Данное пособие адресовано воспитателям для проведения занятий с детьми 3-6 лет в группах с нарушениями речи. Оно окажет помощь при планировании работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, поможет развить восприятие, воображение. Материалы пособия помогут выстроить работу над 11 лексическими темами.
Методическое пособие для воспитателей по развитию речи
В разделе 1 «Словарь и словообразование» каждой лексической темы содержится предметная и глагольная лексика, словарь признаков и наречий, задания на словообразование.
В разделе 2 «Грамматический строй» описываются игровые и дидактические приемы, цель которых — формирование у ребенка определенных грамматических представлений и навыков.
Раздел 3 «Связная речь» включает различные виды работ по развитию связной речи, с указанием тем рассказов.
Словарь и словообразование
Тема 1: ОСЕНЬ
Предметный словарь: осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, белка, медведь, заяц, плащ, куртка, сапоги, портфель, школа, грибник,
зонт, листья, лес.
Глагольный словарь: опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.
Словарь признаков: красный, желтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветный.
Словарь наречий: пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.
Антонимы: холодный — теплый, ранний — поздний, пасмурно —
солнечно.
Словообразование:
1) прилагательных от наречий (поздно-поздний, хмуро— хмурое);
глаголов от прилагательных (красный — краснеть);
прилагательных от существительных
(холод— холодный, клен — кленовый);
прилагательных от словосочетаний
(день с солнцем — солнечный);
существительных от существительных (гриб — грибник, ягоды — ягодник);
сложных слов (листопад).
Подбор родственных слов: гриб, ягода, лист, лес.
Многозначность: лист, ножка, шляпка.
Тема 2: ОВОЩИ
Предметный словарь: овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец,
помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, кочан,
овощерезка.
Глагольный словарь: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть.
Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый.
Словарь наречий: рано, поздно, мелко, крупно.
Антонимы: крупный — мелкий, рано — поздно, кислый — сладкий, гладкий — шершавый, сажать — собирать.
Словообразование:
приставочных глаголов (выкопать, перекопать…);
относительных прилагательных
(пюре из картофеля — картофельное);
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (горошек, огурчик…);
сложных слов (овощерезка, картофелечистка).
Подбор родственных слов: овощи, огород.
Многозначность: салат, лук.
Тема 3: ФРУКТЫ
Предметный словарь: фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.
Глагольный словарь: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, уха. живать, собирать, мыть, есть.
Словарь признаков: румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.
Словарь наречий: вкусно, кисло, сладко, много, мало.
Антонимы: крупный — мелкий, большой — маленький, зрелый — зеленый, сладкий — кислый, гладкий -шероховатый.
Словообразование:
1) прилагательных от существительных
(яблоко — яблочный);
2) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать);
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (слива— сливка);
3) сложных слов (садовод).
Подбор родственных слов: яблоко, сад.
Многозначность: косточка, кисть.
Тема 4: ПОСУДА
Предметный словарь: посуда, кастрюля, сковорода, миска, половник, нож, кружка, ковш, сито, терка, блюдо, тарелка, вилка, ложка, сервиз, блюдце, чайник, ваза, металл, фарфор, стекло, хрусталь, пластмасса,
глина, чугун, дерево, серебро, носик, ручка, крышка, стенка, дно, стакан, кувшин, завтрак, обед, ужин, полдник, кухня, столовая, повар.
Глагольный словарь: варить, жарить, чистить, резать, разбивать, вытирать, мыть, накладывать, готовить, кушать, тереть, просеивать.
Словарь признаков: хрупкая, прочная, новая, красивая, удобная, стеклянная, чугунная, металлическая, фарфоровая.
Словарь наречий: удобно, горячо, чисто, красиво.
Антонимы:
острый — тупой,
чистый — грязный,
глубокая — мелкая,
хрупкая — прочная,
пустой — полный.
Синонимы:
столовая — зал — гостиная.
Словообразование:
прилагательных от существительных (стекло — стеклянный);
наречий от прилагательных (красивый — красиво, удобный — удобно);
приставочных глаголов (поставим, переставим);
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка);
глаголов от существительных (перец — перчить, соль — солить);
существительных от существительных (салат — салатница);
сложных слов (домохозяйка, скороварка).
Подбор родственных слов: соль, перец, салат.
