Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

Аннотация: В данной статье предлагаются педагогам, специалистам, родителям методы и приёмы развития познавательной активности у детей с нарушением речи с помощью развивающих игр.

Известно, что дошкольный возраст – самоценный этап в развитии ребенка, благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира, время наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и речевого развития детей, является потребность в новых впечатлениях и знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.

Для развития познавательной активности в процессе работы над речью применяю как классические, так и инновационные методы и приемы.

Развивающие игры занимают особенно важное место в моей работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательно — речевое содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Все игры и упражнения распланированы по лексическим темам, что даёт большую возможность обобщить, пополнить новыми знаниями детей в то или иной области.

Так, например, настольная игра «Из чего сделаны?» знакомит детей с материалами, из которых сделаны окружающие нас предметы, «Времена года» — с явлениями природы в разные времена года, «Профессии» — с предметами, которые необходимы людям разных профессий, «Когда это бывает?» — с частями суток, «Логокуб» — учит классифицировать предметы по категориям, «Мой дом» — с предметами домашнего обихода, «Помоги дежурному» — с предметами посуды и как накрыть стол к обеду и др.

В процессе игр на развитие дыхания дети также приобретают знания, например в игре «Подводный мир» узнают о предметах находящие на морском дне, в игре «Птичья столовая» — о зимующих птицах и как о них заботиться зимой, в игре «Собери ежику яблочки, а белочке орешки» — о том, чем питаются животные, в играх «Летний луг», «Сделай бурю» — о свойствах предметов: «лёгкий – тяжёлый», «тонет – не тонет», «плавает – летает». По теме «Фрукты» в играх на дыхание: «Понюхай фрукт», «Вкусные коробочки», «Прожорливые фрукты» дети угадывают фрукты по запаху, по форме и цвету.

Следующие игры позволяют уделить внимание каждому ребёнку – это словесные игры, игры с мячом: «Мяч бросай, деревья называй», «Съедобное — несъедобное», «Раз, два, три мячик прокати, части суток назови» и др.

То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игр дети знакомятся с понятиями, обязательно усваивают их словесное обозначение, закрепляют правильное произношение звуков.

Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлоф и пр.) и звучащие предметы (погремушки, морские раковины, шуршащая бумага и т. д.), звуковые книги, диски «Звуки природы». С ними можно проводить такие музыкальные игры: «Отгадай, что звучало?», «На чём играла?», «Повтори ритм», «Пропой слоги» и др. Игры со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, умению дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата и дыхания.

Закрепляю знания детей по лексическим темам и в процессе развития мелкой и общей моторики. На пальчиковой гимнастике и физминутках дети заучивают небольшие стихотворения и показывают движениями, изображая действия людей, животных, явления природы. Например, осенью по темам: «Лес» (деревья, грибы, ягоды), «Овощи и фрукты» проводились такие игры: «В огород пойдём, хоровод завёдём», «Дождик», «Мы капусту солим», «Компот» и др. Работая с детьми в тетрадях или с бросовым материалом, беседую на разные темы. Они обводят предметы по трафаретам, выкладывают по готовым образцам, создают картинку, затем рассказывают, что есть у предмета, какие, для чего нужны.

Для развития своих логопедических задач и ознакомления с разными временами года использую многофункциональное панно «Времена года». С помощью его провожу игры на дыхания, на артикуляцию, составление описательных загадок, сказок и рассказов.

Эффективным способом стимуляции познавательной активности ребёнка, является предъявление ему «загадочных» предметов. Высокая степень неопределенности требует большого разнообразия познавательных действий детей. Этот способ часто использую в качестве сюрпризного момента, когда дети достают предметы из чудесного мешочка, шкатулки, ищут в сухом бассейне и др. При этом даются разные задания: «Дед Мазай, загадку загадай!», «Найди на ощупь», «Послушай, чей голос» и др.

Широко использую на занятиях демонстрационный материал, на котором ребята учатся пересказывать, выражать свои мысли, получают новые знания. Р.Н. Бунеева, А.А. Вахрушева «Наглядный и раздаточный материал», О.С. Ушакова серии сюжетных картинок «Рассказы про зверят», С. Вохринцева «Окружающий мир», Т. Ю. Бардышева «Логопедические занятия в детском саду» и др. Каждый материал содержит не только картинки, но и предлагаются задания: стихи, загадки, игры, планы пересказа рассказов по схемам.

Использование мнемотаблиц и схем помогает более детально рассмотреть предметы или явление природы, заучить стихотворение, составить рассказ. Например, такие как: на рассказы «Посуда», «Птицы», «В огороде», на стихотворение «Ромашка» и др.

Большой интерес и эмоции у детей вызывают интерактивные игрушки, книги, плакаты, компьютерные игры. Книги: «Весёлый календарь», «Лесные животные», «Зайкина ферма», игра «Обучающий горшочек Винни», «Мой маленький чтец — собачка Шонни», плакаты «Подводный мир», «Говорящая азбука», компьютерные игры: «У бабушки в деревне», «Чей домик?», «В зоопарке», «Что из чего?» и др. Эти пособия, вызывая положительные эмоции, имея объёмное изображение, анимации объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают занятия наглядными, привлекательными для детей, концентрируют внимание, облегчают усвоение и запоминание материала.

Развивающие игры

И так, на познавательную активность детей в процессе работы над речью имеют положительное влияние игры развивающего характера. Это обусловлено их особенностями — в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми. В играх ребенок, без нажима и нарочитой тренировки, учиться правильно говорить, наблюдать, дается возможность детям самим найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать собственное умозаключение, используя свой прежний опыт и знания.

Хрищатая Г.П.
учитель-логопед высшей категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.