Методическое пособие для воспитателей по развитию речи

ДетиДанное пособие адресовано воспитателям для проведения занятий с детьми 3-6 лет в группах с нарушениями речи. Оно окажет помощь при планировании работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, поможет развить восприятие, вооб­ражение. Материалы пособия помогут выстро­ить работу над 11 лексическими темами.

Методическое пособие для воспитателей по развитию речи

В разделе 1 «Словарь и словообразование» каждой лексической темы содержится предметная и глагольная лексика, словарь признаков и наречий, задания на словообразование.

В разделе 2 «Грамматический строй» описываются игровые и дидак­тические приемы, цель которых — формирование у ребенка определен­ных грамматических представлений и навыков.

Раздел 3 «Связная речь» включает различные виды работ по разви­тию связной речи, с указанием тем рассказов.

Словарь и словообразование

Тема 1: ОСЕНЬ

Предметный словарь: осень, лис­топад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзи­на, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, бел­ка, медведь, заяц, плащ, куртка, са­поги, портфель, школа, грибник,
зонт, листья, лес.

Глагольный словарь: опадать, кру­житься, шелестеть, краснеть, жел­теть, запасать, менять, сушить, за­сыхать, дуть, засыпать, собирать.

Словарь признаков: красный, жел­тый, оранжевый, бордовый, осен­ний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разно­цветный.

Словарь наречий: пасмурно, дож­дливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.

Антонимы: холодный — теплый, ранний — поздний, пасмурно —
солнечно.

Словообразование:

1) прилагательных от наречий (поздно-поздний, хмуро— хмурое);

глаголов от прилагательных (крас­ный — краснеть);

прилагательных от существительных
(холод— холодный, клен — клено­вый);

прилагательных от словосочетаний
(день с солнцем — солнечный);

существительных от существитель­ных (гриб — грибник, ягоды — ягодник);

сложных слов (листопад).

Подбор родственных слов: гриб, ягода, лист, лес.

Многозначность: лист, ножка, шляпка.

Тема 2: ОВОЩИ

Предметный словарь: овощи, капу­ста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, бак­лажан, кабачок, морковь, огурец,
помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, кочан,
овощерезка.

Глагольный словарь: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, сре­зать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, соби­рать, солить, квасить, полоть, мыть.

Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиоле­товый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, слад­кий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый.

Словарь наречий: рано, поздно, мелко, крупно.

Антонимы: крупный — мелкий, рано — поздно, кислый — сладкий, гладкий — шершавый, сажать — собирать.

Словообразование:

приставочных глаголов (выкопать, перекопать…);

относительных прилагательных
(пюре из картофеля — картофель­ное);

существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (горо­шек, огурчик…);

сложных слов (овощерезка, карто­фелечистка).

Подбор родственных слов: овощи, огород.

Многозначность: салат, лук.

Тема 3: ФРУКТЫ

Предметный словарь: фрукты, аб­рикос, персик, банан, яблоко, гру­ша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточ­ка; варенье, мармелад, джем, по­видло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, лом­тик, кусок, вкус, начинка, долька, су­хофрукты, изюм.

Глагольный словарь: расти, созре­вать, снять, сорвать, варить, са­жать, резать, чистить, цвести, уха­. живать, собирать, мыть, есть.

Словарь признаков: румяный, ду­шистый, ароматный, кислый, слад­кий, крупный, мелкий, гладкий, ше­роховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.

Словарь наречий: вкусно, кисло, сладко, много, мало.

Антонимы: крупный — мелкий, большой — маленький, зрелый — зеле­ный, сладкий — кислый, гладкий -шероховатый.

Словообразование:

1) прилагательных от существительных
(яблоко — яблочный);

2) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать);
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (слива— сливка);

3) сложных слов (садовод).

Подбор родственных слов: яблоко, сад.

Многозначность: косточка, кисть.

