Методическая разработка «Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания»

Играем пальчиками – развиваем речьКраткая аннотация. Для успешной автоматизации поставленных звуков можно рекомендовать сочетать работу по автоматизации звуков с играми на развитие мелкой моторики рук. Такие занятия становятся увлекательной игрой, а так же решают задачи по коррекции вторичных дефектов – нарушения внимания, памяти и мелкой моторики рук.

Методическая разработка «Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания»

Мы знаем, что автоматизация поставленных звуков требует многократного повторения и проговаривания слов и слогов. Ребенку трудно понять, для чего нужно повторять по 5 – 10 раз один звук, слог или слово. Он отвлекается, перестает контролировать положение своих органов артикуляции. Зачастую начинает хватать рядом лежащие предметы, теребить одежду, смотреть по сторонам. Переключить его внимание на артикуляцию уже практически невозможно.

В этом случае можно рекомендовать сочетать работу по автоматизации звуков с играми на развитие мелкой моторики рук. Это очень полезно для гиперактивных детей, которые не могут заниматься 20 минут. А также такие занятия будут интересны всем детям. Ведь все дети любят играть. Такие занятия становятся увлекательной игрой, а так же решают задачи по коррекции вторичных дефектов – нарушения внимания, памяти и мелкой моторики рук.

Для закрепления изолированного произношения звуков рекомендую Вам использовать игры с различными веревочками и нитями (удочки с катушками, машинки на веревочки, катушки с нитками и т.п.). Предлагаем ребенку произносить поставленный звук, сматывая удочку, пока не вытащим рыбку из воды. Или наматывать веревочку, на которую прикреплена машинка, на карандаш. Можно просто наматывать нитку на катушку.

Самый простой способ завлечь ребенка – рисование. Особенно дети любят раскраски. Можно купить раскраски, которые интересны конкретному ребенку. Или логопед сам может сделать контурный рисунок, размножить его. В рисунке должен быть сюжет (игра или даже сказка). Работа с одним рисунком предполагает несколько занятий. Например, можно нарисовать в центре листа какое-либо животное, вокруг него то, что это животное любит есть. По всему листу расположить буквы, из которых состоит название животного. Внизу листа какой-нибудь узор или барьер, который ребенок должен будет закончить.

Работу начинаем как обычно с артикуляционной гимнастики. Затем разглядываем рисунок, беседуем кратко по рисунку с ребенком. Например, если на листке у нас нарисован жираф, то можно сказать ребенку, что мы будем угощать жирафа. Ребенок может выбрать из рядом нарисованных предметов, чем сегодня он хочет угостить жирафа. Ребенку дается задание раскрасить банан, произнося звук, слог или какое либо слово правильно. К примеру, ребенок раскрашивает и произносит: «РРРРРРРРРРРР», или «РА, РА, РА…», или «ЖИРАФ, ЖИРАФ, ЖИРАФ…».

Затем можно обратить внимание на буквы, которые беспорядочно расположены на листе и составить из них слово ЖИРАФ. Даже если ребенок не читает, то с помощью такой работы мы привлекаем интерес ребенка к чтению и делаем звукобуквенный анализ слова.

Предлагаем ребенку соединить линиями все буквы по порядку, затем написать слово внизу листа, проговаривая каждый звук. Затем можно предложить ребенку дорисовать барьер. При прорисовывании барьера ребенок проговаривает так же слоги, слова, стихи.

Затем можно уже по нарисованному барьеру из палочек рассказывать стихи, скороговорку, где каждая палочка обозначает одно слово. Ребенок пальцем или карандашом двигает по рисунку и рассказывает. Такая работа помогает еще четко усвоить понятие «слово», определять границы слов в предложениях.

Часто логопеды для развития мелкой моторики используют различную крупу, бусины, пуговицы. Предлагаю совместить перебирание мелких предметов с четким проговариванием. Например, можно взять горсть разноцветных бусин. В зависимости от этапа автоматизации звука ребенку дается задание: отсортировать все красные бусины, произнося при этом слог, слово или словосочетание с нужным звуком. Можно усложнить задание.

Например, в одну чашку откладываем красные бусины, произнося слог РА, в другую – синие, произнося слог РУ, в третью – желтые, произнося РУ. В этом варианте игры еще и развивается внимание и память. Эту же игру хорошо использовать на этапе дифференциации звуков. Аналогично можно использовать мозаику, пуговицы, крупу.
Работа с разными материалами поможет сохранить интерес ребенка к занятиям.

В кабинете логопеда обычно много игр на развитие мелкой моторики рук со шнуровками. Их тоже можно обыграть так, чтобы побудить ребенка к многократному проговариванию слов, слогов. Пусть ребенок не просто молча продевает шнурок в отверстия, а произносит слова и слоги. Аналогично можно собирать и небольшие пазлы, сопровождая это занятие специально подобранным речевым материалом.

Для развития внимания психологи используют корректурные пробы, где, к примеру, нужно зачеркнуть один объект и подчеркнуть другой. Логопед может превратить это занятие в игру. Например, с помощью компьютера расположить на листе два вида мелких предметных картинок в строчку (раза, роза, роза, ромашка, роза, роза, ромашка), заполнив весь лист. Ребенку дается задание назвать картинки, при этом розу обвести в кружок, а ромашку – в квадратик. Мы добиваемся того, что ребенок многократно четко проговаривает слова РОЗА и РОМАШКА, при этом еще решаем задачи по развитие внимания и мелкой моторики.

Подключите фантазию, пусть самые обычные вещи ребенок откроет для себя с другой, необычной стороны. Превратите повседневные занятия в увлекательную игру, и результат не заставит себя ждать.

Лавренова О.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.