Развиваем речь с рождения

Речь ребенка в 3-4 года - Тест логопеда для родителейРазвиваем речь с рождения

Профилактику доречевого развития и речи в целом можно начинать с 2 недельного возраста от рождения ребенка. Речь имеет свой онтогенез и стимулировать его можно и нужно по возрасту!

Большую роль в речевом развитии играют такие анализаторы как зрение и слух, состояние мелкой и крупной моторики, подвижности артикуляционного праксиса (речевого аппарата).

Слуховой анализатор

Уже в раннем возрасте необходимо обратить внимание на развитие слухового восприятия. Звуки в словах ребенок начинает различать примерно к 6 мес. Но разницу простых звуковых сигналов ребенок начинает различать намного раньше. Для развития именно слуховых ощущений играем с ребенком с разными по звучанию игрушками , обращая внимание на реакцию ребенка. Он должен глазами искать источник звука, поворачивать голову в сторону звука уже с 1 мес. жизни.

Слово состоит из мелодии, ритма и звука. Вспомним «институт бабушек», которые брали деток на руки и качали их. Вот вам и ритм! Которые пропевали тянущие песни. Вот вам и мелодия! Уважаемые родители, не бойтесь брать детей на руки, покачивать их и петь протяжные песни. Даже подойдет и просто пропевание одного гласного звука: А –А – А… (О, У, И, Ы, Э). Звук должен литься интонационно, а не монотонно. Не сложно? А вместе с тем вы закладываете в ребенка целый пласт чувств ритма, мелодии, усвоения определенных звуков.

Помните, что частый физический контакт – вовсе не блажь малыша, а нормальная физиологическая и психологическая потребность, ведущая к усвоению речи.

С 3 мес. активно включаем радио, аудио песни, короткие сказки, читаем и целенаправленно разговариваем с ребенком о том, что находиться в круге его внимания.

На развитие мыслительных процессов: внимания, памяти, мышления влияет музыка Моцарта. Акустическая нагрузка должна быть адекватной, зависеть от восприятия ребенка и в среднем составлять 30 мин. в день.

Зрительный анализатор

Очень важно сосредоточение ребенка на игрушке, его слежение за ней. «Ступенчатое слежение» за игрушкой доступно ребенку уже с 2 нед. возраста. Если не удается привлечь внимание к игрушке красно-желтого цвета, то сделайте на ней акцент из черной или белой полосы. Двигающаяся игрушка в руках взрослого – это проекция губ: двигающийся звуковой предмет, на который ребенок должен обратить свое внимание.

Вся речь строится на подражании, ребенок смотрит на наши губы и повторяет за нами звуки, слоги, слова по мере созревания речевых центров. Если ребенок не обращает внимания на ваши губы, сделайте на них акцент: морковная, черная помада. Ловите его взгляд на своих губах. Чем внимательнее ребенок смотрит на губы, чем проще ему будет освоить устную речь.

Оценка возрастных особенностей развития зрительной координации

Возраст

Навыки поведения

 2 нед. — 1 мес.

Фиксация взгляда на яркой игрушке

1 — 3 мес.

Слежение за ярким предметом

3 – 6 мес.

 Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

6 – 12 мес

Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

Мелкая моторика

Массаж пальцев рук и упражнения на развитие мелкой моторики влияет на развитие речи.

