Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

ЛогопедАннотация:

Актуальность здоровьесберегающего направления в системе методической работы ДОУ подтверждается рядом следующих противоречий:

  • противоречие между возросшей потребностью в педагоге, обладающем глубокими знаниями о здоровьесберегающих подходах, технологиях и недостаточной разработкой научных основ проблемы здоровьесбережения;
  • противоречие между большим резервом здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и недостаточной реализацией этих возможностей;
  • высоким уровнем требований к здоровью детей и ограниченными возможностями педагогических кадров создавать здоровьесберегающую среду.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

Дошкольное детство – самоценный этап в жизни, а не только подготовка к школе. Необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес, для того, чтобы ребёнок подошёл к школе с мотивацией: «Хочу учиться!». Этого можно достичь лишь при сохранении и укреплении здоровья воспитанников дошкольных учреждениях.

Именно поэтому я определяю в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровье сберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса.

Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

Понятие «здоровьесберегающие технологии».

На современном этапе здоровьесберегающая технология определяется, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Существуют различные мнения, различные понятия, определяющие содержание здоровьесберегающих технологий. Но когда ты впервые слышишь сочетание «здоровьесберегающие технологии» и вспоминаешь своих маленьких воспитанников, в голове формируется свое собственное определение.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать детей, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным.

Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий.

  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
  • стимулирование речевых зон коры головного мозга;
  • формирование орального праксиса;
  • совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса;
  • повышение резервов дыхательной системы;
  • профилактика нарушения зрения;
  • создание благоприятного эмоционального фона.

При применении здоровьесберегающих технологий необходимо знать и строго соблюдать основные принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

  1. доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);
  2. систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);
  3. оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
  4. последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
  5. комплексного воздействия на все анализаторы;
  6. совместного – педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, психолога, медицинского персонала, родителей).

А теперь мне хотелось бы коснуться классификации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

игровой стретчинг, гимнастика для глаз, развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса, кинезеологические упражнения, дыхательная гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения, артикуляционная гимнастика, Су-джок терапия.

  • Технологии обучения здоровому образу жизни:

игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, биологическая обратная связь (БОС, аурикулотерапия.

  • Коррекционные технологии:

арттерапия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, игры с водой, аромотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, биоэнергопластика.

Организация коррекционно – развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий:

  • ознакомление педагогов ДОУ и родителей с комплексом оздоровительных мероприятий;
  • накопление практического материала;
  • составление годового планирования;
  • организация НОД с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • работа с родителями (консультации, практикумы, беседы);
  • внесение изменений и дополнений в развивающую среду ДОУ;
  • выступление с анализом проделанной работы на итоговом педсовете ДОУ;
  • выступление с анализом достижений детей на психолого – медико — педагогическом консилиуме ДОУ.

Методы и приёмы здоровьесберегающих технологий в процессе проведения НОД.

Рассмотрим методы и приёмы здоровьесберегающих технологий, которые я применяю в коррекционной работе на разных этапах НОД. Первый этап НОД – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций. В организационные моменты включаю релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Одним из следующих этапов НОД может быть работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Проводить её нужно эмоционально, в игровой форме, например: «Сказка о весёлом язычке», «Сказка о комарике».

  • Артикуляционную гимнастику можно проводить не только традиционно, но в нетрадиционной форме:
  • «Упражнения для пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
  • Использование дидактических кукол;
  • Адаптированные сказки с движениями;
  • Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов;
  • Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

Ко всем артикуляционным упражнениям добавляю движение кистью. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

На основном этапе НОД применяю:

  • упражнения дыхательной гимнастики и дыхательно-голосовые упражнения.
  • упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса: — пальчиковые игры согласно темам занятий;
  • планирование графических диктантов по темам;
  • обводка шаблонов и штриховка согласно лексическим темам;
  • игры с тренажёрами;
  • игры с камушками; — рисуем по крупе;
  • упражнение «Чудо — бусы»; — игры с прищепками, катушками;
  • точечный массаж и самомассаж (су-джок-терапия, аурикулотерапия).

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Целесообразно включенные в НОД игры, игровые упражнения придают образовательной задаче конкретный смысл, мобилизуют мыслительные силы ребёнка. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета.

В своей работе широко использую песочную терапию и семянотерапию. Развивая сенсорные эталоны, в процессе песочной терапии я решаю типично речевые задачи: развиваю фонематический слух, автоматизирую поставленные звуки, активизирую словарь, формирую связную речь и грамматические категории, а также мелкую моторикую.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру НОД включаю физкультурные минутки, упражнения логопедической ритмики.

Использую кинезиологический комплекс упражнений. Такие упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. На заключительном этапе НОД подводятся итоги. Обязательное условие — нужно помнить: ребёнка ценят, а не оценивают! В заключительном «аккорде» НОД должна звучать положительная оценка и уверенность в том, что завтра получится ещё лучше.

Заключение.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей. Данные приёмы использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на детей: повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий в НОД способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

Литература

  1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
  2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  4. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
  5. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  6. Кувшинова, И. А. Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И. А. Кувшинова. -М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып. 6) 13 с.
  7. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.
  8. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М., 2000.
  9. Леонова С. В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
  10. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
  11. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. -М., 2002.
  12. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.
  13. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

Битюкова И.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.