Тема 4: ПОСУДА

Предметный словарь: посуда, кас­трюля, сковорода, миска, половник, нож, кружка, ковш, сито, терка, блю­до, тарелка, вилка, ложка, сервиз, блюдце, чайник, ваза, металл, фар­фор, стекло, хрусталь, пластмасса,
глина, чугун, дерево, серебро, но­сик, ручка, крышка, стенка, дно, ста­кан, кувшин, завтрак, обед, ужин, полдник, кухня, столовая, повар.

Глагольный словарь: варить, жа­рить, чистить, резать, разбивать, вы­тирать, мыть, накладывать, готовить, кушать, тереть, просеивать.

Словарь признаков: хрупкая, проч­ная, новая, красивая, удобная, стек­лянная, чугунная, металлическая, фарфоровая.

Словарь наречий: удобно, горячо, чисто, красиво.

Антонимы:

острый — тупой,
чистый — грязный,
глубокая — мелкая,
хруп­кая — прочная,
пустой — полный.

Синонимы:

столовая — зал — гос­тиная.

Словообразование:

прилагательных от существительных (стекло — стеклянный);

наречий от прилагательных (краси­вый — красиво, удобный — удобно);

приставочных глаголов (поставим, переставим);

существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка);

глаголов от существительных (перец — перчить, соль — солить);

существительных от существитель­ных (салат — салатница);

сложных слов (домохозяйка, скороварка).

Подбор родственных слов: соль, перец, салат.

Многозначность: ковш, столовая, носик, ручка.

Тема 5: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Предметный словарь: животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребе­нок, кошка, кот, собака, пес, щенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан, поросенок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда.

Глагольный словарь: мычать, бле­ять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить.

Словарь признаков: крупный, мел­кий, большой, маленький, полезный, короткий, горбатый, умный, пушис­тый, верный, быстрый, густой.

Словарь наречий: быстро, медлен­но, жалобно, тонко, полезно, тепло.

Антонимы: большой — маленький, крупный — мелкий, быстро — мед­ленно.

Синонимы: будка — конура, осел — ишак.

Словообразование:

прилагательных от существительных (коза-козий);

приставочных глаголов (ускакать, прискакать);

существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (соба­ка—собачка);

прилагательных от словосочетаний (день с солнцем— солнечный); существительных от существитель­ных (конь — конюшня, конюх, кот — котенок);

глаголов от звукоподражаний (мы­чать, хрюкать).

Подбор родственных слов: корова, теленок, конь, кот.

Многозначность: хвост, конь.

Тема 6: ЗИМА

Предметный словарь: зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снего­пад, снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, маски, подарок, елка, кормушка, узоры, январь, февраль, декабрь, иней, буран, следы.

Глагольный словарь: падать, по­крывать, ложиться, лепить, сколь­зить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть.

Словарь признаков: холодный, мо­розный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рых­лый, зимний.

Словарь наречий: холодно, мороз­но, зябко, празднично, нарядно, красочно, темно.

Антонимы: холодный — теплый, хрупкий — крепкий.

Синонимы: метель — вьюга — пурга, снежок — комок.

Словообразование:

прилагательных от существительных (зима — зимний, заяц — заячий);

приставочных глаголов (слепить, вылепить);

сложных слов (снегокат, гололед, снегопад).

Тема 7: ТРАНСПОРТ

Предметный словарь: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, так­си, мотоцикл, велосипед, лодка, ка­тер, корабль, самолет, вертолет, метро, пирс, ангар, гараж, депо, станция, иллюминатор, трап, штур­вал, шасси, порт, остановка, про­пеллер, фургон, цистерна, свето­фор, переход, кузов, кабина, парк, груз, бульдозер, трактор, якорь, би­лет; шофер, машинист, летчик, штурман, капитан, матрос, юнга, пи­лот, милиционер; парус, палуба, си­денье, проводник, кок, каюта, винт, парашют, пассажир, авария, кран.

Глагольный словарь: ехать, лететь, плыть, причаливать, возить, прицеп­ляться, садиться, переходить, грузить.

Словарь признаков: воздушный, водный, наземный, подземный, до­рожный, пассажирский, грузовой, быстрый, аварийный.