Оценка развития мелкой моторики и движений рук

1  мес. Действия рук хаотичны. Цепко схватывает игрушку. В покое пальцы сжаты в кулачок.
2 мес. Наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. Крепко держит вложенную в руку инрушку в течении 2-3 сек. Захватывает одной рукой другую. Ритмично сжимает и разжимает пальцы рук во время сосания.
3 мес. Соединяет руки по средней линии. Энергично захватывает и удерживает вложенную в руку игрушку. Тянет в рот.
4 мес. Ладони часто открыты, складывает их вместе, переплетает пальцы, играет ими. Захватывает подвешенную игрушку, удерживает ее, рассматривает, берет в рот. Хватается за одежду, царапается.
5 мес. Во время кормления придерживает обеими руками бутылочку или грудь матери. Протягивает руки к игрушке, расположенной на близком расстоянии, захватывает ее, противопоставляя большой палец другим.
6 мес.. ритмично взмахивает руками, если вложить в руку игрушку, подолгу размахивает ею.
7 мес. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Бросает игрушку вверх и вниз, стучит или размахивает ею. Берет игрушку клещеобразным движением большого и указательного пальца
8 мес. Берет сначала одну игрушку, а затем вторую, удерживает длительно обе игрушки, играет ими, постукивая одной о другую.
9 мес. Бросает одну игрушку, чтобы взять предложенную третью.
10 мес. Поднимает руками упавшую игрушку. Собирает мелкие предметы большим и указательным пальцами. Появляется превалирование одной руки
11 мес. Берет игрушки из коробочки. Кладет игрушку в коробочку.
12 мес. Берет игрущку и осторожно кладет ее с другой.

Крупная моторика

Поддерживайте физическую активность. Ученые доказали взаимосвязь между двигательной активностью и развитием умственных и речевых способностей.

Оценка возрастных особенностей развития крупной моторики

1 мес. Производит симметричные беспорядочные движения конечностями. Лежа на животе, поднимает голову и пытается удержать ее. Поворачивает голову в сторону источника света.
2 мес. Производит движения вытянутыми руками. Лежа на животе поднимает голову на 45 градусов и длительно удерживает ее.  Поворачивает голову за яркой игрушкой.
3 мес. Поворачивается со спины на бок. Лежа на животе, поднимает голову на 90 градусов и длительно удерживает ее, глядя прямо перед собой.
4 мес. Переворачивается со спины на живот.
5 мес. Переворачивается с живота на спину. Стоит при поддержки под мышки. Пытается самостоятельно садиться из лежачего положения в течении нескольких секунд. Садиться, не запрокидывая голову, если потянуть за руки.
6 мес. Делает попытки к ползанью на животе, подтягиваясь вперед с помощью рук. Захватывает руками ноги, когда лежит на спине.
7 мес. Переступает при поддержке за обе руки (недолго). Хорошо ползает на животе. Встает на колени. Присаживается за руки и сидит без поддержки до 5-ти минут прямо, неустойчиво, опираясь на руки.
8 мес. Стоит во весь рост, поддерживаемый за одну руку. Ритмично прыгает в течении 1-2 минут при поддержки. Ползает на четвереньках. Сидит устойчиво без поддержки.
9 мес. Переступает держась за опору. Стоит с самостоятельной поддержкой одной или двумя руками. Держась за опору, выполняет ритмичные прыжки.
10 мес. Идет с наклоном вперед при поддержке. Стоит без поддержки. Влезает на невысокую поверхность. Пытается встать самостоятельно.
11 мес. Идет при поддержке за одну руку. Хорошо стоит без опоры. Поднимается и спускается по ступенькам, держась за перила. Присаживается из любых положений.
12 мес. Делает несколько шагов. Ходит с боковой опорой. Хорошо ходит при поддержки взрослого за одну руку.

Артикуляционный праксис

Это подвижность губ, щек, языка, нижней челюсти. Обратите внимание на мимику ребенка. Какие эмоции играют на его лице: недовольство, хмурит брови, улыбается, удивляется. На то как он есть: подвижность нижней челюсти, языка, щек. Качество освоения звуков во многом зависит от силы мышц. Замечательно когда мама начинает кормить ребенка с ложки в возрасте от 3 – 4 до 5 – 7 мес., так как это способствует развитию артикуляции. Легкими движениями пальцев рук можно гладить ребенка по щечкам, губкам, аккуратно «рисовать» его портрет.

