Программа логопедической работы с обучающимися с ОВЗ

Образовательная программа Развитие связной речиДанная разработка представляет собой программу индивидуальной логопедической работы с обучающимся 1-го класса с ОВЗ. Целью данной программы является формирование лингвистической и психологической готовности ребёнка к формированию письменной речи через коррекцию и развитие всех компонентов речи.

Программа логопедической работы с обучающимися с ОВЗ

Данная программа логопедической работы составлена в соответствии с рекомендациями ПМПК, согласно следующим нормативно-правовым актам:

  1. Закону Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 12, 13, 28, 58);
  2. Приказу Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ»;
  3. Постановлению от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  4. Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
  5. Проекту адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1.);
  6. Конвенцией ООН «О правах ребёнка».

Слово существует в языке как взаимодействие лексического и грамматического значений и входит в систему парадигматических и синтагматических отношений, имеет определенную звуковую форму. Вступая во взаимоотношения с другими словами, слово приобретает совокупность грамматических значений, на основе которых и формируется у учащихся морфологическая система языка. Употребляясь с другими словами в предложении, слово приобретает не только определенное грамматическое значение, но и изменяет свою звуковую оболочку, так как каждое грамматическое значение выражается в определенном звучании морфемы. Позже слово будет прочитано и записано. Но не все дети могут это сделать ввиду особенностей развития психической, познавательной и речевой сфер.

Ребёнок с задержкой психического развития испытывает значительные трудности в понимании грамматических значений слов, зачастую и лексическое значение определённых слов долго остаётся недоступным. Соответственно формирование морфологической системы языка происходит весьма отсрочено.

Словарный запас у этих детей значительно снижен, они имеют явные сложности в операциях языкового анализа и синтеза. Им сложно понимать инверсированные предложения, составлять предложения из слов, предъявляемых в начальной форме, затруднена верификация предложений.

Также они испытывают значительные трудности в обобщении слов. Им не понятны и ими не употребимы слова-аналогии, метафоры. Затруднён подбор слов-синонимов и слов-антонимов, им не понятен смысл фразеологизмов. Ввиду недоразвития фонематической системы языка дети с трудом различают слова-паронимы, имеют трудности в восприятии и различении близких по звучанию или артикуляции.

Все приведённые выше нарушения языковой системы в достаточной мере осложняют развитие лингвистического компонента письменной речи, без овладения которой невозможно дальнейшее обучение.

Письмо – это вид психической деятельности. Его усвоение и реализация требуют участия таких необходимых для деятельности компонентов, как память, внимание, мышление (и обеспечивающие его умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и др.). Кроме того, ведущими элементами организации любого вида деятельности являются мотивация, волевое усилие и произвольная саморегуляция.

Сформированность психологического и лингвистического (как часть психологического) компонента письма, развитие социально-психологических качеств в соответствии с возрастным этапом развития ребёнка с ЗПР благоприятным образом скажутся на его дальнейшей учебной деятельности.

Цель данной программы: формирование лингвистической и психологической готовности ребёнка к формированию письменной речи через коррекцию и развитие всех компонентов речи.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый-ребёнок» на отношения «учитель-ученик», которые служат основой для формирования познавательных интересов;
  • формирование языкового анализа и синтеза; развитие фонематического слуха, обогащение словаря, коррекция грамматического строя и связной речи;
  • формирование познавательной деятельности и развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
  • формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений);
  • коррекция нарушения звукопроизношения (йотированные звуки, звук [л`]).

Форма проведения занятий индивидуальная с периодичностью 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут.

Принципы логопедического воздействия

  • Этиопатогенетический принцип;
  • Тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов;
  • Принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л. С. Выготскому.
  • Принцип учёта поэтапности формирования речевых умений;
  • Онтогенетический принцип
  • Комплексный и системный подход
  • Принцип дифференцированного подхода

Методы и приёмы

Методы логопедического воздействия:

Практические методы:

  • упражнение:
  • подражательно-исполнительское;
  • конструктивное;
  • творческое;
  • речевое;
  • игровое.
  • Игры;
  • Моделирование.
  • Наглядные методы:
  • Наблюдение;
  • Рассматривание (рисунков, картин, макетов);
  • Просмотр видео, слайдов;
  • Прослушивание записей;
  • Показ образца.
  • Словесные методы:
  • Рассказ;
  • Пересказ;
  • Беседа:
  • Предварительная;
  • Итоговая;
  • Обобщающая.
  • Чтение;
  • Дискуссия;
  • Заучивание стихотворений.
  • Приёмы логопедического воздействия:
  • Показ;
  • Пояснение;
  • Указание;
  • Вопрос;
  • Объяснение;
  • Показ образца;
  • Педагогическая оценка.

