Применение игрового конструктора «Bunchems» на логопедических занятиях с детьми с ОНР

Тема: «Применение игрового конструктора «Bunchems» на логопедических занятиях с детьми с ОНР»

Актуальность выбора темы:

Результаты логопедического обследования детей дошкольного возраста свидетельствуют о возрастании количества воспитанников с нарушениями речи, в том числе с ОНР.

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, т.к. данная группа детей характеризуется нарушениями всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической, лексико- грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью.

Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций: задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности.

Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются конструкторы.

Как известно, тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка. А речь тесно взаимосвязана с мышлением. Таким образом, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребёнка.

Учитывая опыт отечественных педагогов по развитию мелкой моторики, мы предлагаем использовать на логопедических занятиях конструктор Bunchems.

Bunchems

 

Это набор разноцветных шариков, изготовленных из мягкого пластика, которые прилипают друг к другу с помощью ворсинок, похожих на ворсинки репейника и превращаются во множество различных фигурок. Шарики легко сцепляются друг с другом и легко разделяются. Именно многочисленные ворсинки воздействуют на пальцы, кисти, ладони ребёнка, что стимулирует речевые зоны коры головного мозга.

Применение этого конструктора позволяет ребёнку моделировать различные фигуры, даже если для этого у него нет навыков. Ребёнок испытывает психологическое состояние успеха. Шарики яркие, разноцветные, что позволяет ребёнку фантазировать в процессе создания фигур.

Конструктор Bunchems не вызывает у детей негативного отношения, и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра. Работа с Bunchems позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, способствует разрешению его психологических затруднений, развить способность осознать свои желания и возможность их реализации.

Применение конструктора Bunchems на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • обогащению словарного запаса;
  • формированию грамматического строя речи;
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры;
  • формированию и развитию речевого выдоха;
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте;
  • овладению звуко-буквенным анализом и синтезом;
  • развитию тактильных ощущений;
  • формированию пространственной ориентации;
  • развитию памяти, внимания, мышления;
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук;
  • развитию мотивации к логопедическим занятиям.

Цель: повышение эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР на логопедических занятиях посредством игрового конструктора «Bunchems».

Задачи:

  • создать условия для реализации коррекционно-развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе реализации АОП;
  • формировать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать у детей мелкую моторику, тренировать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук;
  • пропедевтика дисграфии и дислексии;
  • расширять коммуникативные способности детей, имеющих речевые нарушения, путем создания игровых ситуаций;
  • развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь;
  • развивать умение творчески подходить к решению задач, анализировать ситуацию, находить ответы на вопросы.

Ожидаемые результаты.

В процессе занятия с применением конструктора Banchems дети воспринимают занятие, как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций, что способствует усвоению коррекционного материала в полном объёме. Детали конструктора благодаря своей структуре развивают мелкую моторику, активизируют работу коры головного мозга, а, следовательно, развивают речь.

Таким образом, применение конструктора Banchems в работе по развитию речи повышает результативность логопедических занятий и делает коррекционный процесс более эффективным.

Пошаговые рекомендации по выполнению заданий с применением конструктора Bunchems в процессе логопедического занятия

Шаг 1. Различение фигур по цвету и размеру.

Покажи большой красный квадрат.

Какая это фигура? (Большой красный квадрат).

Покажи маленький жёлтый треугольник.

Какая это фигура? (Маленький жёлтый треугольник),

Действия с другими фигурами производятся аналогично.

Шаг 2. Выкладывание домов разной величины из геометрических фигур.

Будем строить дома.

Возьми большой красный квадрат, сверху положи большой зелёный треугольник.

Что получилось? (Получился большой дом).

Возьми маленький жёлтый квадрат, сверху положи маленький синий треугольник.

Что получилось? (Получился дом).

Шаг 3. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Первый дом большой, а второй наоборот какой? (Маленький).

Как мы его назовем ласково? (Домик).

Большой дом, маленький домик.

Шаг 4. Выкладывание контуров домов с помощью деталей конструктора Bunchems.

- Возьми шарики такого же цвета как фигуры и выложи ими контуры домов.

Шаг 5. Заполнение пространства внутри контура фигур.

- Заполни пустое пространство фигур шариками соответствующих цветов.

Выкладывание домиков сопровождается комментированием ребенка выполняемых им действий.

Шаг 6. Выделение первого звука в слове. Знакомство с буквой Д.

Давай послушаем, какой первый звук в словах ДОМ и ДОМИК? (Это звук Д ).

Какой он – гласный или согласный и почему? (Звук Д согласный, потому что он не поётся).

Предъявляется карточка с буквой Д.

Шаг 7. Формирование графического образа буквы Д.

- Д – согласный звук. Возьми шарики синего цвета и выложи по контуру букву Д.

Шаг 8. Определение количества звуков в словах ДОМ и ДОМИК.

Давай послушаем, сколько звуков в слове ДОМ? Назови их. (В слове ДОМ 3 звука – Д, О, М).

Сколько звуков в слове ДОМИК? Назови их. (5 звуков – Д, О, М, И, К).

Предъявляются карточки со словами ДОМ, ДОМИК. Ребенок читает слова.

Шаг 9. Звуко-буквенный анализ слов. Выделение гласных звуков словах ДОМ и ДОМИК.

Сколько гласных звуков в слове ДОМ? (Один звук О ).

Положи под гласным звуком шарик красного цвета.Сколько гласных звуков в слове ДОМИК? (Два гласных звука О И).

Положи под гласными звуками шарики красного цвета.

Шаг 10. Звуко-буквенный анализ слов. Выделение согласных звуков в словах ДОМ и ДОМИК.

Положи под твердыми согласными шарики синего цвета.

Положи под мягкими согласными шарики зелёного цвета.

Звуко-буквенный анализ слов

Шаг 11. Развитие связной речи. Выкладывание сюжетной картинки.

Из разноцветных шариков выложи картинку. Составь рассказ по своей картинке.

Ребёнок составляет рассказ из 4-5 предложений.

1) Стаканова Ю.В.,
учитель-логопед
2) Чебирак В. Г.,
педагог-психолог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.