Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития.
Цель этой работы — обратить внимание педагогов, медработников и родителей на необходимость ранней диагностики нарушений речи и личностно-ориентированного подхода при коррекции и профилактике этих нарушений.
Как проверить уровень речевого развития ребенка от 1 до 3 лет.
При оценке звукового развития ребенка необходимо знать, в чем конкретно заключается отставание в речевом развитии в каждый возрастной период жизни ребенка.
Ниже приведена диагностическая шкала, с помощью которой можно определить, развивается ребенок нормально или отстает в речевом развитии.
Таблица 1. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития.
Возраст (месяцы) |
Основные показатели довербального и вербального развития |
1 |
Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком. |
2 |
Улыбка при общении. |
3 |
Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление. |
4 |
Дифференцированность комплекса оживления, смех. |
5 |
Дифференциация направления звука, певучее гуление. |
6 |
Лепет. |
7 |
Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик — вызванная реакция. |
8 |
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов (ба-ба и т. д.). |
9 |
Общение с помощью жестов, игра в «ладушки». |
10 |
Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией. |
11
|
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением. |
12 |
Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом. |
15 |
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста. |
18 |
Показывает одну из частей тела, словарный запас до 7-20 слов. |
21 |
Показывает 3 части тела, использует фразу из двух слов, словарный запас — 20 слов. |
24 |
Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; предложения строит из двух слов. |
30 |
Адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». |
36 |
Словарный запас 250 слов, использует предложение из трех слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».К группе риска относят детей, отстающих на один возрастной период! |
Рекомендуем вам также следующую шкалу оценки понимания речи.
Таблица 2. Шкала оценки понимания речи.
1 уровень | Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. (Этот уровень характерен для здорового ребенка 3-6 месяцев) |
2 уровень | Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам: «поцелуй маму», «где папа», «дай ручку», «нельзя» и т. д. (6-10 месяцев) |
3 уровень | Ребенок понимает название отдельных предметов (10-12 месяцев), узнает их изображение (12-14 месяцев), узнает их по сюжетным картинкам (15-18 месяцев). |
4 уровень | Ребенок понимает название обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), двухступенчатую инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), значения предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь»).Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев). |
5 уровень | Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев — 3 года). |
6 уровень | Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам). |
При выявленном отставании ребенка необходимо дополнительно проверить, как он воспринимает жесты и мимику.
Если вы обнаружили отставание в развитии своего малыша, вам необходимо обратиться в специальные коррекционные детские учреждения, где подберут специальные упражнения для вашего ребенка.
Об особенностях психо – речевого развития всегда можно судить сравнив достижения малыша с показателями развития детей этого возраста. Важно понять на сколько эпикризных сроков отстает малыш в развитии.
Эпикризный срок у детей до года — каждый месяц, от года до 3 лет — каждый квартал.
Нормальное развитие и группа внимания(отставание на один эпикризный срок) — развитие в пределах физиологической нормы. Развитие с отставанием на два эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией, нижняя граница физиологической нормы — группа риска,так как ребенок рискует ухудшить свое развитие. Отставание на три эпикризных срока — состояние, пограничное с патологией; и патология, как и отставание на четыре — пять эпикризных сроков.
Отставание на пять и более эпикризных сроков всегда коррелирует с патологией центральной нервной системы.
Эти дети отнесены к диспансерной группе, которая сигнализирует о вероятности сочетанного неблагополучия.
Эти дети должны быть взяты на диспансерный учет даже в том случае, если, кроме глубокого отставания в развитии, врачам пока не удалось выявить каких-либо отклонений в состоянии здоровья детей.
Чрезмерное опережение выделено в группу внимания, поскольку оно может быть прогнозом психического заболевания.
Зайнулина И.В.,
учитель-логопед