Словарь наречий: быстро, медленно.

Антонимы: быстро — медленно, заг­рузить — выгрузить.

Синонимы: машина — автомобиль; аэродром — аэропорт; шофер -водитель.

Словообразование:

прилагательных от существительных (воздух — воздушный);

приставочных глаголов (доехать, выехать);

существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ко­рабль — кораблик);

прилагательных от словосочетаний (парус из брезента — брезентовый);

сложных слов (двухколесный, моло­ковоз).

Подбор родственных слов: маши­на, корабль, велосипед.

Многозначность: кран.

Тема 8: ПТИЦЫ

Предметный словарь: птицы, лас­точка, аист, цапля, журавль, скво­рец, грач, иволга, кукушка, ворона, сорока, воробей, галка, чайка, сова, голубь, филин, дятел, клест, гнездо, яйца, птенцы, клин, стая, крыло, хвост, клюв, лапа, хохолок, болото, лес, озеро, пингвин, страус.
Глагольный словарь: поют, кричат, щебечут, каркают, чирикают, ворку­ют, кружат, летают, вьют, высижи­вают, кормят, выводят, клюют, зи­муют, голодают, нахохлился.

Словарь признаков: перелетные, зимующие, насекомоядные, сует­ливые, взъерошенный, драчливый, невзрачный, яркий, заботливый, пестрый, ночной, крылатый, ма­ленький, голосистый, шустрый.

Словарь наречий: громко, быстро, холодно.

Антонимы: зимующие — перелетные, яркий — невзрачный.

Словообразование:

прилагательных от существительных (ворона — воронье);

приставочных глаголов (улетел, при­летел);

существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (гнез­до—гнездышко);

глаголов от звукоподражания (чири­кать, каркать);

существительных от существитель­ных (галка — галчонок);

сложных слов (длинношеяя, водо­плавающая).

Подбор родственных слов: птица, ворона, корм, гнездо, кукушка.

Тема 9: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Предметный словарь: животные, звери, волк, волчица, лиса, лис, бел­ка, еж, ежиха, заяц, барсук, медведь, медведица, лось, олень, рысь, бобр, леопард, носорог, бегемот, тигр, слон, крокодил, зебра, буйвол, анти­лопа, верблюд, кенгуру, обезьяна, северный олень, белый медведь, пе­сец, морж, тюлень, морской котик, пасть, клыки, морда, брюхо, шерсть, лапы, хвост, грива, кости, рога, хо­бот, копыта, нора, логово, гнездо, дупло, берлога, саванна, лес, джун­гли, льдина, Север, хищник, охотник.

Глагольный словарь: нападать, за­щищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть.

Словарь признаков: полосатый, свирепый, хищный, травоядный, все­ядный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, белый, неуклюжий, пятнистый.

Словарь наречий: быстро, сильно.

Антонимы: маленький — большой, крупный — мелкий, высокий — низ­кий, трусливый — храбрый, добрый — злой, неповоротливый — провор­ный, короткий -длинный.

Словообразование:

прилагательных от существительных (заяц-заячий);
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белка — белочка);

существительных от существитель­ных (медведь — медведица, медве­жонок);
сложных слов (толстокожий, длинно­хвостый).

Подбор родственных слов: лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево.

Многозначность: заяц, морж.

Тема 10: МЕБЕЛЬ

Предметный словарь: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, ди­ван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, го­стиная, фабрика; краснодеревщик,
столяр, полки, столешница, спинка, подлокотники, ручки, дверцы, дере­во, пластмасса, металл, дуб, бере­за, сосна.

Глагольный словарь: расставить, стоять, спать, сидеть, делать, ско­лотить.

Словарь признаков: деревянный, металлический, пластмассовый, ку­хонная, спальная, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский, мебель­ный, березовый, дубовый, высокий, низкий, узкий, широкий.

Словарь наречий: удобно, мягко, слева, справа.

Антонимы: высокий — низкий, большой — маленький, узкий — широкий.

