Нарушения высших психических функций при поражении правого полушария мозга (пример из практики)

акустико-мнестическая афазияНарушения высших психических функций при поражении правого полушария мозга (пример из практики).

Аннотация: Доклад из опыта работы с больными неврологического отделения, перенесших инсульт. Приводится случай из практики при выявлении и дальнейшем восстановлении некоторых высших психических функций при очаговом поражении в правом полушарии мозга.

Согласно положениям современного естествознания, мозг человека как психических процессов всегда работает как целое. Правое и левое полушария – две части единого, хотя и парного органа.

При очаговых поражениях одного из полушарий мозга, приводящих к нарушению высших психических функций, другая гемисфера не остается полностью интактной – вступают в силу законы компенсации.

Так при правосторонней локализации очага поражения наиболее выражено страдали эмоционально-волевая сфера, зрительно-конструктивная деятельность, отмечалось игнорирование левой половины пространства, чаще выявлялись нарушения непосредственного запоминания, акустического и зрительного гнозиса.

По вопросу восстановления функций у больных с поражением левого или правого полушария головного мозга мнения разноречивы. Так, Л.Г.Столярова и Г.Р.Ткачева, В.Н.Шмельков, Е.Anderson считают, что у больных с поражением правой гемисферы функции восстанавливаются хуже вследствие неосознания ими собственного дефекта и обусловленной этим пассивности в его коррекции.

Однако, Т.Д.Демиденко и соавт. не видят убедительных данных о значении стороны поражения для исхода восстановительной терапии. S.Koppi и соавт., изучая реабилитационный прогноз у больных с разной локализацией постинсультных очаговых поражений, отмечают, что поражения недоминантного полушария у пожилых пациентов существенно не снижает эффективности восстановительного процесса.

В неврологическом отделении для больных с ОНМК нейропсихологическое обследование проводится всем больным, перенесшим инсульт, независимо от локализации очага поражения. При выявлении речевой патологии или нарушений высших психических функций, составляется индивидуальная программа восстановительного обучения. По данной программе ведутся занятия по методикам, разработанным в Центре патологии речи и нейрореабилитации г.Москвы (рук-ль Шкловский В.М.) в течении всего пребывания больного в больнице.

Приведу пример:

Больной С. Диагноз: ОНМК по ишемическому типу в бассейне правой СМА. Ранний восстановительный период. Грубый левосторонний гемипарез до плегии в руке.

Сопутствующий диагноз: ИБС. Прогрессирующая стенокардия. Артериальная гипертензия 3 степени, осложненная форма, риск 4. НК I. Генерализованный атеросклероз сосудов. КТ головного мозга: КТ – картина ишемического инсульта в бассейне правой СМА, атеросклеротических изменений сосудов головного мозга.

Общая характеристика больного в экспериментальной ситуации: в контакт вступает охотно, общителен, адекватен, в месте и времени ориентирован; критичность к своему дефекту снижена. Нарушения процесса нейродинамики: не выявлено. Состояние мышц артикуляционного аппарата: язык с легкой девиацией влево, неловкость и асимметричность всех артикуляторных поз, сглажена носогубная складка слева. Гиперсаливация. Праксис.

Оральный: неловкость и асимметричность всех поз.

Динамический кинетический: выполняет в медленном темпе. Кинестетический: сохранен.

Конструктивный, пространственный: грубое игнорирование левого поля, распад способности оценить целостность фигуры, в связи с фрагментарностью изображения пространственной ситуации.

фрагментарность изображения пространственной ситуации

1

Гнозис. Зрительный: как функция сохранен, однако, наблюдается игнорирование левого поля зрения.

Пространственный: игнорирование левого поля зрения. Стереогноз: сохранен. Ритмические рисунки: возможно воспроизведение простых ритмических рисунков. Лицевой: сохранен. Память: в достаточном объеме. Жесты, мимика: использует в достаточном объеме.

Составление рассказа на заданную тему «Север»: «Не зональные, не погодные условия привлекают нас. Понятие Севера связывают не с климатическими, не с зональными, а с промышленной значимостью для России. Климат резко континентальный.

Климат – 108 градусов: от +50 до -58 градусов. Север богат ресурсами: газ, нефть и газоконденсат. Активно растут ягодные культуры и богата и флора, и фауна».

Составление рассказа по картине «На реке»: «На этой картине изображено, видимо, катание людей на катке. Один упал, а другой решил проехать на животе. Остальные ходят и смотрят вокруг катка.»

(При рассматривании картины игнорирует левую сторону поля).

После трех этапов восстановительного обучения:

После трех этапов восстановительного обучения

Вышеприведенный пример показывает, что при применении индивидуальной программы восстановительного обучения, есть возможность получить положительные результаты от проводимых мероприятий, независимо от стороны поражения гемисферы, а также, в различные периоды после мозговой катастрофы, в том числе и в отдаленные сроки заболевания, что несомненно повышает уровень жизни данного контингента больных.

Несмотря на существующие результаты по оценке качества и эффективности восстановительного обучения больных, перенесших инсульт в правом полушарии, данная тема требует дальнейшего изучения.

Литература:

1.Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. М.: 1982
2.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: Астрель. 2005.- с. 58.
3.Виленский Б.С. Инсульт: профилактика, диагностика и лечение. СПб.: Фолиант, 2002
4.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН, 1960. – с. 500.
5. Ефимова Л.П., Кондратьева А.М., Шабетник О.И. Системный подход к реабилитации больных, перенесших инсульт, в условиях специализированного центра. Тула: Вестник новых медицинских технологий №3, 2007
6.Лукашевич И.П., Шипкова К.М., Шкловский В.М. Структурный подход к представлению и анализу нейропсихологической информации. 2003.
7.Лурия А.Р. Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций. М.: МГУ,1982
8.Лурия А.Р. Функциональная организация мозга. М.: МГУ, 1976

Шабетник О.И.,
кандидат педагогических наук, логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.