Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие звукового восприятия дошкольников

Развитие фонематического слухаСистема дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие звукового восприятия дошкольников

Дидактические игры играют огромную роль в развитии фонематического восприятия у детей-дошкольников, развивают умение вслушиваться в слово и понимать его, дифференцировать отдельные звуки, выделять звуки схожие по звучанию и по произношению. Также дети ближе узнают русский язык, словоформы. Постепенно расширяют свой словарный запас. Дети учатся видеть слова в схемах, то есть обозначать определенные звуки определенными символами, что способствует их подготовки к чтению и письму в школе.

В системе игр и приемов по развитию звукового восприятия выделяют два основных этапа:

  1. Подготовительный этап (включает в себя развитие умения у детей дифференцировать звуки по способу восприятия, темпу, ритму, силе звучания, тембру, интонации, высоте, и развитие фонематического внимания);
  2. Основной этап (включает в себя развитие умения у детей дифференцировать слова, близкие по звучанию, слоги, звуки, звуковые символы).

Оба этапа последовательно, выполняя свои функции для определенного возраста, направляют ребенка к достижению цели: развития правильной речи.

I. Подготовительный этап

Целью является формирование основы для дальнейшего развития фонематического слуха. Здесь важную роль играет использование картинок, игрушек и их действий.

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Целью игры является формирование слухового восприятия, дифференциации звуков.

Оборудование: емкости (пустая и наполненная водой), емкости с сыпучими крупами, фольга, ложки (металлические и деревянные) и ширма.

Описание игры: взрослый демонстрирует предметы, дает им название и произносит их звучание. Он производит все звуки за ширмой (льет воду из одного стакана в другой, сыпет крупу и др.). Дети по звукам определяют, какие звуки они слышат. Эта игра может играть роль организационного момента.

Игра «Найди пару»

Целью игры является формирование слухового внимания, умения дифференцировать неречевые звуки.

Оборудование: шесть маленьких одинаковых емкостей с разным наполнением (2 с горохом, 2 с гречкой, 2 с манкой).

Описание игры: логопед сначала с ребенком вместе играет с коробочками, звенит и сортирует из на три группы по звучанию. Далее предлагает ребенку сделать сортировку самостоятельно.

Игра «Поставь по порядку»

Целью игры является развитие памяти, слухового внимания, умения различать звуки.

Оборудование: ширма, несколько музыкальных инструментов, их изображения.

Описание игры: логопед начинает игру на музыкальных инструментах на глазах у ребенка, и просит выбрать картинку с изображением того или иного инструмента. Постепенно логопед усложняет правила игры: ребенку предлагается расположить картинки в ряд поочередно после каждого прослушанного звука. Если ребенок справляется, можно предложить более сложную игру: ребенок будет выкладывать картинки после прослушивания всех звуков.

Игра «Встречайте гостей»

Целью игры является формирование слухового восприятия, дифференциации звукоподражаний.

Оборудование: несколько шапочек с ушками различных животных.

Описание игры: выбираются несколько ребят и одеваются им на голову шапочки. Это гости, которые пришли к детям. За ширмой они издают поочередно соответствующие этим животным звуки. Остальные дети отгадывают животное. «Отгаданный» ребенок выходит. Когда собираются все гости, они танцуют как умеют. Далее выбираются другие гости.

Игра «Угадай, кто идёт»

Целью игры является формирование слухового восприятия, дифференциации звуков по темпу (скорости) произношения.

Оборудование: изображения воробья и цапли, бубен.

Описание игры: логопед демонстрирует изображения и рассказывает о том, что воробей прыгает очень быстро, а цапля передвигается большими медленными шагами . Далее он стучит в бубен медленно, и дети ходят важно, будто они цапли. При быстром постукивании в бубен, дети прыгают как воробьи.

Игра «Тихо — громко!»

Целью игры является развитие слухового восприятия, дифференциации звуков по силе произношения.

Оборудование: различные музыкальные инструменты.

Взрослый играет на музыкальном инструменте сначала тихо, потом громко.

Дети бегают, если услышат, что инструмент звучит громко. И идут спокойно при тихом звучании.

Игра «Найди игрушку»

Целью игры является формирование слухового внимания, дифференциации звуков по силе произношения.

Оборудование: маленькая игрушка.

