Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи

«Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи»

Одна из основных задач, которую приходится решать учителю-логопеду – это поиск не только эффективных, но и увлекательных форм работы с детьми, имеющими проблемы в развитии речи или ее различные нарушения.

Логопеды стараются использовать многообразие различных методик и методических приемов.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:

  1. словесные,
  2. наглядные,
  3. игровые.

Одновременное использование всех этих трех групп позволяет более продуктивно применять их в практике работы с детьми, и в особенности с детьми с нарушениями речи.

1.Словесные приемы показывают положения органов артикуляции при обучении правильному произношению.

Словесный прием – это речевой образец, повторное проговаривание, объяснение.

Речевой образец – это правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога-логопеда, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки в речевом процессе обучения.

2.Наглядные приемы – показывают положения органов артикуляции при обучении правильному произношению ребенка. Здесь традиционно используются зеркала различных вариантов, показ органов артикуляции самим логопедом или кем-то из детей.

3.Игровые приемы здесь являются одновременно и словесными и наглядными.

Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивацию речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

В данной статье я представляю методику, разработанную в процессе моей работы учителем-логопедом с детьми, имеющими нарушения речи, повышающую мотивацию для выполнения ими артикуляционных манипуляций и формирование фонетических и фонематических процессов.

В процессе формирования фонетического строя речи, работая над артикуляцией, на индивидуальных занятиях с детьми я использовала различные логопедические макеты – как покупные, так и самодельные, но эффективнее остальных зарекомендовал себя макет артикуляционного аппарата.

Вот такой макет артикуляционного аппарата был сделан мною и успешно применяется на практике.

макет артикуляционного аппарата

У меня в наличии есть куклы-перчатки с открывающимся ртом и движущимся посредством рук язычком, к данным куклам проявляют интерес детки младших групп детского сада, а вот у детей средних и старших групп уже интерес проявляется при демонстрационном показе органов артикуляции, при этом они могут наглядно рассмотреть как выглядят: губы, зубы, небо, язык и даже их потрогать, что приводит ребят в неописуемый восторг.

Как видно на фото, сзади язык имеет отверстие, в которое я вставляю пальцы и могу двигать свободно языком в любые стороны, загибать его вверх и вниз, показать положение «Чашечка», «Иголочка», «Блинчик», «Лопатка», динамические упражнения – «Качели», «Часики», «Здравствуй, верхняя губа, здравствуй, подбородок», «Почистим зубки»; язык можно так же выдвигать вперед на большое расстояние, так как он закреплен к ротовому аппарату на резинке.

макет артикуляционного аппарата

Данный макет выполнен из материалов по цвету, приближенных к оригиналу. Язык выполнен в виде мешочка из махровой ткани розового цвета и позволяет демонстрировать различные артикуляционные уклады, движения и манипуляции.

Логопед, вставляя пальцы в язык макета, обращает внимание детей на артикуляционные движения и позы при произнесении звуков или выполнении артикуляционной гимнастики. Детям так же дается возможность трогать язык макета, правильно расположить его в ротовой полости, подключая к работе тактильный и двигательный анализаторы, привлекая внимание детей.

К тому же сам ротовой аппарат, кроме как открываться, может полностью смыкаться губами или сворачиваться в трубочку буквой «О», верхняя и нижняя части данного макета так же подвижны и повторяют мимику губ человека. Можно демонстрировать положение губ при произнесении гласных звуков А, Э, О, Ы.

ротовой аппарат

При помощи данного пособия можно проводить как целые занятия, так и отдельные фрагменты. Чтобы интерес детей не угасал, макет используется в течении 1,5-2 месяцев, затем делается перерыв. Главный итог, ради которого осуществляются все эти манипуляции,- в игровой форме познакомить детей с устройством органов речи и усвоить материал, направленный на совершенствование фонематической и произносительной сторон речи ребенка.

Это оригинальная и эффективная методика проведения занятий с применением логопедических упражнений, рассчитанная на детей с нарушениями подвижности органов артикуляции, помогает активизировать природные механизмы речи ребенка. При использовании данного пособия задействованы зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы ребенка, что в комплексе повышает эффективность логопедической работы.

Выполнение игровых заданий с применением макета артикуляционного аппарата позволяет улучшить речь ребенка, его внимание, воображение, память, расширить его речевой потенциал, закрепить произносительные модели и нормы родного языка.

Список используемой литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой- М., 2005
  2. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития/ редкол.:О.Н.Широков ( и др.)-Чебоксары:ЦНС «Интерактив плюс»,2015-№4
  3. Логопедические упражнения/ Т.А.Ткаченко-Эксмо, 2017
  4. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников./Сохин Ф.А.-М.:МПСИ, 2005

Э.В. Кравченко,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Один комментарий к материалу: "Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи"

  1. Наталья:

    Очень интересная и познавательная статья!

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.