Нарушения письменной речи младших школьников

Оптическая дисграфияНарушения письменной речи младших школьников

Аннотация: Данная статья позволяет подробно на примерах рассмотреть разные виды ошибок письма, на которые следует обратить внимание.

Для обозначения нарушений письма используется термин «дисграфия».

Дисграфия – это нарушение, при котором имеют место трудности в овладении письменной речью, проявляющиеся в наличии стойких специфических ошибок.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).

Рассмотрим основные группы дисграфических ошибок и проиллюстрируем их примерами письма учащихся 1-х-2-х классов.

1. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных: б- п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш в сильной позиции звука.

Вот пример письма ученика второго класса. Ребенок пишет «бренесла» вместо «принесла», «брелетела» вместо «прилетела», «исбугались» вместо «испугались», «брогнал» вместо «прогнал».

Пример 1

«Хозяйка бренесла утятам корм. друг брелетела стреказа и утятаизбугались а храбрый Алёша брогнал стреказу..»

Замены и смешения парных звонких и глухих согласных в корне слова логопедической ошибкой не являются; замены «б» на «п», например, в слове «гриб» или «д» на «т» в слове «лодка», т.к. связаны с неумением применять правило.

2. Замена и смешение свистящих и шипящих: с – ш, з – ж, ч – щ, ц – с.

Следующий фрагмент диктанта иллюстрирует замену «ж» на «з» в слове «журавли».

Пример 2

«.. Улетели птицы на юг ласточки и зуравли ..»

3. Замена и смешение гласных первого-второго ряда при обозначении мягкости согласных: а-я, о-ё, у – ю, э-е, ы – и, а также пары ё-ю.

В этом примере наблюдаются частые ошибки в неправильном обозначении мягкости согласных: «лубим» — «любим»; «гулат» — «гулять»; «пос» — «пёс».

Пример 3

«.. Мы лубим гулат по лесу. Вот бежит пос…»

4. Пропуски, замена и смешение при обозначении мягкости согласных с помощью буквы «мягкий знак» на конце или в середине слова. В представленном ниже примере: «осен, дожд».

Пример 4

«Осен

Наступила осен . часто идут дожд. дует ветер…»

5. Пропуски, замены, перестановки букв и слогов, — это наиболее часто встречающиеся ошибки.

Они обусловлены недостаточно сформированными навыками звукобуквенного анализа.

Эти ошибки также могут быть симптомом нарушения концентрации внимания, снижения работоспособности.

В представленном ниже фрагменте диктанта присутствуют:

  • пропуски гласных и согласных букв: «зимий», «Ванша»;
  • недописывание слова «строи» вместо «строит»; «гуля» вместо «гуляют»;
  • перестановки букв «горук» вместо «горку»;
  • контаминация – в одном слове слоги разных слов «детют».

Пример 5.

«.. Зимй дн. У дом гуля детют дети Ванша строи горк…»

6. Слитное написание предлогов, союзов, двух и более слов в предложении. Раздельное написание частей слова.

В данном примере проявляется неспособность к членению речевого потока, нет границ между словами (осеньвпарке, пришлаосень, детиищут). Нет точек в конце предложения. Фрагмент показывает затруднения в правописании предлогов («впарк» — «в парк», «попарку» — «по парку»).

Пример 6

осеньвпарке

«.. впарк пришлаосень Люся и Маша гуляют попарку детиищут шишки..»

7. Замены и смешения оптически сходных букв, различающихся расположением отдельных элементов в пространстве или количеством отдельных элементов: б – д, п – т, у – и, ш – щ, о – а, л – м, и др.

В представленном фрагменте письма встречаются смешения строчных букв «п» — «т», «у» — «и».

Пример 7

«..В сосне дипла кто живет? В гнезде стит рыжий зверёк…»

8. Употребление неправильных форм множественного числа существительных.

(«левы», «ухи», «пени»); нарушение операции словообразования («медвежный», «волчный», «лисовый», «козлёнки»)

9. Неправильное согласование («первая сентября», «солнце светила», «вышла в дом»).

10. Нарушение предложно-падежных отношений («Мальчик пришел от дома»).

При наличии в письменных работах учащихся указанных видов ошибок желательно обратиться к учителю-логопеду за консультацией.

Такие нарушения письменной речи без специальной коррекции не исчезают, а также приводят к неуспеваемости детей.

Захаркина Н.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: 

Сейчас читают:

Приёмы профилактики оптической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью Приёмы профилактики оптической дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью
Памятка для родителей, дети которых допускают ошибки Памятка для родителей, дети которых допускают ошибки
Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте Профилактика оптической дисграфии на занятии по обучению грамоте
Нарушения письма у умственно отсталых школьников Нарушения письма у умственно отсталых школьников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.