Тема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Лесные ягоды Карелии»
Цель:
- дифференциация предлогов «на» – «в».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование навыков словообразования,
- закрепление понятия о словах – признаках.
Коррекционно-развивающие:
- обогащение словаря по темам: грибы, ягоды,
- развитие грамматического строя речи,
- умения изменять слова и образовывать новые,
- развитие связной речи, умения строить последовательный рассказ, с использованием красочных эпитетов, прилагательных,
- развитие фонематического восприятия, слухового внимания, зрительного восприятия,
- развитие слухо-речевой памяти.
- Совершенствование навыка слогового анализа.
- Развитие словесно-логического мышления, анализа и синтеза.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие моторной сферы, согласованности с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к природе, интереса к окружающему растительному миру.
Материалы и оборудование:
- картинки ягод, картинки корзинок для слогового анализа, картинка Карлсона, схема(цвет, размер, вкус), карандаши, раздаточные листы с изображением ягод и корзин, соединенных пунктирными линиями.
I – Организационный момент:
Игра на развитие слухового внимания, памяти: «Запомни и повтори».
– логопед произносит цепочку слов, а дети воспроизводят.
Черника, морошка;
Земляника, черника, голубика;
Брусника, клюква, малина;
Клюква, малина, брусника, морошка И т.д.
II – Основная часть.
Логопед: Что мы сейчас с вами называли, как это можно назвать все одним словом?
- Лесные ягоды.
Логопед: а что еще растет в лесу? — в лесу растут грибы.
Логопед: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о грибах и ягодах, которые растут в карельском лесу.)
Сюрпризный момент появление Карлсона.
Логопед: Дети, вы любите загадки? Тогда попробуйте отгадать, кто к нам сегодня пришел.
Он весёлый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит.
Кто же это? Подскажи!
при правильном ответе, появляется картинка Карлсона с банкой варенья.
Это — Карлсон, который живет на крыше. А кто знает, что любит Карлсон? Карлсон очень любит пошалить! Однажды он со своим другом Малышом заигрались и перепутали все картинки, наша с вами задача – найти лишнюю и сказать, почему она не подходит.
Упражнение: «Четвертый лишний».
Логопед предъявляет картинный материал, а дети называют и определяют, что лишнее и почему.
1) Черника, морошка, груша, малина – лишняя груша, потому что это фрукт, а остальное ягоды.
2) клубника, голубика, клюква, земляника – лишняя клубника, потому что это садовая ягода, а остальные лесные.
3) морошка, брусника, клюква, подосиновик – линий подосиновик – это гриб, а остальные лесные ягоды.
Логопед: молодцы, ребята!
Упражнение «На или В».
Наш Карлсон такой невнимательный! Он все время путает маленькие слова — на – и — в –
Вот послушайте как он говорит:
Земляника растет в кустике. Как надо правильно сказать?
Малину положили на корзинку –
Морошковое варенье налили на чашку –
Морошка растет в болоте –
(Каждому предлагается составить 2 предложения с разными предлогами, опираясь на картинки).
Упражнение «Деление на слоги».
Шалун Карлсон так заигрался, что и не заметил, что не далеко от него стояли корзинки с ягодами и случайно и все рассыпал. Давайте дружно соберем. Надо назвать ягоду и прохлопать, а потом определить, в какой корзинке она была.
На доске картинки с ягодами и 3 корзинки, в которых нарисованы окошки, обозначающие количество слогов.
Дети подходят к доске, выбирают ягоду, произносят и отхлопывают слоги, называя количество «кладут в корзинку».
Земляника (4), черника (3), морошка (3), клюква (2), брусника (3), голубика (3), малина (3).
Физминутка.
Мы с друзьями
Солнечным погожим днём
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки.
Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Наклоны вперёд.)
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места! (Повороты влево-вправо.)
Снова мы идём по лесу. (Ходьба на месте.)
А вокруг — так интересно! (Потягивания — руки в стороны.)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенёк.
Упражнение: «Составление загадок» – по карточкам-подсказкам. (цвет, размер, вкус).
Логопед: Карлсон любит не только шалить, но и загадывать и отгадывать загадки, вот послушайте, какую он придумал. – дается образец составления загадки с опорой на схему – цвет, размер, вкус.
Затем дети самостоятельно придумывают, составляют загадки, подбирая слова — признаки в рассказе.
(Земляника, черника, морошка, брусника, клюква, голубика, малина)
Упражнение «Помоги Карлсону приготовить варенье и компот».
На доске выставлены картинки: Банка варенья и кастрюля. Дети достают из коробки картинки ягод, называют их и образуют новые слова – относительные прилагательные.
Черничный компот – черничное варенье.
Физминутка для пальчиков.
К нашему Карлсону гости пришли.
И вот, что они ему принесли:
Зайка — чернику,
Ежик — бруснику,
Белка — рябину и ежевику.
Спелой малины лиса принесла.
Очень душистой малина была.
Упражнение «Собери ягоды».
Раздаточные листы.
У каждого на столах лежит лист, на котором изображены ягоды, корзинки, тарелочки. Надо провести по пунктирным линиям от ягод к корзинкам, тем самым «собирать их».
Логопед: давайте соберем все ягодки в корзинки или на тарелочки.
После того, как дети справятся с заданием, прошу нескольких ребят озвучить, куда они собирали ягоды (на – или в).
III – Итог.
Какие вы все молодцы! Старались, правильно отвечали. Какие ягоды вы запомнили? Что понравилось? Что было для вас трудным?
![]() |
Пичкобий А.В., учитель-логопед |