Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом

Ранний детский аутизмСтатья посвящена анализу речевой функции детей с расстройством аутистического спектра. Обозначены типичные речевые ошибки детей данной категории. Согласно О.С. Никольской, описаны 3 группы аутичных детей по степени тяжести и характеру вторичных речевых патологий.

Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом

Аутизм представляет собой сложную аномалию развития, отличительной особенностью которой являются глубокие нарушения общения и коммуникативные барьеры.

Навыки общения аутистов находятся на низком уровне и следствием этого становятся серьёзные трудности процесса социализации и когнитивного развития детей. Помимо этого, несформированность речевой функции влечёт за собой риск социальных, эмоциональных и поведенческих проблем, что, конечно, влияет на качество жизни в целом.

Поскольку аутизм обычно не диагностируется раньше трёх-четырёх лет, о речевом развитии аутистов в раннем возрасте известно крайне мало. Ретроспективные исследования, включающие родительские отчёты и видеозаписи, собранные в период младенчества детей, вместе с диагностическими картами, указывают на отсроченное овладение языком при аутизме [1].

Для более полного понимания проблемы, опираясь на труды американского специалиста Линды Уотсон (Linda Watson), бельгийского ученого Тео Питерса (Theo Peeters) и др. [2], проследим за ходом раннего речевого развития при аутизме.

Речь детей с расстройством аутистического спектра характеризуется некоторыми типичными отклонениями. Феномен, описанный 25% родителей детей с расстройством аутистического спектра, – это распад языковых навыков после начального усвоения некоторых слов.

Директор Центра изучения аутизма и развития мозга при Медицинском колледже Вейл Корнелл (Weill Cornell Medical College) в Нью-Йорке Кэтрин Лорд (Catherine Lord) со своими коллегами Кори Шулмен (Cory Shulman) и Памелой Ди Лаворе (Pamela C. DiLavore) обнаружили, что этот языковой регресс является уникальной приметой аутизма и не встречается ни у одной категории детей с задержками в развитии [3].

Катаржина Чаварска (Katarzyna Chawarska), доктор медицинских наук, профессор Детского исследовательского центра Йельского университета (Yale Child Study Centre), выдвигает гипотезу, согласно которой ранее усвоенная способность к воспроизводству слов утрачивается детьми с расстройством аутистического спектра лишь потому, что они не в состоянии установить связь между освоенными словами и их потенциалом в сфере межличностной коммуникации [4].

Другое типичное явление – возникновение эхолалии, которая может быть немедленной или отсроченной. Иногда эхолалия играет роль самостимулирующего поведения.

Основоположник одного из направлений психологической науки – психологии аномального развития – Виктор Васильевич Лебединский считал, что сам факт возникновения эхолалии указывает на определённую степень сохранности речедвигательной системы [5]. Кроме того, на ранней стадии языкового развития она может быть единственным средством, с помощью которого ребёнок фактически может продуцировать речь.

Доктор философии, профессор кафедры психологии Бостонского Университета Хелен Тэджер-Фласберг (Helen Tager-Flusberg) утверждает, что в процессе развития детей с аутизмом эхолалия дистанцируется. Ещё одной яркой речевой характеристикой аутичных детей являются трудности освоения дейксиса (указание на участников речевого акта), которые чаще всего проявляются в виде путаницы местоимений.

Обобщая научно-методические знания о процессе речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом, О.С. Никольской были выделены 3 группы детей по степени тяжести и характеру вторичных речевых патологий:

1 группа – дети с особо сложными нарушениями, для которых коммуникативная речь недоступна. Они манипулируют изолированными звуками. Эти манипуляции носят лишь аффективный характер и не служат целям контакта. Детям этой группы присущи аутоэхолалии (речевое расстройство, вследствие которого человек повторяет отдельные слова или фразы), почти отсутствуют эхолалии, которые в норме на начальной ступени развития служат расширению словарного запаса и формированию коммуникативной компетенции;

2 группа – дети с менее отягощённым речевым развитием. Их первые слова появляются относительно близко нормы (годовалый возраст). Простейшая фраза возникает около 3-4 лет, но дальнейшего развития нет. Присущи речевые штампы и аутоэхолалии. Характерные для этой группы детей эхолалии способствуют продуктивной коррекционной работе;

3 группа – дети, у которых при кажущейся хорошо развитой речи и богатом лексическом запасе, стабильно возникают трудности свободного оперирования словом. Они задействуют стереотипный набор фраз, ввиду чего их речь кажется «механистичной» и «негибкой». Импрессивная речь сохранна, т.е. процесс декодирования воспринятой речевой информации осуществляется в норме [6].

Ввиду отсутствия понимания причин и патогенетических механизмов возникновения аутизма, потенциально вероятны сложности в разграничении первичных и вторичных характеристик данного расстройства. Во избежание смешения коммуникационных и языковых дефицитов аутичных детей по вышеуказанным параметрам, проведём их сравнительный обзор.

Первичные характеристики

Вторичные характеристики

  1. Нарушения социального взаимодействия.
  2. Нарушения социальной коммуникации.
  3. Нарушения воображения.
    + (как следствие этих нарушений) жесткая модель поведения; повторяющиеся, стереотипные движения и действия.
1. Нарушения языкового развития.
2. Аномалии при использовании зрения и отсутствие контакта «глаза в глаза».
3. Проблемы имитации и нарушения моторики.
4. Необычная реакция на сенсорные стимулы
5. Аномалии в развитии физических функций.
6. Особые умения в определенных областях.

Исследования в области расстройств аутистического спектра сделали огромные успехи относительно знания истории проблемы, понимания и объяснения сущности, ранней идентификации и диагноза. Наиболее важным и актуальным по сей день остаётся вопрос сопровождения аутичного ребёнка, его успешного обучения и социализации. Рассмотрим виды, средства, методы поддержки и помощи детям с РДА, реализуемые на современном этапе развития педагогического знания.

Список литературы:

  1. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. 192 с.
  2. Шоплер Е., Месибов Г. Диагностика и исследование аутизма. Лондон: Пленум Пресс, 1988. 374с.
  3. Lord. C., Shulman C., DiLavore, P. Regression and word loss in autism spectrum disorder // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. № 45(5). Р. 936–955.
  4. Chawarska K., Paul R., Klin A. Parental recognition of developmental problems in toddlers with autism spectrum disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2007. № 37. Р. 62-72.
  5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
  6. Дети и подростки с аутизмом: психол. сопровождение / О. С. Никольская и др. М.: Теревинф, 2005. С. 114.

Шитикова Е.Ю.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.