Гуление

Первоначально у ребенка в возрасте 2 – 3 нед. появляются звуки гласного ряда. Ближе к 2 — 3мес. к – г – х (агу, ага, угу…). Вспоминаем, что вся речь у нас идет по подражанию и активно начинаем в этот период «гулить»с ребенком. Стремимся с ребенком выйти на «караоке»: он начинает гулить, вы за ним, или вы начинаете, а он повторяет за вами. Весь звуковой материал нуждается в закреплении. То есть родители могут с утра до вечера вести диалог с малышом, несколько недель подряд. Эти звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого.

Период гуления длится до 6 мес.

Как развивать гуление?

1. Говорите с малышом «на средней» громкости ( не громко и не тихо).

2. Разговаривайте с малышом доброжелательно, ласково.

3. Поддерживайте зрительный контакт. Это очень важно! Ребенок должен видеть ваше

4. лицо, когда вы говорите. Иногда малыши стараются дотронуться до губ взрослого,

5. когда он говорит, чтобы посмотреть «как выходит звук».

6. В комнате, где гулит ребенок должно быть достаточно тихо, чтобы малыш мог себя

7. слышать.

8. Агукайте сами, гулите в ответ. У детей первых лет жизни очень развит подражательный рефлекс.

9. Если малыш не гулит, можно проводить легкий массаж губ, щечек, груди, животика при этом читать стих. Это вызывает спонтанную подачу голоса.

10. Обязательно поддерживайте гуление крохи. Хвалите маленького оратора, отвечайте ему улыбкой.

Лепет

На замену гуления примерно в 4 — 6 мес. приходит лепет. Появляющийся в этот период лепет рассматривается одними авторами (В.А. Богородецкий) как игра самим процессом произнесения, а другими (И.А. Сикорский, Е.Н. Винарская, А.А. Александров) – как продукт подражания речи окружающих. Лепет характеризуется многократным повторением одного слога: м, п, б в сочетании с гласными (ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба). Это связанно с движением нижней челюсти вниз и вверх.

Как развивать лепет:

1. Создайте спокойную тихую обстановку. Ребенку на стадии лепета очень важно слышать, какие звуки он произносит и что говорят окружающие.

2. Постепенно обогащайте звуковую среду. Покажите малышу разные источники звука (погремушки, музыкальные инструменты, книжки с мелодиями, записи песен). Бывает полезным включение ребенка в коллектив лепечущих детей – сверстников.

3. Поддерживайте физическую активность.

4. Повторяйте за малышом лепет, поддерживайте зрительный контакт. Таким образом, вы активируете подражательный рефлекс и стимулируете развитие лепета.

5. Проводите пассивные упражнения для губ и языка малыша. Качество освоения звуков во многом зависит от силы мышц. Нелишним будет проводить легкий массаж губ. Для этого погладьте указательным пальцем вокруг ротика малыша по часовой стрелке, сделайте движения от губ и к губам по кругу.

6. Больше разговаривайте с ребенком, акцентируйте внимание на разных предметах, выделяйте их голосом.

7. Освойте упражнения на развитие мелкой моторики.

Тавтология

Следующий этап созревания речевого центра происходит ближе к 8 мес. В одной цепочке мы слышим различные сочетания согласных звуков (к, г, х, м, п, б, т, д ) в сочетании гласного ряда (ма-ба-ма-ва-га-да…) .

Ближе к 1 году в активе появляются такие звуки как в, ф, ль, н.

К одному году появляются слова из парных одинаковых слогов: мама, папа, баба, ляля.

Импрессивная речь

Очень важный фактор для развития речи – это ее понимание. До появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. Начиная с 3 — 5 мес. возраста учите ребенка жестовым словам, таким как: привет, дай ручки, ладушки, где (имя ребенка)?. Так же активно озвучивайте его окружение. Для запоминания ребенком предметов и действий нужно время и постоянное напоминание. Всегда ждите отсроченного эффекта, который может настать через 4 – 6 мес. вашего обучения.

Оценка экспрессивной и импрессивной речи детей первого года жизни

Возраст

Экспрессивная речь

Импрессивная речь

До 1 мес.

Общение строится на эмоциональном уровне. Крик.

Не умеет воспроизводить воздействий и отвечать на них.