Словообразование:

прилагательных от существительных (береза — березовый, дерево — де­ревянный…);

существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стол — столик);

прилагательных от словосочетаний (стол для обеда — обеденный);

сложных слов (подлокотник, красно­деревщик, новоселье).

Подбор родственных слов: мебель, стол.

Многозначность: ручка, ножка, спинка.

Тема 11: ВЕСНА

Предметный словарь: весна, про­талины, капель, лужи, ледоход, под­снежник, оттепель, почки, перво­цвет, скворечник, скворец, грач, по­ловодье, наводнение, ручей, верба, рассада, гроза, грязь, паводок, луч, запруда, март, апрель, май, погода, настроение, веснушки.

Глагольный словарь: бежать, жур­чать, звенеть, цвести, пробиваться, петь, трещать, плыть, кружиться, сажать, проклевываться, лопаться, набухать, грохотать, таять, копать, светить, греть.

Словарь признаков: клейкий, зеле­ный, пушистый, холодный, прозрач­ный, звонкий, быстрый, нежный, бе­лоснежный, хрупкий, душистый, удобный, весенний, тонкий, яркий, ароматный, грязный.

Словарь наречий: холодно, тепло, солнечно, ярко, светло, красиво.

Антонимы: холодный-теплый, про­зрачный — мутный, сильный — сла­бый, быстрый — медленный, ранняя — поздняя, светлый — темный, ран­няя-затяжная.

Словообразование:

прилагательных от существительных (весна — весенний, бумага — бумаж­ный);

приставочных глаголов (уплывает, отплывает);

существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лужа -лужица);

прилагательных от наречий (дружно — дружная);

сложных слов (первоцвет, ледоход).

Подбор родственных слов: весна, луч.

Многозначность: луч

2. Грамматический строй

Тема 1: ОСЕНЬ

Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: лист — осенний.

Образование множественного числа существительных. Лист — листья, гриб— грибы.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существи­тельными. Один гриб; мое лукош­ко; много ягод.

Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)

Пойдем в лес (предлог «за»: за гри­бами, за ягодами).

Наберем грибов (предлоги «в» «у», «за», «под», «между»: в корзину, в
ведро, за пеньком гриб, под елкой, у сосны, между березами…).

Соберем урожай (предлог «в»: в мешок картошку, в ящик помидо­ры…).

Звери готовятся к зиме (ищет бер­логу, готовит запасы, меняет шерс­тку…).

С какого дерева листок? (предлог «с»: лист с березы, с осины…).

Тема 2: ОВОЩИ

Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку.

Согласование прилагательных с су­ществительными: лук — горький.

Образование множественного числа существительных. Кабачок — кабачки.

Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один огурец, много ка­бачков, моя морковка.

Предложно-падежное управление. (Родительный, Творительный, Пред­ложный падежи.)

- Мешок чего?

- Из чего сделан салат? (предлог «из»).

- Корзинка с чем? (предлог «с», «со»).

- Куда сложим урожай? (предлог «в»).

Тема 3: ФРУКТЫ

Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку.

Согласование прилагательных с су­ществительными: яблоко — аромат­ное.

Образование множественного числа существительных. Яблоко — яблоки.

Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один гранат, мое ябло­ко, много груш.

Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Пред­ложный падежи.)

- «Угощайся» — съешь ломтик яблока, груши..

- Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).

- Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем…).
У меня есть, у меня нет…» (работа с картинками).

Предлоги: «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками…).

Тема 4: ПОСУДА

Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: тарелка — глубо­кая.

Образование множественного числа существительных. Чашка -
чашки, ложка — ложки.
Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один нож, много вилок, моя чашка
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Винительный, Тво­рительный, Предложный падежи.)
Старая посуда (предлог «без»: ско­ворода без ручки, чайник без носи­ка).
Обед (предлог «из»: достанем кот­леты из сковородки, напьем суп из кастрюли).
Битая посуда (разбили чашку, ста­кан, блюдце).
- Накроем на стол (предлог «в»: кон­феты — в конфетницу, салат — в са­латницу).
- Порежем ножом (хлеб, колбасу, сыр).
С чем тарелки? (предлог «с»: с сала­
том, с супом).
Готовим обед (заправим салат мас­лом, хлеб нарежем ножом).
Налей сок (предлог «в»: в чашку, в стакан).

