Краткая аннотация: В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры.
Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами
Работа с дошкольниками указывает на трудности в овладении словообразовательными операциями с детьми.
Словообразование представляет собой, с одной стороны, путь развития словарного запаса языка, а с другой – является составной частью морфологической системы языка.
Одним из способов формирования словообразовательных операций у дошкольников 5 – 6 летнего возраста является работа над родственными словами.
В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры. Весь материал оформлен в виде перспективного плана; разработаны конспекты занятий, рекомендации воспитателям и родителям по закреплению полученных знаний. Конспекты занятий и практический материал был разработан в соответствии с лексическими темами.
Начала работу с детьми старшей группы. Вначале работы, в сентябре, была проведена диагностика начального уровня речевого развития детей, и умения образовывать родственные слова, далее предполагалось, прослеживать динамику усвоение предлагаемого материала и итоговая диагностика, с целью выявление уровня усвоения пройденного материала.
Работа с детьми над родственными словами рассчитана на 2 года, и она разделена на три этапа.
Первый этап.
Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Цель этого этапа работы с детьми было знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей.
На этом этапе важно научить детей ориентироваться в структуре слов на основе таких критериев, как длина слогового контура и звукового сходства
(похожесть по звучанию) пар родственных слов. Для этого использовался приём парного сопоставления производящего и производного слова, которые сопровождаются сравнением (по обозначению) данных слов: сад – садовник, двор – дворник и т.п.
Подбирая исходные и производные слова в пары, соблюдались следующие условия:
- наличие между словами семантической разницы (двор – дворник и т.п.);
- использование продуктивных словообразовательных моделей: суффиксальной для существительных и прилагательных, префиксальной – для глаголов;
- подбор слов, имеющих четкие границы членимости (пожар — пожарник);
- при контекстном определении однокоренные слова должны располагаться в минимальной удаленности по тексту (в рамках одного предложения).
Первый этап работы был реализован на индивидуальных занятиях и на занятиях в малых подгруппах (2 – 3 человека) в подгруппе.
На первом этапе я предлагала детям следующие задания «Какое слово длиннее?»
С использованием картинок (двор – дворник, снег – снеговик, гриб – грибник и другие слова). С помощью вопросов уточнялось значение этих слов, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее.
«Графическое написание слов»
Предлагалось ребёнку две картинки, например, лес – лесник, объяснялось значение этих слов, а затем ребёнок называет длинное слово, его обозначают длинной полоской, соответственно короткое слово – короткой полоской. Детям объяснялось, что слова звучат похоже, потому что в них есть одинаковый по звучанию «кусочек» слова. Сопряжено проговариваются пары слов, интонационно выделяя корень. Уточняется, какой «кусочек» слова звучит похоже — в начале или в конце слова? Затем вместе с ребёнком заштриховываем полоски: короткую целиком, а длинную – только начало.
Важно проговорить: «Закрашиваем «кусочек» слова, который звучит, похоже».
«Лото»
Предлагалась ребёнку одна большая карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки даётся какое – либо изображение, например, «сапожник». Уточняется значение этого слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки, например: «ботинок и сапог».
Задание. Выбери из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положи эту картинку в правой части карточки.
Второй этап.
Первый год обучения (декабрь — май)
Целью второго этапа работы было – формирование навыков образования производных слов.
На данном этапе дети учились находить однокоренные слова в контексте и выделять в них корневые основы. Работа велась индивидуально и в малых подгруппах (2 – 3 человека). Лексический материал для работы отбирался в соответствии с тематикой занятий.
Вот основные приёмы работы:
- выделение родственных слов из контекста; знакомство с понятием «родственные слова»;
- подбор родственных слов по вопросам;
- составление цепочки родственных слов, с опорой на наглядность (предметные картинки);
- нахождение «лишнего слова» (неоднокоренного) из ряда родственных слов;
- определение общей части родственных слов
Для решения данной задачи, использовались различные игры и игровые упражнения.
Третий этап
Второй год обучения (сентябрь – май)
Цель третьего этапа работы — закрепление навыков осознанного образования производных слов.
На этом этапе решались задачи:
- закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям;
- закрепление навыков применения словообразовательных правил.
Содержание данного этапа реализовывалось в индивидуальной работе или в работе с малыми подгруппами (2 – 3 человека).
Лексический материал подбирался в соответствии с темой занятий.
Наряду с уже известными детям заданиями второго этапа, включались новые упражнения:
- объясни, почему так называется? (В работе со сложными словами, образованными путём соединения корневых морфем);
- придумай одно слово вместо двух (словообразование на основе сложения слов);
- припомни родственные слова к заданному слову;
- самостоятельный подбор родственных слов к заданному слову;
- работа с ребусами.
Использование в коррекционном процессе работы над родственными словами позволило значительно повысить уровень словообразовательных операций у детей.
Так, если на начало первого года обучения, низкий уровень развития навыков словообразования был отмечен примерно у 85% детей, и только у 15% — средний, то уже к концу первого года обучения все дети находились на среднем уровне словообразовательных операций. К концу второго года обучения около 80% детей достигли высокого уровня развития словообразовательных операций.
Таким образом, можно говорить о том, что работа с детьми по образованию родственных слов, положительно влияет на развитие навыков словообразования у детей 5 – 7 лет.
Котовщикова Т.Н.,
учитель-логопед