Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ»

Дети с ОВЗМетодическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ».

Краткая аннотация

Данная методическая разработка предлагается к использованию в своей практической деятельности учителей-дефектологов, логопедов. В ней наглядно демонстрируется вся система постановки звуков от гласных и согласных звуков раннего онтогенеза до наиболее сложных в плане произношения согласных звуков позднего онтогенеза.

В этой методической разработке имеются такие интересные с точки зрения практических логопедов и учителей-дефектологов приёмы, которые позволяют проводить весь комплекс коррекционной помощи ребёнку с ОВЗ не прикасаясь к нему ни единым пальцем, то есть не используя логопедический массаж в его традиционном понимании. Что весьма важно на современном этапе модернизации и всестороннего усовершенствования всей модели коррекционного взаимодействия с детьми с ОВЗ в позиции не над и даже не рядом, а именно вместе, когда педагог, в данном случае учитель-дефектолог, логопед все упражнения и массаж в том числе выполняет на своих органах артикуляции, вызывая подражательность всем видам коррекционных манипуляций для подготовки, постановки и закрепления всех перечисленных выше звуков родной речи ребёнка.

Данная методическая разработка с моей точки зрения вполне доступна для широкого круга заинтересованных лиц от специалистов коррекционных учреждений до родителей детей с ОВЗ.

Красноречие – это искусство говорить так,
чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали
не только без труда, но и с удовольствием,
чтобы, захваченные темой и подстрекаемые
самолюбием, они хотели поглубже в неё
вникнуть.
Паскаль Блез.

Речь сообщает действиям индивида смысл.
Жак Лакан.

Устная речь необратима – такова её судьба.
Ролан Барт.

Русский язык в умелых устах – красив,
певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок
и вместителен.
Куприн А.И.

Чтобы научиться выражать свои мысли внятно и доходчиво, тем более правильно и понятно, этому надобно обучаться не малое время. Ещё серьёзнее обстоит дело с детьми, у которых имеются те или иные особенности в развитии или, как сейчас принято говорить, наличествуют ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Таким ребятам, чтобы качественно подготовиться к ответственному и важному периоду обучения в школе, необходимо заблаговременно провести комплексную коррекцию имеющихся отклонений в развитии.

Нарушения звукопроизношения в таких отклонениях являются, как правило наиболее заметными и значительно влияющими на качество коммуникации индивида в социуме. Поэтому перед специалистами коррекционных учреждений постоянно и неотступно стоит задача неуклонного совершенствования системы помощи в наиболее полной и скорейшей коррекции этого досадного несовершенства у дошкольников специализированных групп.

Логопедическая помощь в коррекции звукопроизношения заключается в комплексном и всеобъемлющем подходе к этому непростому вопросу. Давно известен тот факт, что все виды моторики: общая, мелкая и речевая, тесно взаимосвязаны между собой. А из этого напрямую следует достаточно обнадёживающий момент, дающий нам огромное поле деятельности для развития хорошей базы для успешной постановки звуков.

Всё дело в том, что чем лучше развита подражательность взрослому в том, что более доступно ребёнку, тем больше возможностей переноса этих навыков на другие похожие близко или отдалённо моторные действия.

Развивая общую моторику через такие виды детской деятельности, как самообслуживание (умение самостоятельно проводить гигиенические процедуры умывания, купания, причёсывания, высмаркивания, чистки зубов, полоскания горла; в одевании, особенно в застёгивании и завязывании всяческое поощрение самостоятельности со стороны взрослых; в приёме пищи умение не только правильно держать и пользоваться столовыми приборами, но и помощь взрослым в накрывании стола к приёму пищи и убирании со стола после него и т.д.), спортивные игры и развлечения, посещение секций и кружков, музыкальные и физкультурные занятия, динамические паузы в познавательных занятиях, прогулки и игры на свежем воздухе, где упор делается на развитие и укрепление мышц каркаса, мы способствуем общей умелости и уверенности ребёнка в своих силах.

Когда развиваются более мелкие мышцы кисти и пальцев в ходе таких видов деятельности как изобразительная и конструктивная, а также графические упражнения в ходе занятий математикой и как часть логопедических занятий и самостоятельной художественной деятельности детей, происходит качественный переход на более тонкий и точный план владения своими мышцами. Что в свою очередь делает возможным переход к ещё более абстрагированным и неуловимым для осознания речевым движениям.

