Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм
Предложено применение фразеологизмов, пословиц, поговорок в практической деятельности учителя-логопеда, с профилактической целью устранения возможных дисграфических и дислексических нарушений.
Русский язык очень сложен по своей структуре, а для детей с речевой патологией он сложен вдвойне. Как правило, дети с ОНР имеют отставание и даже недоразвитие функций, имеющих прямое отношение к процессу письма и чтения.
В специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматривается проблема профилактики дисграфий и дислексий в дошкольных логопедических группах в общей системе коррекционно-воспитательной работы. Тем нее менее, Милостивенко Л.Г представлено направление работы по предупреждению ошибок чтения и письма у дошкольников, следование которому дает лучший результат с применением малых фольклорных форм на логопедических занятиях по подготовке детей к грамоте.
Логопедическая работа с использованием народно-разговорной лексики проводится в определенной последовательности, поэтапно. В работу с детьми с общим недоразвитием речи необходимо включать те народные речевые обороты, смысл которых детям будет ясен при создании определенной или конкретной ситуации с сопутствующим объяснением педагога. Также речевая практика с фразеологизмами, пословицами, поговорками более эффективна с применением метода наглядности (картинный материал).
Направление логопедической работы:
1. Знакомство с понятием «предложение».
2. Составление схемы предложения (фразеологизма, пословицы, поговорки).
Символом слова является полоска бумаги, предлог (маленькое слово) обозначается короткой полоской. Первое слово в предложении обозначается полоской с выступом.
Логопед обозначает на доске символами предложение. Например,
«Как с гуся вода»
I_________ ___ _______ _________ .
Предлагается составить схему этого предложения на столах.
Дети повторяют предложение и разбирают его вместе с логопедом, уточняя порядок слов в предложении, место «маленького слова»- предлога в нем.
3. Проговаривание (вспоминание) пословицы, поговорки на тему недели или обсуждаемую тему (о Родине, о дружбе, про лень и пр.) по предложенной логопедом графической схеме.
4. Определение места слова в пословице (поговорке).
5. Игра «Живые предложения».
Дети отгадывают пословицу по картинке (или по созданной ситуации) и встают в ряд, произнося фразеологизм (пословицу, поговорку) по отдельным словам.
6. Игра «Путаница».
Логопед предлагает собрать знакомый фразеологизм из несогласованных слов. Ребёнок переставляет слова на слух с целью получения нужного знакомого фразеологизма (пословицы).
- Сломя, бежать, голову.
- Ус, на, намотать.
- Языке, на, вертится.
7. Игра «Какое слово потерялось?», «Лишнее слово».
- Одна у человека родная мать, ….. у него и Родина.
- Добрые дела ….. человека.
- Был бы ….., будет и досуг.
8. Выделение в тексте границ предложений.
Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, закончилась смысловая фраза. Логопед монотонно читает знакомые детям поговорки (пословицы).
Не место красит человека а человек место голова всему начало как кошка с собакой делу время потех час.
В процессе логопедической профилактики возможных нарушений чтения и письма на уровне предложения с использованием народно-разговорной лексики решаются следующие задачи:
- совершенствование качества связных высказываний дошкольников;
- развитие образно-выразительной речи детей;
- закрепление навыков детей в выделении предлогов, союзов, как самостоятельных слов;
- воспитание языкового чутья, привитие интереса к нормам литературного произношения и правилам русского языка.
Таким образом, использование малых фольклорных форм в логопедической практике не только совершенствует умение отвечать полными предложениями, навык формулирования вопросов, развивает мышление, фантазию, но и является эффективным средством профилактики возможных дисграфических и дислексических нарушений в школе.
Старостина Л.В.,
учитель-логопед