Профилактика дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у дошкольников

ДисграфияОпыт работы по профилактике дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у дошкольников — этапы работы, игры, упражнения.

Профилактика дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у дошкольников.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями в обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (Дисграфии) у детей обусловлена тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии учащихся начальной школы.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несфомированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Причина возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов. Из всех видов анализа речевого потока: деление предложения на слова, слов на слоги, слов на звуки — самым сложным для детей является – фонематический анализ слов.

Под полным анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т.е., четко представлять его себе звуковую структуру, в частности, ребенок должен определять: какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова; сколько всего звуков в слове; какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй…), каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.

Под полным фонематическим синтезом понимается умение соединить отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков.

Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет его правильно записать: не пропуская в нем лишних букв и не меняя их последовательности.

Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно «расплывчатой» , то ее искажение на письме будет неизбежно- появляются пропуски и перестановки или добавления лишних букв, т.е. возникает дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

При этом виде дисграфии будут искажения звуко — буквенной структуры слова, что выражается в следующем:

  • пропуски согласных (например: крот-кот, астра — атра);
  • пропуски гласных (например: сова — сва; мак -мк);
  • перестановки букв (например: стул — тсул, аист-аитс);
  • добавления букв (например: стул-стула, курица-курицаца)

Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Этапы работы по профилактике нарушения языкового анализа и синтеза

Подготовительный этап.

На этом этапе происходит знакомство с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие «звук». Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен — маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)

Предлагаемые игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко — тихо», «Кто сказал?»:

Упражнения и игры на развитие слухового внимания

Какие звуки нарушают тишину?

Кто услышит больше звуков? (Прислушаться к звукам вокруг себя и назвать то, что слышишь. Варианты: Назови звуки улицы. Вспомни звуки леса, луга, болота)

Найди по звучанию такую же коробочку с крупой. (В коробочки насыпаются различные виды круп: нужно найти такую же. Также внутри коробочки могут быть: кусочки картона, монетки, пуговки)

Жмурки с колокольчиком. (Водящему завязывают глаза, а тому, кого ловят, дают в руки колокольчик. Водящий ловит играющего по звуку колокольчика.)

Морзянка. (Ведущий простукивает определенный ритм, играющие должны его повторить).

Игры с фонограммами: песенки насекомых; голоса животных, птиц; звуки транспорта. На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:

I этап. Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

На этом этапе используем такие следующие игры.

  • Поймай звук (из звуков, слогов, слов). (Логопед произносит ряд звуков, дети сигнализируют (топают, хлопают, показывают символ звука), когда услышат изучаемый звук).
  • Подбери слово на этот звук
  • Определение позиции звука (начало, середина конец). Для этого используем звуковые линейки: светофор, птичка.
  • «Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением — окна, но не окно, ослик, но не осёл ):
  • «Разложи картинки»: подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине — на звук [и].
  • Назови, сколько гласных звуков в слове (звуковые линейки).
  • Нарисуй, столько кружков сколько звуков я произнесла (а, аиу, ао). Далее, когда дети познакомятся с согласными звуками, усложняем, нарисуй столько кружков, столько звуков в слове

Для профилактики дисграфии, на этом этапе можно использовать компьютерные игры. Например: Звуковой калейдоскоп (Мерсибо)

  • Бедный дракончик: разложи гласные звуки по сундучкам
  • Убрать лишнюю картинку (например: овцы, сом, аист, кот)
  • Паровозики (соединить паровозик с буквой, например букву А и картинку в названии которой есть звук [А]) II этап. Знакомство с согласными звуками.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать. При знакомстве с согласным звуком, используем такие же игры, как при знакомстве с гласными звуками (поймай звук, определи место звука в слове и т.д.)

Обучаем детей производить полный звуковой анализ слова.

Звуковой анализ проводим по следующему плану:

  1. Произнеси слово и послушай его.
  2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам
  3. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
  4. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
  5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
  6. Третий звук и т.д.
  7. «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя: сколько всего звуков в слове? сколько гласных? сколько в слове слогов?

Обучение звуковому анализу и синтезу происходит на основе слов возрастающей степени слоговой трудности: — двусложных, состоящих из двух гласных (ау); односложных, состоящих прямых (ма), затем из обратных слогов (уп); односложных слов с закрытым слогом (кот); двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы); двусложных без стечения согласных (ноты).

Дети могут анализировать только те слова, в которых все звуки отчетливо слышатся и произносятся.

В своей работе я использую пособия таких авторов:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н «Логопедические тетради» М: Издательство ГНОМ, 2015
  2. Нищева Н.В. «Тетради для логопедической группы детского сада» Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000
  3. Гомзяк О.С. «Говорим правильно» М: Издательство ГНОМ, 2015

Чтобы дети правильно смогли закрепить полученные знания дома, я провожу просветительскую работу с родителями. Для этого были проведены следующие родительские собрания: «Гласные звуки», «Согласные звуки». На этих собрания, которые прошли в форме презентации, я рассказываю, что такое гласные, согласные звуки. Как отличить гласный от согласного. Показываю игры и упражнения.(см.выше). Провела открытые занятия: «Звук [О], буква О.», «Звук [В], Буква В»

Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Агапитова Е.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: ,

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.