Статья по теме «Коррекционная педагогика и логопедия» посвящена важной и актуальной проблеме – социализации детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности. Материал основан на личном опыте.
Социализация детей с ОВЗ в среде типично развивающихся дошкольников
Работа с детьми раннего возраста, имеющими так называемые особые потребности – очень сложное дело. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей или другими взрослыми, но которых лежат уход и воспитание.
К группе детей с особыми потребностями можно отнести всех детей, которые по тем или иным причинам не вписываются в рамки общепринятых стандартов, лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии для которых образование в обычных педагогических условиях определяемых существующей культурой, затруднительно или невозможно.
Специальное образование в России до конца 1990-х годов развивалось изолированно от системы массового образования. Русские специалисты не имели широкого доступа к международным образовательным идеям.
Современный этап развития нашей страны характеризуется кардинальными преобразованиями, переосмыслением государством и обществом прав человека, прав ребенка, инвалида. Разрешены частные благотворительные инициативы, патронаж церкви, расширены права родителей детей с отклонениями в развитии.
В настоящее время обмен информацией и опытом с зарубежными коллегами могут привести не только к взаимному пониманию, но также к критическому осмыслению увиденного.
Во многих городах России в последние десять – пятнадцать лет активно внедряются технологии психолого–педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития. Этот процесс происходит параллельно и в учреждениях государственной системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также в негосударственных некоммерческих организациях.
Специалисты используют различные подходы, методы и техники, исходя из возраста, типа нарушений или проблем в развитии.
Успешность любой реформы, внедрение любой социальной инновации в решающей степени зависит от того, насколько в этих реформах и инновациях учтены интересы сторон, насколько эти интересы согласованы между собой. В свою очередь, согласование интересов начинается с согласования представлений и ожиданий указанных сторон по поводу предполагаемых изменений.
Внедрение инклюзивного образования (ИО) в практику образовательных учреждений города Москвы является социальной инноваций, очевидно затрагивающей интересы и перспективы нескольких социальных групп – участников процесса и предполагаемых выгодопреобретателей: прежде всего детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей без ОВЗ, родителей и той, и другой групп детей, педагогов, руководителей.
Инклюзивная образовательная модель в процессе своего внедрения сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды», но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе и готовности или отказе педагогов, детей и их родителей принять рассматриваемую форму образования.
Таким образом, актуальными становятся проблемы информированности (точнее неинформированности) участников процесса о сути, целях, планах, предполагаемых последствиях внедрения (ИО), а также проблемы рассогласованности представлений основных стейкхолдеров («заинтересованных сторон») об этом процессе.
Инклюзивный подход предполагает организацию социальных отношений детей с учетом реализации возможностей каждого участника. На сегодняшний день опыт реализации данной практики дошкольными учреждениями города Москвы представлен в разных вариантах и находится на разных стадиях развития. Эта статья познакомит с опытом работы Психолого-коррекционной службы дошкольного отделения ГБОУ Школа№667(ПКС).
В 2003 году (ПКС) начала свою работу с открытия группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». В 2007 году появилось структурное подразделение «Лекотека». В 2014 году ГКП «Особый ребенок» и «Лекотека» преобразованы в две группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2015 году открыта логопедическая группа для детей с ТНР.
На базе дошкольного отделения работает Консультативный пункт для детей и их законных представителей.
Накопленный опят помог нам определить основное направление коррекционной работы, это социализация.
Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит.
Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.
Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.
Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду .
Социальное развитие детей с ОВЗ – это установление прочных эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми; усвоение способов приобретения общественного опыта; формирование представлений о себе, а также позитивных способов взаимодействия с другими людьми.
Интеграция способствует формированию у здоровых детей толерантности к физическим и психическим недостаткам детей с ОВЗ, развивает чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, обогащает внутренний духовный мир, совершенствует коммуникативные навыки.
У детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение формирует положительное отношение к своим сверстникам, способствует приобретению навыков адекватного социального поведения, позволяет полнее реализовать потенциальные возможности развития и обучения.
Генеральным замыслом экспериментальной деятельности является формирование социальных связей детей с ограниченными возможностями здоровья и факторов их реализации, обеспечивающих успешность дальнейшего развития каждого ребенка в условиях детского сада общеразвивающего вида.
Основные задачи проекта по социализации:
- реализация программы социализации и интеграции путем создания условий для совместного взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми массовых групп дошкольного отделения;
- организация участия детей с ОВЗ в жизни коллектива детского сада в полном объеме;
- формирование у педагогов массовых групп социальной компетентности при взаимодействии с «особыми детьми» в условиях педагогической и воспитательной деятельности детского сада;
- воспитание у детей массовых групп и их родителей толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты:
- успешная социализация детей-инвалидов в современном обществе;
- получение детьми-инвалидами знаний и навыков самостоятельной деятельности;
- формирование и развитие у детей с ОВЗ ключевых компетентностей и личностных качеств;
- создание модели ступенчатого обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного отделения;
- толерантное отношение педагогов, детей массовых групп и их родителей к особым детям;
- формирование позитивного отношения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, к перспективам развития ребенка.