Владея такими понятиями, как лево, право, верх, низ, далеко, близко, сзади, спереди, глубоко и пр., ребёнок имеет возможность переноса имеющихся способностей в ориентировке в макро пространстве двора, комнаты, стола, листа бумаги, на ориентировку в пределах своего тела и в конечном итоге в микро пространстве своих речевых органов. Лучше всего это получается на первых порах по подражанию взрослому, когда логопед показывает все действия с речевым аппаратом на своих губах, зубах и языке. И только впоследствии, когда ребёнок будет готов осмысленно контролировать свои действия, ему предлагается зеркало для осуществления самоконтроля.

Таблица №1. Примерные сроки появления речевых звуков в нормальном онтогенезе

Возраст Гласные звуки Согласные звуки
1 – 2 года А, О, Э П, Б, М
2 – 3 года И, Ы, У Ф, В; Т, Д, Н; К, Г, Х; Й
3 – 4 года С, З, Ц; Ш,Ж,Ч,Щ
5 – 6 лет Л, Р

Задержки в развитии правильного звукопроизношения у разных детей могут иметь разные сроки, как правило от 0,5 до 3,5 лет, при этом важной является способность малыша адекватно реагировать на предлагаемую коррекционную помощь. И тут важным моментом комплексности выступает решение сопутствующих проблем со здоровьем другими специалистами, такими как медицинские работники, психологи, массажисты и др.

Начинается коррекция звукопроизношения с логопедического собеседования, в ходе которого выясняется правильность произношения ряда звуков с последующей фиксацией данных, отдельно выносятся нарушенные звуки в их онтогенетической последовательности и с обозначением характера нарушения: полное отсутствие звука, его искажение или замена на другой более лёгкий в плане произношения звук.

Нередко у так называемых речевых детей могут быть нарушены в плане произносительной стороны гласные звуки, такие как «о», «у», «э», «ы», «и». Губы ребёнка могут быть столь ограничены в движении, что открываются на характерный для крика или плача только гласный звук «а».

В этом случае необходимо укрепление круговой мышцы губ: умение по подражанию или рефлекторно при нажатии активных точек по периметру губ сжимание, стягивание, вытяжение и растягивание губ, выдвигание нижней челюсти вперёд при рефлексе на нажатие на подбородочную часть. Помогают этого достичь такие игры, как «Водолаз», «Ветерок», «Язычок».

При уточнении произношения губно-губных звуков: «п», «м», «б», как правило добиваются более полного смыкания губ, так как такие слова, как: «мама», «папа», «баба» у малышей появляются первыми и иногда произносятся смазано нечётко при слабости губной круговой мышцы.

В этом случае необходимо укрепление круговой губной мышцы обхватыванием губами трубочки, сосание конфеты «Чупа-Чупс», дутьё через различные трубочки постепенно уменьшающиеся в диаметре. Бывает нередким отсутствие мягких пар этих звуков в речи ребёнка.

В этом случае хорошо помогает приём межгубного произношения с сильным растяжением губ.

Чтобы поставить губно-зубные звуки: «в», «ф», необходимо научить ребёнка накладывать верхние зубки на нижнюю губу. Можно использовать такой игровой приём как «кошка и мышка» — зубки ловят губку.

Наиболее часто встречающимся в последнее время нарушением является замена заднеязычных звуков: «к», «г», «х» на переднеязычные. Чтобы поставить данную группу звуков ребёнку предлагается по показу взрослого на своих органах артикуляции попробовать чистым указательным пальчиком ведущей руки сдвинуть передний край языка в глубь рта, вызвав тем самым принудительно правильное положение языка горочкой с образованием смычки корня языка с нёбом.

Предлагая произнести ребёнку переднеязычный звук: «т» или «д», у ребёнка появится возможность услышать в своём исполнении заднеязычные звуки: «к» или «г». Затем необходимо закрепить динамический стереотип с опорой на слух и кинестетические ощущения, а также на зрительный образ изогнутого язычка в отражении в зеркале. Этому способствуют такие игровые ассоциации, как «поможем язычку скатиться с горочки», «киска сердится», «радуга» или «коромысло».

Нередко у детей бывает затруднено движение языка вверх, неумение его завести за верхние зубки изнутри и прижать с силой к внутренней стороне верхних передних зубов. В этом положении артикуляционных органов произносятся звуки верхнего положения языка: «т», «д», «н», «л», «ль». Чтобы ребёнок почувствовал силу сопротивления языка и его давления на зубы, можно использовать такой приём, как межзубное произношение этих звуков, когда язычок слегка предлагается прижать зубами за самый край.

В игре «Покусаем язычок» языку нередко возвращается его чувствительность, убираются микро парезы и зажимы, восстанавливается его эластичность, гибкость и подвижность. Далее предлагается по подражанию завести чистый указательный палец ведущей руки за верхние передние зубки ноготком прижав его к внутренней стороне зубов, затем скользить язычком по пальцу вверх до зубов и давить на него с силой.

