Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Основой театрализованной игры является разыгрывание сказочных сюжетов. Поэтому необходимо сказать о значении сказок в развитии и психокоррекции личности.
Достоинство сказок для психокоррекции и развитии личности ребенка заключается в:
- отсутствии дидактики
- неопределенность места действия и главного героя
- образность языка, кладезь мудрости
- победа Добра, психологическая защищенность
- наличие Тайны и Волшебства.
Самое большое, что может себе позволить жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочных историй естественно и логично вытекают одно из другого.
Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи.
Главный герой в сказке — собирательный образ.
Отсутствие жесткой персонификации помогают ребенку индефицировать себя с главным героем. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек.
На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека, помочь ребенку решать актуальные для него проблемы.
Признак сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Злой наказывается, хороший – вознаграждается. Сказка многогранна, как и жизнь.
Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. Что особенно важно для детей с отклонениями в развитии. Оживляя куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы.
Работа с куклой позволяет:
- Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и координацию движений, что очень актуально для детей с нарушениями речи.
- Нести ответственность за управлением куклой.
- Проявлять через куклу те эмоции, чувства, движения, которые ребенок не может или не умеет проявлять в жизни.
- развивает способность к концентрации внимания, что помогает детям с тяжелыми нарушениями речи успешно развиваться.
Веселые театрализованные игры поднимают в утренние часы настроение, сближают детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.
Передача различных образов — веселых котят, птиц, бабочек — способствует развитию воображения. Большое значение театрализованной игры в развитии личности ребенка-дошкольника.
Психические процессы у детей с отклонением в развитии совершенствуются. Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
- Игра является основой деятельностью детей дошкольного возраста.
- Театрализованная игра — эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
- Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.
Рогачева С.В.,
учитель-логопед