Многозначность: ковш, столовая, носик, ручка.
Тема 5: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Предметный словарь: животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок, кошка, кот, собака, пес, щенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан, поросенок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда.
Глагольный словарь: мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить.
Словарь признаков: крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, горбатый, умный, пушистый, верный, быстрый, густой.
Словарь наречий: быстро, медленно, жалобно, тонко, полезно, тепло.
Антонимы: большой — маленький, крупный — мелкий, быстро — медленно.
Синонимы: будка — конура, осел — ишак.
Словообразование:
прилагательных от существительных (коза-козий);
приставочных глаголов (ускакать, прискакать);
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (собака—собачка);
прилагательных от словосочетаний (день с солнцем— солнечный); существительных от существительных (конь — конюшня, конюх, кот — котенок);
глаголов от звукоподражаний (мычать, хрюкать).
Подбор родственных слов: корова, теленок, конь, кот.
Многозначность: хвост, конь.
Тема 6: ЗИМА
Предметный словарь: зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, маски, подарок, елка, кормушка, узоры, январь, февраль, декабрь, иней, буран, следы.
Глагольный словарь: падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть.
Словарь признаков: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний.
Словарь наречий: холодно, морозно, зябко, празднично, нарядно, красочно, темно.
Антонимы: холодный — теплый, хрупкий — крепкий.
Синонимы: метель — вьюга — пурга, снежок — комок.
Словообразование:
прилагательных от существительных (зима — зимний, заяц — заячий);
приставочных глаголов (слепить, вылепить);
сложных слов (снегокат, гололед, снегопад).
Тема 7: ТРАНСПОРТ
Предметный словарь: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, такси, мотоцикл, велосипед, лодка, катер, корабль, самолет, вертолет, метро, пирс, ангар, гараж, депо, станция, иллюминатор, трап, штурвал, шасси, порт, остановка, пропеллер, фургон, цистерна, светофор, переход, кузов, кабина, парк, груз, бульдозер, трактор, якорь, билет; шофер, машинист, летчик, штурман, капитан, матрос, юнга, пилот, милиционер; парус, палуба, сиденье, проводник, кок, каюта, винт, парашют, пассажир, авария, кран.
Глагольный словарь: ехать, лететь, плыть, причаливать, возить, прицепляться, садиться, переходить, грузить.
Словарь признаков: воздушный, водный, наземный, подземный, дорожный, пассажирский, грузовой, быстрый, аварийный.
Словарь наречий: быстро, медленно.
Антонимы: быстро — медленно, загрузить — выгрузить.
Синонимы: машина — автомобиль; аэродром — аэропорт; шофер -водитель.
Словообразование:
прилагательных от существительных (воздух — воздушный);
приставочных глаголов (доехать, выехать);
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (корабль — кораблик);
прилагательных от словосочетаний (парус из брезента — брезентовый);
сложных слов (двухколесный, молоковоз).
Подбор родственных слов: машина, корабль, велосипед.
Многозначность: кран.
Тема 8: ПТИЦЫ
Предметный словарь: птицы, ласточка, аист, цапля, журавль, скворец, грач, иволга, кукушка, ворона, сорока, воробей, галка, чайка, сова, голубь, филин, дятел, клест, гнездо, яйца, птенцы, клин, стая, крыло, хвост, клюв, лапа, хохолок, болото, лес, озеро, пингвин, страус.
Глагольный словарь: поют, кричат, щебечут, каркают, чирикают, воркуют, кружат, летают, вьют, высиживают, кормят, выводят, клюют, зимуют, голодают, нахохлился.
Словарь признаков: перелетные, зимующие, насекомоядные, суетливые, взъерошенный, драчливый, невзрачный, яркий, заботливый, пестрый, ночной, крылатый, маленький, голосистый, шустрый.
Словарь наречий: громко, быстро, холодно.
Антонимы: зимующие — перелетные, яркий — невзрачный.
Словообразование:
прилагательных от существительных (ворона — воронье);
приставочных глаголов (улетел, прилетел);
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (гнездо—гнездышко);
глаголов от звукоподражания (чирикать, каркать);
существительных от существительных (галка — галчонок);
сложных слов (длинношеяя, водоплавающая).
Подбор родственных слов: птица, ворона, корм, гнездо, кукушка.