Описание игры: вначале один ребёнок из комнаты выходит, а другой прячет в комнате игрушку. Далее ребенок возвращается и ищет игрушку. Другие дети помогают ему: при приближении к игрушке они начинают громко хлопать в ладоши, при удалении от нее — тише.

Игра «Угадай, чей голос?»

Целью игры является формирование речевого слуха, дифференциации звуков по тембру.

Описание игры: начинается игра так: один ребёнок поворачивается к другим детям спиной. Логопед дотрагивается рукой до какого-нибудь ребенка в толпе. Последний называет имя ведущего. Ребенок определяет зовущего по голосу.

Игра «Бум»

Целью игры является формирование речевого слуха, дифференциации голосов по силе.

Оборудование: игрушки или изображения двух гномов (маленького и большого).

Описание игры: взрослый приносит гномов и знакомит их с детьми. Большой поет песню «Бум-Бум-Бум» громко, а маленький – тихо. Далее взрослый прячет гномов за ширмой и поет их песни. детям предлагается определить, чья это песенка.

Игра «Узнай по интонации»

Целью игры является формирование речевого слуха и дифференциации по интонации.

Оборудование: игрушка врача или его изображение, схемы эмоций (усталый – «ух», грустный – «ох», веселый – «ах»), ширма.

Описание игры: взрослый приносит куклу врача и знакомит детей с ним.

Потом предлагает помочь определить состояние больного по его эмоциям. Он за ширмой произносит междометия с соответствующей интонацией, а дети определяют состояние больного.

Игра «Малыши»

Целью игры является формирование речевого слуха, дифференциации голоса по высоте.

Оборудование: куклы (мальчик и девочка), ширма.

Описание игры: взрослый демонстрирует кукол и проговаривает:

Наш малыш кричит с утра:
«Уа – уа – уа !»-
Вот и все его слова.

Взрослый рассказывает детям, что мальчики кричат более низким голосом, а девочки высоким. Далее он убирает кукол за ширму и начинает произносить звуки как мальчик и как девочка вперемешку. Детям предлагается определить, кто кричит мальчик или девочка.

Игра «Будь внимателен»

Целью игры является формирование речевого внимания.

Описание игры: взрослый играет с игрушкой и озвучивает свои действия.

Иногда специально его действия не совпадают со сказанным. Детям предлагается заметить и исправить эти ошибки.

II. Основной этап работы

Основной целью является развитие правильного звукового восприятия.

Игра «Запомни слова»

Целью игры является формирование звукового восприятия, дифференциации слов, схожих по звучанию.

Оборудование: картинки с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию (мак, рак, дым, дом, ком, сок, кот,).

Описание игры: сначала взрослый называет схожие по звучанию слова, например «кот», «ком», «сок». Ребенку предлагается выставить соответствующие картинки.

Игра «Эхо»

Целью игры является формирование фонематического восприятия, дифференциации слогов, схожих по звуковому составу.

Оборудование: только ширма.

Описание игры: логопед рассказывает ребенку про эхо и предлагает повторять с той же громкостью то, что он скажет, как эхо. Логопед, стоя за ширмой, произносит: «уа», «ау», «ои», «ио», «иу», «уи» . Ребенку предлагается повторить.

Игра «Повтори за мной»

Целью игры является формирование звукового восприятия, дифференциации слогов с парными согласными.

Оборудование: игрушка медведь.

Описание игры: вначале логопед приводит медвежонка в комнату и знакомит с детьми, рассказывает о том, что он не знает нашего языка, приехал он из сказочной страны. Далее он предлагает научить его говорить, повторяя слоги по-бо, па-па-па, пу-бу, ба-ба-ба, па-ба.

Игра «Угадай, кто это»

Целью игры является формирование фонематического восприятия.

Оборудование: игрушки медведи (большой и маленький), ширма.

Ход: к ребенку приходят гости. Медведица приветствует малыша «Ы-ы-ы», а медвежонок «И-и-и». Потом взрослый уходит с игрушками за ширму и произносит звуки, а ребенок определяет, кто говорит медведица или медвежонок.

Игра «Охотники»

Целью игры является формирование звукового восприятия.

Описание игры: вазрослый предлагает дошкольникам стать охотниками, но только ловить они будут не зверя, а звук. Дети садятся, кладут голову на колени, закрывают глаза и сидят очень тихо. Если они услышать нужный звук, они садятся ровно.

Закирова Гульнара Рамилевна Закирова Г.Р.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.