Тема 5: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: кошка — пушис­тая.

Образование множественного числа существительных. Конь — кони.

Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один кот, мой конь, мно­го коров.

Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Тво­рительный падежи.)

Угощение (предлог «для»: кость для собаки, молоко для кота). У кого кто? (предлог «у»: у коровы те­ленок, у козы козленок.)

Накормим животных (корову сеном, собаку мясом).

Где живут? (предлоги «в», «на»: со­бака в конуре, конь на конюшне).

Детеныши играют в прятки (предло­ги «за», «в», «на», «под», «у»).

Тема 6: ЗИМА

Подбор признаков к предмету.

Уз­навание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: зима — морозная.

Образование множественного числа существительных. Снежин­ка- снежинки.

Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одни санки, много са­нок, мои коньки.

Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Твори­тельный, Предложный падежи.)

Из чего нос у снеговика? (предлог «из»: из морковки).

Кем ты будешь на новогоднем праз­днике? (Я буду Снегурочкой).

На чем лежит снег? (предлог «на»: на деревьях).

Нарядим елку (предлоги «у», «на», «около», «к»)

Тема 7: ТРАНСПОРТ

Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: машина — легко­вая.

Образование множественного числа существительных. Лодка -лодки.

Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один поезд; мой вело­сипед; много машин.

Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Вини­тельный, Творительный, Предлож­ный падежи.)

Из каких деталей собрана машина? (предлог «из»: из кабины, из колес). Сломалась машина (нет колеса). Что чего быстрее? (машина быстрее велосипеда).

Сколько колес у …? (предлог «у»: у велосипеда — два колеса). Чем ехать? (ехать автобусом). Поедем к бабушке (предлог «на», «в»: на поезде).

Использование предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «из», «из-за».

Тема 8: ПТИЦЫ

Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: воробей — шуст­рый.

Образование множественного числа существительных. Аист — аисты.

Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один соловей; моя кор­мушка; много дятлов.

Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Вини­тельный, Творительный, Предлож­ный падежи.)

Кто больше, кто меньше? (ворона больше воробья, но меньше аиста). Кому корм? (предлог «для»: для ла­сточки).

Кого увидим у кормушки? (Галку, голубя).

Где живут птицы? (предлоги «в», «на»: в гнезде, на дереве).

Тема 9: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: заяц-трусливый.

Образование множественного числа существительных. Волк -волки.

Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один заяц; мой еж; мно­го белок.

Предложно-падежное управление. (Родительный, Творительный, Предложный падежи.)

Кто у кого? (предлог «у»: у белки бельчата).

Кто с кем? (предлог «с»: медведица с медвежатами).

Кто чем защищается? (ежик защи­щается иголками, лось — рогами…).

Кем нарядились на Новый год? (на­рядимся зайцами).

Где живут? (предлог «в»: лиса жи­вет в норе).

Кто где прячется? (предлоги: «в», «на», «за», «под»).

Тема 10: МЕБЕЛЬ

Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: стол — деревян­ный.

Образование множественного числа существительных. Стол — столы.

Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одна софа; моя кровать; много диванов.

Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Твори­тельный, Предложный падежи.)

Из чего сделана мебель? (предлог «из»: стол из березы).

Сломанная мебель (предлог «без»: стол без ножки).

Разложи вещи (предлоги «в», «на», «за», «под»).

— Расставим мебель (использование предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «за», «из-за»; наречий: «слева», «справа»…).

Тема 11: ВЕСНА

Подбор признаков к предмету.

Уз­навание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: листочек — клей­кий.

Образование множественного числа существительных. Лужа -лужи.

Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один скворец, мой ко­раблик, много ручейков.

Предложно-падежное управление. (Винительный.)