Тема 9: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Предметный словарь: животные, звери, волк, волчица, лиса, лис, белка, еж, ежиха, заяц, барсук, медведь, медведица, лось, олень, рысь, бобр, леопард, носорог, бегемот, тигр, слон, крокодил, зебра, буйвол, антилопа, верблюд, кенгуру, обезьяна, северный олень, белый медведь, песец, морж, тюлень, морской котик, пасть, клыки, морда, брюхо, шерсть, лапы, хвост, грива, кости, рога, хобот, копыта, нора, логово, гнездо, дупло, берлога, саванна, лес, джунгли, льдина, Север, хищник, охотник.
Глагольный словарь: нападать, защищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть.
Словарь признаков: полосатый, свирепый, хищный, травоядный, всеядный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, белый, неуклюжий, пятнистый.
Словарь наречий: быстро, сильно.
Антонимы: маленький — большой, крупный — мелкий, высокий — низкий, трусливый — храбрый, добрый — злой, неповоротливый — проворный, короткий -длинный.
Словообразование:
прилагательных от существительных (заяц-заячий);
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белка — белочка);
существительных от существительных (медведь — медведица, медвежонок);
сложных слов (толстокожий, длиннохвостый).
Подбор родственных слов: лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево.
Многозначность: заяц, морж.
Тема 10: МЕБЕЛЬ
Предметный словарь: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, гостиная, фабрика; краснодеревщик,
столяр, полки, столешница, спинка, подлокотники, ручки, дверцы, дерево, пластмасса, металл, дуб, береза, сосна.
Глагольный словарь: расставить, стоять, спать, сидеть, делать, сколотить.
Словарь признаков: деревянный, металлический, пластмассовый, кухонная, спальная, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский, мебельный, березовый, дубовый, высокий, низкий, узкий, широкий.
Словарь наречий: удобно, мягко, слева, справа.
Антонимы: высокий — низкий, большой — маленький, узкий — широкий.
Словообразование:
прилагательных от существительных (береза — березовый, дерево — деревянный…);
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стол — столик);
прилагательных от словосочетаний (стол для обеда — обеденный);
сложных слов (подлокотник, краснодеревщик, новоселье).
Подбор родственных слов: мебель, стол.
Многозначность: ручка, ножка, спинка.
Тема 11: ВЕСНА
Предметный словарь: весна, проталины, капель, лужи, ледоход, подснежник, оттепель, почки, первоцвет, скворечник, скворец, грач, половодье, наводнение, ручей, верба, рассада, гроза, грязь, паводок, луч, запруда, март, апрель, май, погода, настроение, веснушки.
Глагольный словарь: бежать, журчать, звенеть, цвести, пробиваться, петь, трещать, плыть, кружиться, сажать, проклевываться, лопаться, набухать, грохотать, таять, копать, светить, греть.
Словарь признаков: клейкий, зеленый, пушистый, холодный, прозрачный, звонкий, быстрый, нежный, белоснежный, хрупкий, душистый, удобный, весенний, тонкий, яркий, ароматный, грязный.
Словарь наречий: холодно, тепло, солнечно, ярко, светло, красиво.
Антонимы: холодный-теплый, прозрачный — мутный, сильный — слабый, быстрый — медленный, ранняя — поздняя, светлый — темный, ранняя-затяжная.
Словообразование:
прилагательных от существительных (весна — весенний, бумага — бумажный);
приставочных глаголов (уплывает, отплывает);
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лужа -лужица);
прилагательных от наречий (дружно — дружная);
сложных слов (первоцвет, ледоход).
Подбор родственных слов: весна, луч.
Многозначность: луч
2. Грамматический строй
Тема 1: ОСЕНЬ
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: лист — осенний.
Образование множественного числа существительных. Лист — листья, гриб— грибы.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один гриб; мое лукошко; много ягод.
Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)
Пойдем в лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами).
Наберем грибов (предлоги «в» «у», «за», «под», «между»: в корзину, в
ведро, за пеньком гриб, под елкой, у сосны, между березами…).
Соберем урожай (предлог «в»: в мешок картошку, в ящик помидоры…).
Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шерстку…).
С какого дерева листок? (предлог «с»: лист с березы, с осины…).
Тема 2: ОВОЩИ
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование прилагательных с существительными: лук — горький.
Образование множественного числа существительных. Кабачок — кабачки.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка.
