Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм

Роль русского фольклора в коррекции речи детейПредупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм

Предложено применение фразеологизмов, пословиц, поговорок в практической деятельности учителя-логопеда, с профилактической целью устранения возможных дисграфических и дислексических нарушений.

Русский язык очень сложен по своей структуре, а для детей с речевой патологией он сложен вдвойне. Как правило, дети с ОНР имеют отставание и даже недоразвитие функций, имеющих прямое отношение к процессу письма и чтения.

В специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматривается проблема профилактики дисграфий и дислексий в дошкольных логопедических группах в общей системе коррекционно-воспитательной работы. Тем нее менее, Милостивенко Л.Г представлено направление работы по предупреждению ошибок чтения и письма у дошкольников, следование которому дает лучший результат с применением малых фольклорных форм на логопедических занятиях по подготовке детей к грамоте.

Логопедическая работа с использованием народно-разговорной лексики проводится в определенной последовательности, поэтапно. В работу с детьми с общим недоразвитием речи необходимо включать те народные речевые обороты, смысл которых детям будет ясен при создании определенной или конкретной ситуации с сопутствующим объяснением педагога. Также речевая практика с фразеологизмами, пословицами, поговорками более эффективна с применением метода наглядности (картинный материал).

Направление логопедической работы:

1.​ Знакомство с понятием «предложение».

2.​ Составление схемы предложения (фразеологизма, пословицы, поговорки).

Символом слова является полоска бумаги, предлог (маленькое слово) обозначается короткой полоской. Первое слово в предложении обозначается полоской с выступом.

Логопед обозначает на доске символами предложение. Например,

«Как с гуся вода»

I_________ ___ _______ _________ .

Предлагается составить схему этого предложения на столах.

Дети повторяют предложение и разбирают его вместе с логопедом, уточняя порядок слов в предложении, место «маленького слова»- предлога в нем.

3.​ Проговаривание (вспоминание) пословицы, поговорки на тему недели или обсуждаемую тему (о Родине, о дружбе, про лень и пр.) по предложенной логопедом графической схеме.

4.​ Определение места слова в пословице (поговорке).

5.​ Игра «Живые предложения».

Дети отгадывают пословицу по картинке (или по созданной ситуации) и встают в ряд, произнося фразеологизм (пословицу, поговорку) по отдельным словам.

6.​ Игра «Путаница».

Логопед предлагает собрать знакомый фразеологизм из несогласованных слов. Ребёнок переставляет слова на слух с целью получения нужного знакомого фразеологизма (пословицы).

  • Сломя, бежать, голову.
  • Ус, на, намотать.
  • Языке, на, вертится.

7.​ Игра «Какое слово потерялось?», «Лишнее слово».

  • Одна у человека родная мать, ….. у него и Родина.
  • Добрые дела ….. человека.
  • Был бы ….., будет и досуг.

8.​ Выделение в тексте границ предложений.

Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, закончилась смысловая фраза. Логопед монотонно читает знакомые детям поговорки (пословицы).

Не место красит человека а человек место голова всему начало как кошка с собакой делу время потех час.

В процессе логопедической профилактики возможных нарушений чтения и письма на уровне предложения с использованием народно-разговорной лексики решаются следующие задачи:

- совершенствование качества связных высказываний дошкольников;

- развитие образно-выразительной речи детей;

- закрепление навыков детей в выделении предлогов, союзов, как самостоятельных слов;

- воспитание языкового чутья, привитие интереса к нормам литературного произношения и правилам русского языка.

Таким образом, использование малых фольклорных форм в логопедической практике не только совершенствует умение отвечать полными предложениями, навык формулирования вопросов, развивает мышление, фантазию, но и является эффективным средством профилактики возможных дисграфических и дислексических нарушений в школе.

Старостина Л.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: , , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.