Для успешного включения ребенка с особыми образовательными потребностями требуется тщательно продуманная подготовительная работа, осуществляемая в несколько этапов:
- просветительская работа среди педагогов ДО,
- согласованность заинтересованных сторон ( родителей детей с ОВЗ и родителей детей массовых групп, детей, педагогов)
Специалистами коррекционной службы проводятся консультации, мастер-классы, тренинги, презентации для воспитателей массовых групп ДО.
Для родителей воспитанников ГКП с ОВЗ работает консультативный пункт и ПМПконсилиум, помогающий разработать совместно с родителем (законным представителем) индивидуальную программу социализации.
Среди родителей нормативно развивающихся детей ведется анкетирование по вопросу интеграции «особого» ребенка в группу.
Для каждого ребенка с ОВЗ составляется индивидуально ориентированная программа развития с учетом психофизиологических особенностей.
Пример – воспитанник А. 2011г.р. D\S несовершенный остеогенез, ЗПР.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
11.30 – 12.30 Прогулка с детьми массовой группы №9 12.30-12.50 Музыкальное занятие 12.55-12.50 Занятие с дефектологом |
12.55-13.20 Логопедическое занятие |
12.55-13.20 Занятие с психологом |
12.00-12.30 Социализация
|
10.00-10.25 Занятие по продуктивным видам деятельности в группе №9 12.30-12.55 Занятие с психологом |
|
Свободная деятельность |
|||||
14.35-15.00 Бассейн
|
13.40-14.00 Занятие по адаптивной физкультуре 14.15-14.40 ИЗО (воспитатель) |
13.20-13.45 Занятие с дефектологом 14.00-14.25 Сюжетно-ролевая игра (воспитатель) |
13.00-13.20 Занятие по адаптивной физкультуре 14.35-15.00 Логопедическое занятие |
13.50-14.15 Ознакомление с художественной литературой (воспитатель) 14.25-14.50 Бассейн |
Ребенка А. курирует старшая группа №9 общеразвивающего вида. Он посещает режимные моменты группы, в сопровождении социального педагога, педагога-психолога, родителей. Имеет возможность взаимодействия со сверстниками на занятиях по продуктивной деятельности, игровых моментах, праздничных и досуговых мероприятиях.
Отдельное место занимают занятия по социализации, проводимые еженедельно.
Социальным педагогом разработан план мероприятий на год с учетом различных видов деятельности:
- Совместные досуги, общение детей — инвалидов со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, накопление детьми с ОВЗ и детьми общего уровня развития совместного игрового опыта.
- Совместные праздники создают условия для развития творческого потенциала ребенка, психологической реабилитации средствами культуры и искусства.
- Участие детей с ограниченными возможностями в спектаклях, театрализованных представлениях совместно с типично развивающимися сверстниками помогает детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои возможности. У детей массовых групп совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.
- Занятия продуктивной деятельностью развивают мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, что в свою очередь положительно влияет на мыслительную деятельность, развитие речи, пространственное воображение.
- социализация в рамках городского пространства (посещение театров, музеев, библиотек). Большинство родителей проявляет высокую заинтересованность к расширению спектра социальной активности, но им не хватает опыта и знаний. Перенос практики по социализации в рамки городского пространства препятствует самоизоляции и способствует культурному обмену.
- мастер-классы с привлечением благотворительных организаций расширяют кругозор воспитанников и их родителей и дают возможность проявить толерантное отношение, человечность людям бизнеса и политики.
Благодаря реализации концепции социализации, детский сад стал начальной ступенькой в дальнейшей успешности развития детей с ОВЗ, по результатам итоговой диагностики консилиум ДО определяет пути дальнейшего образовательного маршрута (при изменении АОП направляет на ЦПМПК).
Наши воспитанники имеют возможность получать дальнейшее образование в коррекционных учреждениях, группах компенсирующей направленности, инклюзивных и общеобразовательных классах. Командная работа всех заинтересованных сторон помогает в достижении главной цели – развития толерантного общества.
Список литературы:
1. «Дети с отклонениями в развитии»
Авторы: И.М.Гилевич, Е.А.Забара, М.В.Ипполитова и др.: Методич. пособие. / сост. Н. Д. Шматко. М., Аквариум, 1997.
2. Основы педагогики индивидуальности.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Калининград 2000
3..Педагогическое изучение аномальных детей [Электронный ресурс] / А.И. Гольдберг, Н.М. Стадненко, А.Л. Лебедева, И.Н. Манжуло
4. Взаимодейсвие с семьей, воспитывай ребенка с проблемами в развитии. Альманах ИКП№ 8 2004
5. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. Под редакцией В.Л.Рыскиной, Е.В.Самсоновой, Москва 2012
Авторы:
1) учитель-дефектолог Лобкова И.В.,
2) учитель-логопед Гуреева Т.Б.