубе.
(листья березы, липы, рябины, осины, клена, сосны)
Логопед: Ой, а это что такое? – достает шишку ели.
Ответы детей: Это шишка. Логопед дополняет: Это еловая шишка.
Логопед: А разве это листик? У ели какие листики?
Как называются деревья, у которых есть листочки? – Ответы детей: Деревья с листочками называются лиственными.
Логопед: а как называются деревья с иголочками? – Ответы детей: Деревья с иголочками называются — хвойные.
Молодцы ребята! С листиками мы разобрались, но Лесовичок умудрился перепутать не только листочки, но еще и намудрил с деревьями, давайте разбираться!
Упражнение: «Что лишнее?»:
Дети перемещаются к экрану, на который выводятся изображения деревьев.
Слайд 1 — Сосна, береза, ель, лиственница – что тут лишнее и почему?
- лишняя береза, потому что это лиственное дерево, а остальные хвойные.
Слайд 2 — Дуб, сосна, клен, ива — что тут лишнее и почему?
- лишняя сосна, потому что это хвойное дерево, а остальные лиственные.
Слайд 3 – Ива, рябина, тополь, пальма — что тут лишнее и почему?
- лишняя пальма, потому что это дерево не растет в наших лесах.
Слайд 4 – осина, дубовый лист, липа, ель — что тут лишнее и почему?
Лишний дубовый лист, потому что это не дерево.
Упражнение: Физминутка:
1)
Листья осенние тихо кружатся,
Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся,
Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят,
Движения руками вправо, влево.
Будто опять закружиться хотят
Поднимаются, кружатся.
Н. Нищева
2) Дети водят хоровод со словами:
По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем,
Много шишек наберем, наберем, наберем.
Логопед: мы пришли на полянку, посмотрите, тут спрятались шишки, надо их все найти и сложить в корзинку.
Дети в рассыпную собирают шишки и складывают в корзинки.
Упражнение: «Сосчитаем шишки».
Молодцы, ребята! Садитесь за столы, давайте посчитаем, сколько шишек вы собрали.
Одна шишка, две шишки,…..десять шишек.
Логопед: а корзинок сколько?
Одна корзинка, две корзинки, три корзинки.
Упражнение: «Собери картинку».
На столах у каждого в конверте разрезная картинка, на которой изображены деревья или листья
Упражнение: «Назови, что у тебя на картинке».
Логопед: посмотрите внимательно на свои картинки и назовите, что изображено, например, у меня нарисовано два клена.
Каждый называет свои картинки, согласуя существительные и числительные 2-5.
Упражнение: «Раздели слово на слоги».
Логопед:
Я с картинками играю,
по слогам их называю.
Я руками хлопаю
И ногами топаю.
Давайте разделим ваши слова на слоги. Например, у меня – клен (хлопок) – 1 слог .
Какое слово было самое длинное? Самое короткое?
III — Заключительная часть — подведение итогов.
Вы все справились с этим заданием! Чем мы сегодня занимались? Что больше всего понравилось? Что было трудным? Старичок – Лесовичок прощается с нами, говорит вам, ребята, большое спасибо и дарит вам подарки – раскраски деревьев осеннего леса.
![]() |
Пичкобий А.В., учитель-логопед |