Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

Здоровьесберегающие технологииАннотация: В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему. Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.

Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада.

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

  • обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • формировать основы безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Основные принципы работы

  1. принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками
  2. принцип активности и сознательности- участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
  3. принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности
  4. принцип адресованности и преемственности- поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
  5. принцип результативности и гарантированности- реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей

Система образовательной деятельности в детском саду по здоровьесбережению включает в себя следующие мероприятия:

Физкультурно-оздоровительные:

НОД (В нашем детском саду реализуется Детско-родительский образовательный проект «Познай себя», который направлен на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.

Цель:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.

Задачи:

  • Формировать у детей стремление к самопознанию и физическому самосовершенствованию;
  • Развивать способности к поисковой деятельности;
  • Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность, поддерживать творческую самодеятельность;
  • Формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой;
  • Повышать уровень произвольности действий детей;
  • Развивать положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию;
  • Учить проявлять инициативу при придумывании различных вариантов тренажеров для оздоровления организма;
  • Приобщать детей к нормам здорового образа жизни.

Этот долгосрочный проект помогает ребенку узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и что вредно для организма, как устроено человеческое тело и зачем нужны внутренние органы. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: логопеда, инструкторов по физической культуры, медсестры – делает проект более познавательным и ярким. Реализация проекта «Познай себя» помогает воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.)

Этапы проекта

Этапы проекта. Деятельность педагога. Деятельность детей.

1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап 9. Подготовка к презентации.

10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

  • прогулка с использованием подвижных игр
  • утренняя гимнастика
  • пальчиковая гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • гимнастика в кроватках после сна (Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений: Разминка в постели и самомассаж, Игровые упражнения, Сюжетно-игровая гимнастика, Пробежки по массажным дорожкам.)
  • дыхательная гимнастика
  • точечный массаж (упрощённый вариант)
  • физкультминутки (или динамические паузы)
  • музыкотерапия (муз. сопровождение режимных моментов; муз. оформление фона НОД)
  • спортивные праздники и развлечения
  • тренажёры
  • плавание
  • коррекционная гимнастика
  • дополнительное образование (кружки)

Закаливающие:

  • прогулки на свежем воздухе
  • облегчённая одежда на занятиях
  • босохождение
  • ходьба по массажным коврикам (Для удовлетворения потребности детей в движении, в группах имеются физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием для развития и совершенствования основных движений, дорожки здоровья, изготовленные из бросового материала с помощью родителей для профилактики нарушений осанки у детей и укрепления свода стопы, что позволяет проводить индивидуальную работу с детьми.)
  • световоздушные ванны (проветривание помещений;
  • прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. Наличие спортивных площадок позволяет проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе. В летний период в ДОУ организуется работа оздоровительных площадок по темам: •«Чистота – залог здоровья» •«Полезные советы Айболита» •«Изучаем свой организм» •«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» Проводятся тематические недели: •«Хочу всё знать» •«Советы доктора Воды» •«Что я знаю о витаминах» Реализуются летние экологические проекты: •«Путешествие Капельки» •«Мир бабочек» •«Солнце, воздух и вода»)
  • умывание холодной водой
  • полоскание рта водой

Социально-психологическое благополучие ребенка:

  • сказкотерапия
  • игротерапия
  • релаксация

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования:

  • рефлексотерапия
  • тренинги
  • Валеологическое просвещение родителей.
  • оказание консультативной помощи;
  • информационные стенды;
  • выпуск тематических листовок.

Традицией детского сада стало проведение совместных спортивных праздников: «Мама, папа, я – спортивная семья!», которые способствуют воспитанию здорового образа жизни семьи.

(Детский сад и семья – это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат без взаимодействия всех заинтересованных сторон. осознание значимости здоровьесбережения воспитанников в семье, использование в своей работе с родителями вариативных форм работы, в том числе и нетрадиционных, позволило нам установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать родителей в результатах педагогического процесса.)

Вывод: Целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная как на классических так и на инновационных подходах способствует гармоничному физическому развитию детей ДОУ.

Битюкова И.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.