Нарушения письменной речи младших школьников
Аннотация: Данная статья позволяет подробно на примерах рассмотреть разные виды ошибок письма, на которые следует обратить внимание.
Для обозначения нарушений письма используется термин «дисграфия».
Дисграфия – это нарушение, при котором имеют место трудности в овладении письменной речью, проявляющиеся в наличии стойких специфических ошибок.
Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).
Рассмотрим основные группы дисграфических ошибок и проиллюстрируем их примерами письма учащихся 1-х-2-х классов.
1. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных: б- п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш в сильной позиции звука.
Вот пример письма ученика второго класса. Ребенок пишет «бренесла» вместо «принесла», «брелетела» вместо «прилетела», «исбугались» вместо «испугались», «брогнал» вместо «прогнал».
Пример 1
«Хозяйка бренесла утятам корм. друг брелетела стреказа и утятаизбугались а храбрый Алёша брогнал стреказу..»
Замены и смешения парных звонких и глухих согласных в корне слова логопедической ошибкой не являются; замены «б» на «п», например, в слове «гриб» или «д» на «т» в слове «лодка», т.к. связаны с неумением применять правило.
2. Замена и смешение свистящих и шипящих: с – ш, з – ж, ч – щ, ц – с.
Следующий фрагмент диктанта иллюстрирует замену «ж» на «з» в слове «журавли».
Пример 2
«.. Улетели птицы на юг ласточки и зуравли ..»
3. Замена и смешение гласных первого-второго ряда при обозначении мягкости согласных: а-я, о-ё, у – ю, э-е, ы – и, а также пары ё-ю.
В этом примере наблюдаются частые ошибки в неправильном обозначении мягкости согласных: «лубим» — «любим»; «гулат» — «гулять»; «пос» — «пёс».
Пример 3
«.. Мы лубим гулат по лесу. Вот бежит пос…»
4. Пропуски, замена и смешение при обозначении мягкости согласных с помощью буквы «мягкий знак» на конце или в середине слова. В представленном ниже примере: «осен, дожд».
Пример 4
«Осен
Наступила осен . часто идут дожд. дует ветер…»
5. Пропуски, замены, перестановки букв и слогов, — это наиболее часто встречающиеся ошибки.
Они обусловлены недостаточно сформированными навыками звукобуквенного анализа.
Эти ошибки также могут быть симптомом нарушения концентрации внимания, снижения работоспособности.
В представленном ниже фрагменте диктанта присутствуют:
- пропуски гласных и согласных букв: «зимий», «Ванша»;
- недописывание слова «строи» вместо «строит»; «гуля» вместо «гуляют»;
- перестановки букв «горук» вместо «горку»;
- контаминация – в одном слове слоги разных слов «детют».
Пример 5.
«.. Зимй дн. У дом гуля детют дети Ванша строи горк…»
6. Слитное написание предлогов, союзов, двух и более слов в предложении. Раздельное написание частей слова.
В данном примере проявляется неспособность к членению речевого потока, нет границ между словами (осеньвпарке, пришлаосень, детиищут). Нет точек в конце предложения. Фрагмент показывает затруднения в правописании предлогов («впарк» — «в парк», «попарку» — «по парку»).
Пример 6
осеньвпарке
«.. впарк пришлаосень Люся и Маша гуляют попарку детиищут шишки..»
7. Замены и смешения оптически сходных букв, различающихся расположением отдельных элементов в пространстве или количеством отдельных элементов: б – д, п – т, у – и, ш – щ, о – а, л – м, и др.
В представленном фрагменте письма встречаются смешения строчных букв «п» — «т», «у» — «и».
Пример 7
«..В сосне дипла кто живет? В гнезде стит рыжий зверёк…»
8. Употребление неправильных форм множественного числа существительных.
(«левы», «ухи», «пени»); нарушение операции словообразования («медвежный», «волчный», «лисовый», «козлёнки»)
9. Неправильное согласование («первая сентября», «солнце светила», «вышла в дом»).
10. Нарушение предложно-падежных отношений («Мальчик пришел от дома»).
При наличии в письменных работах учащихся указанных видов ошибок желательно обратиться к учителю-логопеду за консультацией.
Такие нарушения письменной речи без специальной коррекции не исчезают, а также приводят к неуспеваемости детей.
Захаркина Н.А.,
учитель-логопед