1 – 2 мес.

Улыбка, ответные звуки при разговоре, сначала коротко и тихо, потом более четко.

Воздействие на зрение, слух, осязание, вызывает положительные эмоции – «комплекс оживления».

2 – 3 мес.

Гуление

3 – 4 мес.

Преобладают певучие протяжные звуки. Появление первых слогов: ба, ма, па.

Общение на основе речевых звуков.

4 – 5 мес.

Слоги во время плача

Ребенок встречает звуками голоса

5 – 6 мес.

Лепет, игра звуков. Слоги: ба, да, дя, ма, га, бу, ва, вы.

Следит за исчезающим предметом, смотрит куда он упал. Радость при проявлении предмета. «ладушки», «до свидание» — по слову взрослого.

7 – 8 мес.

Подражание тем звукам, которыми он говорит со взрослыми.

Выполнение инструкций: дай, возьми, где?

8 – 9 мес.

Двойные слоги: дя-дя, тя-тя. Щелкает языком.

Развивается понимание предметов.

9 – 10 мес.

Разные гласные с одинаковыми согласными: те-тя. Разные гласные и согласные: ка-тя. Повторяет за взрослым – упала – па.

При отказе качает головой: не – не. Смотрит в направлении указанного жеста одновременно направляя взгляд и называя его.

10 – 11 мес.

Первые осмысленные слова, сначало раздельно, потом слитно: дя-дя, дядя.

Хорошо различает людей.

11 – 12 мес.

Развитие отраженного повторения. Количество слов до 20.

Выполняет действия по просьбе: дай, закрой. Понимает названия предметов, частей тела.

В домашних условиях вы можете сами разработать игры на развитие мелкой и крупной моторики, понимания и воспроизведения речи с малышом. Подачу материала нужно варьировать в соответствии зрелости ребенка.

Игры с малышами должны быть основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам. Взрослый берет на себя активную роль в игре и ведет ребенка за собой. Именно в таких мини-играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает гуление, лепет.

Длительность игр не превышает 5-15 минут.

В играх поощряется любое проявление ребенком активности: хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это помогает избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязнь речи.

В ходе игр используйте многократное повторение словесного материала, т.к. малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется.

Если ваш ребенок к 1 году смотрит на губы, повторял за вами гуление, слоги, на вопрос где мама, поворачивает голову в вашу сторону, дает руку на приветствие. Активно шевелит языком и нижней челюстью — у него нет преград для дальнейшего развития.

Очень много в наше время количество недоношенных детей, что связанно с внедрением нано технологий. Диагностика таких детей не может идти наряду с доношенными детьми, т.к. созревание и развитие эмоционального и психомоторного развитие недоношенных детей различно по развитию с доношенным ребенком.

Эмоциональное и психомоторное развитие недоношенных детей первого года жизни

показатели

Здоровый

ребенок

до 3500г

Недоношенный ребенок

До 1500г

До 1750г

До 2000г

До2500г

Фиксирует взгляд

1 мес

2-3 мес

2-2,5 мес

1-2 мес.

1-1,5 мес

Первая улыбка

1

3-4

2-3

2-2,5

1-2

«комплекс оживления»

2

5,5-6

5-5,5

4-4,5

3-4

Гуление

2

6

6

5,5

4,5

Различает «своих-чужих»

4

6,5-7

6

6

5,5

Начало лепета

6

7,5-8

7,5-8

7

6-7

Развитие понимания речи

7

11,5-12

10,5-11

10-11

9-10

Активный лепет

8

9,5

8,5-9

8-8,5

8

Стоит

8

11

10-11

9-10

9

Переступает

9-10

11-12

10-11

9-10

9

Ходит, держась за опору

10

12,5

11

10-11

10

Простые слова

11-12

После года

После года

После года

После года

Очень важно, чтобы родители знали нормы развития ребенка, отслеживали этапы становления речевых навыков и своевременно обращались к специалистам за помощью, если обнаружили отклонения. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

Прудникова О.Е.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.