На что упал луч? (предлог «на»: луч упал на землю, на крышу). Повесим скворечник (предлог «на»: липу, на березу).

На огороде (мы посадим огурцы, по­мидоры).

Пришла весна (предлог «в», «на»: в лес, на поляну)

3.Связная речь

Тема 1: ОСЕНЬ

Экскурсия в лес.

В лес с корзинкой.

Осень в городе.

Докажи, что на картинке осень.

Как звери готовятся к зиме?

Труд взрослых осенью.

Игры детей осенью.

Рассказы по темам:

- Признаки осени.

Ранняя осень.

Золотая осень.

Поздняя осень.

Если бы я был листиком…

Сказка о путешествии листочка.

Тема 2: ОВОЩИ

Загадки-описания, сравнительно-описательные рассказы.

Описательные рассказы.

Рассказы по темам:

Что можно приготовить из овощей?

Путь картошки от посадки до каст­рюли.

- Сказка о любимом овоще.

- Если бы я был помидором…

Тема 3: ФРУКТЫ

Загадки — описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рассказы.

Рассказы по темам:

Кто и как ухаживает за садом?
Птицы — друзья сада.
Путь яблочного семечка до яблока.
Рассказ о приготовлении варенья из яблок.
Чем полезны фрукты?
Сказка о любимом фрукте.
Если бы я был яблоком…

Тема 4: ПОСУДА

Загадки-описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы (блюдце, чашка — кружка, бокал — стакан, чайник — кофейник).

Рассказы по темам:

Зачем нужна посуда?

Накроем стол.

- Сказка о любом предмете посуды.

- Если бы я был чайником…

Тема 5: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Загадки-описания. Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы (олень — верблюд, коза — ко­рова, лошадь — осел).

Рассказы по темам: Какую пользу приносят домашние животные?

Как люди ухаживают за домашними животными?

Сказка о любимом домашнем жи­вотном.

Хвастовство домашних животных. Если бы я был котенком…

Тема 6: ЗИМА

Загадки-описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы.

Рассказы по темам:

Зимние изменения в природе.
Зимние забавы.
Новый год.
Как я лепил снеговика.
Почему вы любите зиму?
Зима в городе.
Зима в лесу (экскурсия).
Если бы я был снежинкой…
Пересказ сказки «Снегурочка»

Тема 7: ТРАНСПОРТ

Загадки-описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы (самолет — вертолет; трол­лейбус — автобус; троллейбус -трамвай; лодка — катер; корабль -дом).

Рассказы по темам:

Зачем нужен транспорт?
Починим машину.
Зачем нужны дорожные знаки?
Как я ездил к бабушке.
Машины специального назначения.
Расхвастались трамвай и троллей­бус…
Сказка о любом виде транспорта.
Если бы я был машиной…

Тема 8: ПТИЦЫ

Загадки-описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы.

Рассказы по темам:

Птицы — наши помощники.
Жизнь перелетных птиц.
Поможем птицам зимой.
Как построить кормушку.
Если бы я был воробьем.

Тема 9: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Загадки-описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы.

Рассказы по темам:

Как звери готовятся к зиме?
Как нужно вести себя в лесу?
Как животные защищаются от хищников?
В зоопарке.
Зачем животным уши, нос, хвост, лапы?
- Сказка о любимом животном.
- Если бы я был зайцем…
- Если бы я был медведем…

Тема 10: МЕБЕЛЬ

Загадки-описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы (стул — табуретка, стул — крес­ло, диван — кресло).

Рассказы по темам:

Моя комната (по плану).
Для чего нужна мебель?
Путь от дерева до стола.
Новоселье (расставим мебель).
Как я убрал в квартире.
Сказка о любом предмете мебели.

Тема 11: ВЕСНА

Загадки-описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы.

Рассказы по темам:

Весенние изменения в природе.
Докажи, что на картинке весна.
Игры детей весной.
Труд взрослых весной.
Чем тебе нравится весна

Ословская Н.П.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.