Потом аккуратно, после выработки динамического стереотипа, необходимо убрать палец, оставляя язык прижатым к зубам изнутри. Зубы при этом должны быть достаточно широко разведены.

Мягкие пары «ть», «дь», «нь» произносятся с нижним положением языка, если ребёнок произносит их межзубно, то необходимо научить его удерживать язычок за нижними передними зубами, если не получается удерживать язычок произвольно, используют механическую помощь в виде счётной палочки положенной вдоль средней линии языка плашмя или на ребро для более сильного давления в случае если зубы не являются редкими.

После многократного повторения изолированного звука его включают в состав слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов, а также заучивают наизусть чистоговорки, скороговорки и стихи.

Данная работа является необходимой для закрепления в речи со всеми последующими звуками. С гласными звуками используются для закрепления только звукокомплексы с сохранными гласными и согласными звуками и простые слова.

Для такого звука, как «й» характерно нижнее положение языка, когда передний край языка изогнут по направлению вниз к дёснам с плотным прижатием передней верхней поверхности языка к внутренней стороне нижних передних зубов. По средней линии языка должна быть образована ложбинка для прохождения воздушной струи. Для выработки столь сложных движений подходят такие упражнения, как «Горочка», «Пирожок», игра «Подуем на язычок».

Также звуками нижнего положения языка являются такие согласные звуки позднего онтогенеза, как «с», «з», их мягкие пары и «ц». Здесь работа ведётся аналогично звукам нижнего положения языка описанного выше.

Особого внимания при постановке требуют так называемые шипящие звуки: «ш», «ж». Они также считаются звуками верхнего положения языка и являются опорой для постановки твёрдого и мягкого вибрантов: «р», «рь».

Для шипящих звуков необходимо, чтобы язык обладал такими способностями как делаться плоским и вогнутым в форме чашечки, убираться вглубь рта с поднятием вверх и прижатием боковыми краями языка к верхним боковым зубам. Это достаточно сложный комплекс движений требующий постепенной выработки сразу нескольких динамических стереотипов. для этой трудоёмкой работы подойдут такие упражнения, как «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Саночки», «Рупор», «Насос».

Звуки «ч» и «щ» хотя и относятся к другой группе звуков именуемой аффрикатами, но по своей артикуляции очень близки к группе шипящих звуков. Ставятся эти звуки как правило по подражанию после шипящих, ребёнку предлагается слегка продвинуть язычок вперёд к «бугоркам» верхним альвеолам. Первый звук взрывной, значит необходимо язычок прижать плотно к альвеолам и сильно выдохнуть. Второй – щелевой и смычки не требует.
Наиболее сложный в плане постановки и закрепления в речи считается вибрирующий звук «р» и его мягкая пара.

Однако и здесь существует ряд игр и упражнений, которые успешно справляются с этой задачей при наличии опыта и терпения у специалиста. Ребёнку же чаще всего не сообщается, какой звук будут ему ставить на занятии, а просто предлагается поиграть в следующие игры: «Заведи моторчик» — вызывание вибрации губ, «Трактор» — вызывание вибрации языка в нижнем переднем положении с прижатием к зубам плотно сжатыми между собой, «Индюки» — когда вызывается вибрация верхней губы движением по ней вверх вниз языка с уподоблением звукам «бл-бл-бл».

Для укрепления и растягивания подъязычной связки используются такие упражнения, как «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Молоточек», «Балалайка». Затем принудительно с помощью чистого указательного пальца ведущей руки вызывается вибрация переднего края языка посредством проведения скользящих движений влево вправо по верхней части языка, затем одного движения справа налево для правшей и наоборот для левшей с одновременным произнесением многократно звуков «дддддддд» или «тттттттт», но лучше сразу звонкого.

После получения сочетания звуков «др» или «тр» проводится работа по закреплению их в словах с такими же сочетаниями, затем удлиняя звучание «тррррррр» и «дррррррр» получают изолированный звук «р», а затем и его мягкий вариант при помощи большего растяжения губ, уплощения и большего прижатия к нёбу языка.

Завершается работа введением звука в речь во всех видах слогов, слов и т.д. Для более чёткого и правильного звучания всех звуков, их необходимо дифференцировать от сходных по звучанию, ранее смешиваемых и противоположных.

Миронова Н.Н.,
учитель-дефектолог, логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: ,

Сейчас читают:

Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков
Домашнее задание по теме «Продукты питания» Домашнее задание по теме «Продукты питания»
Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза Игры для развития звуко-буквенного анализа и навыков анализа и синтеза
Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р] Картотека заданий для автоматизации правильно произношения звука [Р]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.