В помощь родителям: что такое фонематический слух и как его развить?
Довольно часто логопеды в своих заключениях пишут о нарушении фонематического слуха, дают рекомендации по его развитию, сами проводят соответствующие занятия. Разберем подробно, что же значат для ребенка такие занятия и почему они так важны.
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков языка.
Навык слышать каждый звук в слове, четко отделять его от звуков рядом, знать из чего состоит слово – это все необходимо не только для овладения правильной устной речью, но и является важнейшими предпосылками к обучению грамоте.
Нарушение же фонематического слуха, то есть проблемы с различением звуков, нарушением их восприятия в рамках слова, мешает детям пополнять словарный запас и, соответственно, тормозит развитие связной речи, ведь при несформированности звукоразличения ребенок воспринимает, слышит и повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Пик чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно заметить, что ребенок «не так слышит» слова и повторяет с ошибками.
Если вы столкнулись с такой проблемой, то способ ее решения очевиден – нужно играть!
Работа по формированию фонематического слуха включает в себя различные игровые упражнения на развитие слухового внимания – у ребенка развивают умение слушать звучащее слово, различать близкие по звучанию звуки, знакомиться с понятием ударения, слога, предложения, текста.
Слуховое внимание можно развивать используя следующие игры:
- «Звуки в тишине» — помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом называть их (скрипнула дверь и пр.). Ставить задачи перед ребенком разные – назвать максимальное количество звуков и др.
- «Звуки леса» — вспоминаем (например, после прогулки по парку) какие звуки слышали.
- «Жмурки с колокольчиком» — с завязанным глазами нужно найти источник звука.
Для развития фонематического слуха предлагаются следующие игры:
- «Эхо» — рассказываем ребенку что такое эхо и где оно бывает. Делаем вывод – эхо всегда повторяет то, что говорят. Играем в эхо следующим образом – сначала называются по очереди несколько простых слогов (ау, ао), а потом переходят к повторению более сложных (па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка). Нужно следить за тем, чтобы ребенок в точности воспроизводил звуковой ряд. Постепенно можно переходить к сложным словам и стихам.
- «Звуковой грузовик» — в игрушечных грузовиках, каждый из которых обозначен одной буквой, можно перевозить только то, что начинается на тот же звук. Пункт назначения тоже должен называться на тот же звук, например: {м} перевозит мыло в магазин.
- «Путаница» — взрослый называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает как их исправить. Например: «Русская красавица своей козою славится», «Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку», «Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку» и пр.
- «Третий лишний» — ориентируясь на начало слова, нужно найти лишнее (зуб, зонт, суп).
- «Цепочка» — называется слово, например, автобус, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.
В заключение хотелось бы добавить, что необязательно превращать эти игры в полноценные занятия – пусть будет весело и интересно. Начинать, конечно же, нужно с простого, постепенно переходя к более сложным заданиям, не перегружать ребенка и вовремя заканчивать игру. Соблюдая эти простые правила вы поможете не только сформировать фонематический слух у ребенка, но и поспособствуете развитию внимания, памяти и воображения.
![]() |
Романенко В.В., логопед |
Спасибо большое за статью!