Предложно-падежное управление. (Родительный, Творительный, Предложный падежи.)
- Мешок чего?
- Из чего сделан салат? (предлог «из»).
- Корзинка с чем? (предлог «с», «со»).
- Куда сложим урожай? (предлог «в»).
Тема 3: ФРУКТЫ
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование прилагательных с существительными: яблоко — ароматное.
Образование множественного числа существительных. Яблоко — яблоки.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один гранат, мое яблоко, много груш.
Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Предложный падежи.)
- «Угощайся» — съешь ломтик яблока, груши..
- Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).
- Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем…).
У меня есть, у меня нет…» (работа с картинками).
Предлоги: «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками…).
Тема 4: ПОСУДА
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: тарелка — глубокая.
Образование множественного числа существительных. Чашка -
чашки, ложка — ложки.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один нож, много вилок, моя чашка
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)
Старая посуда (предлог «без»: сковорода без ручки, чайник без носика).
Обед (предлог «из»: достанем котлеты из сковородки, напьем суп из кастрюли).
Битая посуда (разбили чашку, стакан, блюдце).
- Накроем на стол (предлог «в»: конфеты — в конфетницу, салат — в салатницу).
- Порежем ножом (хлеб, колбасу, сыр).
С чем тарелки? (предлог «с»: с сала
том, с супом).
Готовим обед (заправим салат маслом, хлеб нарежем ножом).
Налей сок (предлог «в»: в чашку, в стакан).
Тема 5: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: кошка — пушистая.
Образование множественного числа существительных. Конь — кони.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один кот, мой конь, много коров.
Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Творительный падежи.)
Угощение (предлог «для»: кость для собаки, молоко для кота). У кого кто? (предлог «у»: у коровы теленок, у козы козленок.)
Накормим животных (корову сеном, собаку мясом).
Где живут? (предлоги «в», «на»: собака в конуре, конь на конюшне).
Детеныши играют в прятки (предлоги «за», «в», «на», «под», «у»).
Тема 6: ЗИМА
Подбор признаков к предмету.
Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: зима — морозная.
Образование множественного числа существительных. Снежинка- снежинки.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одни санки, много санок, мои коньки.
Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.)
Из чего нос у снеговика? (предлог «из»: из морковки).
Кем ты будешь на новогоднем празднике? (Я буду Снегурочкой).
На чем лежит снег? (предлог «на»: на деревьях).
Нарядим елку (предлоги «у», «на», «около», «к»)
Тема 7: ТРАНСПОРТ
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: машина — легковая.
Образование множественного числа существительных. Лодка -лодки.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один поезд; мой велосипед; много машин.
Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)
Из каких деталей собрана машина? (предлог «из»: из кабины, из колес). Сломалась машина (нет колеса). Что чего быстрее? (машина быстрее велосипеда).
Сколько колес у …? (предлог «у»: у велосипеда — два колеса). Чем ехать? (ехать автобусом). Поедем к бабушке (предлог «на», «в»: на поезде).
Использование предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «из», «из-за».
Тема 8: ПТИЦЫ
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: воробей — шустрый.
Образование множественного числа существительных. Аист — аисты.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один соловей; моя кормушка; много дятлов.
Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)
Кто больше, кто меньше? (ворона больше воробья, но меньше аиста). Кому корм? (предлог «для»: для ласточки).
Кого увидим у кормушки? (Галку, голубя).
Где живут птицы? (предлоги «в», «на»: в гнезде, на дереве).
Тема 9: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: заяц-трусливый.
Образование множественного числа существительных. Волк -волки.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один заяц; мой еж; много белок.
Предложно-падежное управление. (Родительный, Творительный, Предложный падежи.)
Кто у кого? (предлог «у»: у белки бельчата).
Кто с кем? (предлог «с»: медведица с медвежатами).
Кто чем защищается? (ежик защищается иголками, лось — рогами…).
Кем нарядились на Новый год? (нарядимся зайцами).
Где живут? (предлог «в»: лиса живет в норе).
Кто где прячется? (предлоги: «в», «на», «за», «под»).
Тема 10: МЕБЕЛЬ
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: стол — деревянный.
Образование множественного числа существительных. Стол — столы.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна софа; моя кровать; много диванов.
Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.)
Из чего сделана мебель? (предлог «из»: стол из березы).
Сломанная мебель (предлог «без»: стол без ножки).
