Задержка речевого развития у детей. Пути преодоления

Развитие речиЗадержка речевого развития у детей. Пути преодоления.

Аннотация: Вопрос о задержке речевого развития ребенка в настоящее время стоит очень остро. Когда и как ребенок должен говорить? К кому обращаться и как помочь малышу? В статье рассматриваются этапы преодоления задержки речевого развития ребенка.

В ранний дошкольный период происходит интенсивное развитие ребенка. Малыш накапливает представления о свойствах предметов в окружающем его мире.

В первые три года жизни пассивная речь опережает активную. Ребенок сначала учится понимать слова-указания, затем – слова-названия, поручения, позднее – рассказы. Дети этого возраста учатся опознавать различные предметы и оперировать ими по назначению.

В течение первых трех лет у ребенка совершенствуется и понимание речи, и его собственная речь. К 3 годам словарный запас достигает до 1500 слов. Дети начинают правильно говорить, пользуясь грамматическими формами. У них формируется чутье языка.

Для развития речи близкие люди, занимающиеся с ребенком, должны постоянно общаться с ним, вызывая ответную реакцию. Для целостного развития малыша имеет большое значение стимулирование формирования речевой функции.

Формирование речевой функции человека раннего возраста тесно связано с развитием общей и мелкой моторики. А, следовательно, ребенок нуждается в создании условий для овладения двигательными навыками.

Ползать, падать, вставать, ходить, сидеть на разных предметах – необходимо ребенку для осуществления двигательных реакций. Сидение в манеже тормозит все развитие малыша.

Родители, которые стремятся угадать желания по мимике и жестам, тормозят речевое развитие детей. У малышей не появляется необходимость в произнесении звуков, слогов, слов. В этом случае у детей нет закрепления установления связи между словом, произносимым взрослыми, и предметами окружающего мира.

Окружающие ребенка люди должны побуждать его к подражанию четкой по артикуляции, спокойной речи. Когда взрослые «сюсюкают», процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, закрепляется неправильная речь, и в дальнейшем требуется помощь специалиста.

Родители по-разному смотрят на развитие своих детей. Одни не замечают проблем ребенка в развитии, другие раздувают сами проблемы на пустом месте.

Что такое задержка речевого развития? И как помочь ребенку?

Речь возникла в процессе эволюции человека, и является специфической функцией. Речь ребенка формируется в процессе общения со взрослым на основе эмоциональной сферы, восприятия и внимания.

В 2 месяца у малыша возникают подражательные звуковые реакции, в 4- 6 месяцев гуление превращается в лепет.

А в 11-12 месяцев словарь ребенка может содержать 10-15 слов. Идет интенсивное развитие всех высших психических функций, а, следовательно, и речи.

Так, к 15 месяцам ребенок произносит 20 и более слов.

В 18 месяцев он пробует строить предложения из 2х слов.

К 2-м годам может назвать пять предметов на картинке, пробует задавать вопросы.

В 30 месяцев может связно рассказать об увиденном простыми предложениями из 2-3 слов, задает вопросы.

К 3 годам задает разнообразные вопросы об окружающем мире, может сам рассказывать.

В основе задержки речевого развития лежит неврологическая симптоматика. У такого ребенка важно проверить интеллектуальную сферу. Нередко причинами являются генетические или психические расстройства.

Для начала необходимо обследовать малыша и выявить причины патологии речевого развития. Отоларинголог проверит слух ребенка, а невропатолог оценит психофизическое состояние и назначит медикаментозное лечение, может потребоваться прохождение специализированных анализов работы мозга – МРТ, ЭКГ, ЭХО-ЭГ.

Работа по преодолению задержки речевого развития

Работа по преодолению задержки речевого развития содержит следующие этапы:

  1. Работа над слуховым вниманием
  2. Работа над невербальными компонентами коммуникации
  3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики
  4. Работа над звукоподражанием
  5. Развитие зрительного пространства и синтеза

Всю эту работу проводит специалист вместе с родителями. Успешность зависит от того, насколько родители готовы следовать советам дефектолога и логопеда. Не надо считать, что все само собой наладится, если речь ребенка не соответствует возрастной норме! Если получить помощь специалистов в раннем возрасте, то к моменту поступления в школу эта проблема исчезнет, а ребенок не будет отличаться от сверстников.

Козлова Ю.М.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: 

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевые игры для всей семьи Речевые игры для всей семьи
Советы родителям: «Дыши правильно» Советы родителям: «Дыши правильно»
Почему ребенок не говорит? Почему ребенок не говорит?

Отзывы к материалу: "Задержка речевого развития у детей. Пути преодоления"

  1. Ирина:

    Очень содержательная и нужная статья. Советы автора очень помогут родителям правильно оценить уровень речевого развития малышей и своевременно обратить внимание на возможные проблемы. Важно, что указаны направления работы с проблемными детьми и подчеркнута необходимость совместной работы семьи и специалистов логопедов и дефектологов.

  2. Анна:

    Спасибо большое за статью. Очень интересный и важный материал.

  3. Лана:

    Спасибо за познавательную статью! Автор прослеживает этапы развития речи ребенка, что очень полезно для родителей.

  4. Александра:

    Нужная и важная статья. Правильные советы, важно уделять время своему ребенку, а не запускать проблему. Очень верно подмечено про совместную работу родителей и логопеда. . Спасибо очень информативно.

  5. Лана:

    Очень полезная статья для молодых мам. К сожалению сейчас все больше внимания уделяют развитию физическому. Спорт, танцы и и.д это хорошо, но нельзя забывать, что с ребёнком надо разговаривать и общаться, играть в ролевые игры. И если появляются сомнения обращаться к специалистам.

  6. Михаил:

    Юлиана, большое спасибо за хороший, подобранный материал. Читая многие издания, статьи на данные темы, я мало встречаю практики и конкретных решений проблем — это все есть в Вашей статье. Мне, как отцу, было действительно полезно изучить написанный Вами материал. Статья структурирована и конкретизирована.

  7. Марина:

    Очень важная информация. К сожалению, в настоящее время все больше детей с проблемами в развитии. И чем раньше родители начнут заниматься со своими детьми, тем меньше у них будет проблем в дальнейшем. Обязательно надо общаться со специалистами.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.