Этапы коррекционной логопедической работы

Первый этап – диагностический. На данном этапе изучаются особенности устной речи, нейропсихологический профиль ребёнка. Также данный этап предполагает прогноз ситуации развития и планирование коррекционно-логопедической работы, соответственно результатам диагностики.

Изучение и оценка качества устной речи обучающегося с ЗПР осуществляется по методике И.Д. Коненковой (2005). Для нейропсихологического обследования использована методика А.Л. Семаго в интерпретации Г.М. Вартапетовой (НИПКиПРО, 2005г.). Сроки реализации диагностического этапа: 01.09.2016г. – 15.09.16г.

Второй этап – коррекционно-развивающий. На данном этапе осуществляется работа по коррекции и развитию устной речи, формированию мотивационного компонента процесса обучения, лингвистического и психологического компонента письменной речи методами логопедического воздействия.

В работе при коррекции устной речи используется методика постановки звуков, предложенная Ф.А. Рау, Р.Е. Левиной, методические рекомендации по автоматизации, дифференциации и постановке звуков Т.С. Перегудовой, Г.А. Османовой, Е.А. Пожиленко, И.Л. Лебедевой, Н.С. Жуковой. При работе над развитием лексико-грамматической, фонетико-фонематической стороной речи использованы методы работы, предложенные Р.И, Лалаевой, Л.В. Бенедиктовой, применяются разработки Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., логопедические тетради Н.Э. Теремковой, рекомендации Агранович З.Е. Логопедическая коррекция предполагает одновременную работу над всеми компонентами речи на всех уровнях (звук, слово, предложение, связная речь)

Сроки реализации данного этапа: 15.09.2016г. – 11.05.2017г.

Третий этап – оценочный. Предполагает оценку эффективности данной программы. Определяется уровень сформированности письменной речи (чтения и письма), качественное изменение устной речи ребёнка, прогноз дальнейшего развития. Сроки реализации данного этапа: 15.05.17 г. – 30.05.17 г.

Скачать
Список используемой литературы и УМП для проведения занятий:

  1. Ануфриев А.Ф., С.Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 2000г.
  2. Бураков Н.Б. Интеллектуальный тренинг. Тетрадь для развития познавательных процессов. Ч.5. Тула 2009
  3. Бураков Н.Б. Интеллектуальный тренинг. Тетрадь для развития познавательных процессов. Ч.6. Тула 2009
  4. Буцыкина Т.П., Вартепетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед, 2005 — №3
  5. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2008г.
  6. Григорьева Т. физкультминутки на логопедических занятиях в школе – М.: Чистые пруды, 2010.
  7. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/ практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003г.
  8. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  9. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения. Выпуск 2/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  10. Коррекция письма на уроках. 1-2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  11. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/д:, СПб., «Союз», 2004г.
  12. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с ЗПР: учебное пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.
  13. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990г.
  14. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Владос, 1997г.
  16. Сукач Л.М. Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников: книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1985г.
  17. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито-Центр, 1996г.
  18. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999г.
  19. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. пособие для учителя-логопеда. М., «Просвещение», 1978г.
  20. Комплект наглядно-демонстрационных пособий по лексическим темам.
  21. Серии сюжетных картинок, схемы к ним;
  22. Компьютерные программы и ЦОР:
  23. «Подарок первокласснику»;
  24. «Игры для тигры»;
  25. «Домашний логопед»;
  26. «Обучение чтению» (Адалин);
  27. «Подготовка к школе» (Адалин);
  28. ЦОР «Поиграем со слогами»;
  29. ЦОР «В гостях у Лунтика»;
  30. ЦОР «Согласные звуки».

Савельева А.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Документы Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.