Разложи вещи (предлоги «в», «на», «за», «под»).
— Расставим мебель (использование предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «за», «из-за»; наречий: «слева», «справа»…).
Тема 11: ВЕСНА
Подбор признаков к предмету.
Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: листочек — клейкий.
Образование множественного числа существительных. Лужа -лужи.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один скворец, мой кораблик, много ручейков.
Предложно-падежное управление. (Винительный.)
На что упал луч? (предлог «на»: луч упал на землю, на крышу). Повесим скворечник (предлог «на»: липу, на березу).
На огороде (мы посадим огурцы, помидоры).
Пришла весна (предлог «в», «на»: в лес, на поляну)
3.Связная речь
Тема 1: ОСЕНЬ
Экскурсия в лес.
В лес с корзинкой.
Осень в городе.
Докажи, что на картинке осень.
Как звери готовятся к зиме?
Труд взрослых осенью.
Игры детей осенью.
Рассказы по темам:
- Признаки осени.
Ранняя осень.
Золотая осень.
Поздняя осень.
Если бы я был листиком…
Сказка о путешествии листочка.
Тема 2: ОВОЩИ
Загадки-описания, сравнительно-описательные рассказы.
Описательные рассказы.
Рассказы по темам:
Что можно приготовить из овощей?
Путь картошки от посадки до кастрюли.
- Сказка о любимом овоще.
- Если бы я был помидором…
Тема 3: ФРУКТЫ
Загадки — описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рассказы.
Рассказы по темам:
Кто и как ухаживает за садом?
Птицы — друзья сада.
Путь яблочного семечка до яблока.
Рассказ о приготовлении варенья из яблок.
Чем полезны фрукты?
Сказка о любимом фрукте.
Если бы я был яблоком…
Тема 4: ПОСУДА
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рассказы (блюдце, чашка — кружка, бокал — стакан, чайник — кофейник).
Рассказы по темам:
Зачем нужна посуда?
Накроем стол.
- Сказка о любом предмете посуды.
- Если бы я был чайником…
Тема 5: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Загадки-описания. Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рассказы (олень — верблюд, коза — корова, лошадь — осел).
Рассказы по темам: Какую пользу приносят домашние животные?
Как люди ухаживают за домашними животными?
Сказка о любимом домашнем животном.
Хвастовство домашних животных. Если бы я был котенком…
Тема 6: ЗИМА
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рассказы.
Рассказы по темам:
Зимние изменения в природе.
Зимние забавы.
Новый год.
Как я лепил снеговика.
Почему вы любите зиму?
Зима в городе.
Зима в лесу (экскурсия).
Если бы я был снежинкой…
Пересказ сказки «Снегурочка»
Тема 7: ТРАНСПОРТ
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рассказы (самолет — вертолет; троллейбус — автобус; троллейбус -трамвай; лодка — катер; корабль -дом).
Рассказы по темам:
Зачем нужен транспорт?
Починим машину.
Зачем нужны дорожные знаки?
Как я ездил к бабушке.
Машины специального назначения.
Расхвастались трамвай и троллейбус…
Сказка о любом виде транспорта.
Если бы я был машиной…
Тема 8: ПТИЦЫ
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рассказы.
Рассказы по темам:
Птицы — наши помощники.
Жизнь перелетных птиц.
Поможем птицам зимой.
Как построить кормушку.
Если бы я был воробьем.
Тема 9: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рассказы.
Рассказы по темам:
Как звери готовятся к зиме?
Как нужно вести себя в лесу?
Как животные защищаются от хищников?
В зоопарке.
Зачем животным уши, нос, хвост, лапы?
- Сказка о любимом животном.
- Если бы я был зайцем…
- Если бы я был медведем…
Тема 10: МЕБЕЛЬ
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рассказы (стул — табуретка, стул — кресло, диван — кресло).
Рассказы по темам:
Моя комната (по плану).
Для чего нужна мебель?
Путь от дерева до стола.
Новоселье (расставим мебель).
Как я убрал в квартире.
Сказка о любом предмете мебели.
Тема 11: ВЕСНА
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рассказы.
Рассказы по темам:
Весенние изменения в природе.
Докажи, что на картинке весна.
Игры детей весной.
Труд взрослых весной.
Чем тебе нравится весна
Ословская Н.П.,
учитель-логопед