Календарно-тематическое планирование коррекционного курса логопедических занятий для учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида (3 класс)

ПланированиеКалендарно-тематическое планирование коррекционного курса логопедических занятий для учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида (3 класс)

Пояснительная записка

В качестве основы для составления календарно-тематического планирования занятий по логопедии: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся 3 класса» использованы программы В. В. Воронковой: «Русский (родной язык)», «Развитие устной речи но основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» из сборника программ специальной (коррекционной) школы 8 вида для подготовительного, 1-4 классов. М, Просвещение, 2004г. Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении 8вида (Письмо министерства образования РФ от 20июня 2002г.)

Цель занятий – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующая успешной адаптации детей в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Основные задачи:

  1. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  2. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
  3. Создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся.

Коррекционный курс рассчитан на воспитанников 3 классов с СНР лёгкой, средней степени. Состоит из разделов: Диагностический. Воспитание звуковой культуры речи. Развитие лексической стороны речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи и речевого общения.

В логопедической работе используются различные методы обучения:

  • практические (упражнения, игры, моделирование),
  • наглядные (наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, прослушивание записей, показ образца задания, способа действия),
  • словесные (рассказ, беседа, чтение).

Коррекционная работа проводится в форме групповых занятий с использованием технологии личностно-ориентированного развивающего обучения.

Контроль достижения учениками планируемых результатов осуществляется в виде промежуточного контроля (стартового, текущего и итогового) в следующих формах: наблюдение, устный опрос; письменная проверка (слуховые, зрительные, графические, выборочные диктанты; списывание), изучение практической деятельности, по двум уровням требований к предметным достижениям обучающихся: базовый уровень и минимально необходимый (сниженный).

Коррекционный курс логопедических занятий предусматривает использование в качестве учебного пособия рабочие тетради, составленные на основе авторских программ Е.В. Мазановой.

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства:

  • Специализированные компьютерные программы: «Игры для Тигры»; «Дельфа-130», «Домашний логопед», «Учимся говорить».
  • Игры в среде «Logo».
  • «Упражнения-презентации».
Раздел Тема урока ФГОС Основные виды учебной деятельности учащихся
Содержание курса Планируемые результаты
Звуковая культура речи Звуки и буквы. Способ образования различных звуков

Выделение звука из слова и соотнесение его с соответствующей буквой..

Выделять звук из слова и соотносить его с соответствующей буквой. Работа с раздаточным материалом.

Цветовая марки­ровка букв, сло­гов.  Анализ звукового ряда с постепенным усложнением.

Дифференциация оптически сходных букв. Начертание букв, отличающихся  добавочным элементом. Дифференциация о-а, е-ё, и-й. Соотнесение буквы со зву­ком и символом. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторных координации. Дифференциация оптически сходных  букв в слогах, словах, предложениях.  Работа с квазиомонимами. Различать на письме  написание букв отличающихся добавочным элементом. Тренировочные упражнения по дифференциации оптически сходных букв. Работа с трафаретами букв. Выкладывание букв.

Упражнения на сравнение элементов букв. Игра: «Чего не стало».

Дифференциация л-м, г-п-т, х-ж, ъ-ч.
Дифференциация и-ш-щ-ц.
Дифференциация н-ю, Н-К, Г-Р, у-д-з.
Начертание букв, отличающихся  пространственным расположением элементов. Дифференциация б-д, в-д. Соотнесение буквы со зву­ком и символом. Сравнение элементов букв. Развитие оптико-пространственных представлений

Дифференциация оптически сходных  букв в слогах, словах, предложениях.

Различать на письме  написание букв отличающихся пространственным расположением элементов. Сравнение элементов букв. Штриховка букв.

Чтение слов с различной буквенной наполняемостью.

Хоровое чтение

Дифференциация с-е, э-с, с-о.
Дифференциация З-Е
Дифференциация У-Ч
Гласные звуки. Узнавание гласного звука (на слух) и вычленение гласного звука Выделять гласный звук в словах. Определять наличие или отсутствие звука в слове Звуковой анализ слов.

Деление слов на слоги.

Отраженная речь.

Звуковая культура речи Согласные звуки. Узнавание согласного звука (на слух) и вычленение согласного звука Выделять согласный звук в словах. Определять наличие или отсутствие звука в слове Звуковой анализ слов.

Ответы на вопросы.

Звукобуквенный анализ и синтез слов. Звукобуквенный анализ двусложных, трехсложных слов. Определять количество и последовательность звуков в слове (односложные слова, двусложные слова без стечения согласных) Определение количества, последовательности звуков в словах с опорой и без опоры на вспомогательные средства.
Слоговой анализ и синтез  слов. Слоговой анализ и синтез  двусложных, трехсложных слов. Анализировать слово по слоговому составу Определять количество слогов в слове (односложные слова, двусложные слова без стечения согласных). Анализ и синтез слогов с помощью фишек.

Деление слов на слоги.

Дифференциация гласных звуков. Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме Выделять гласные звуки в слогах, словах. Упражнения в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных II ряда в слогах, словах, предложениях.

Словарный диктант с опорой на графическую схему.

Предупредительный диктант.

Зрительный диктант

Слуховой диктант.

Дифференциация а-я.  Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте Обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласной буквы я с помощью логопеда.
Дифференциация у-ю Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте Обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласной буквы ю с помощью логопеда.
Дифференциация о-ё. Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв О—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте Обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласной буквы ё с помощью логопеда.
Дифференциация ы-и. Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте Обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласной буквы и с помощью логопеда.
Дифференциация е-э. Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте Обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласной буквы е с помощью логопеда.
Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Иметь понятие о твердости – мягкости звуков Упражнения в обозначении мягкости согласных при письме посредством ь знака. Соотнесение мягкого знака с символом.
Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь в середине слова.
Согласные твердые и мягкие и их дифференциация. Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, словах, предложениях. Иметь понятие о твердости – мягкости звуков Упражнения в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных II ряда в слогах, словах, предложениях.

Проверочный диктант.

Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство Дифференциация звонких — глухих согласных звуков, букв. Различать звонкие и глухие согласные Тренировочные упражнения по дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях.

Игра: «Четвертый лишний».

Звуки п-пь. Буква п. Звуки Б—Б’, П—П’ Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях .. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда. Устный диктант (услышав слово поднять соответствующую букву)

Словарный диктант.

Работа с цифровым рядом.

Предупредительный диктант.

Зрительный диктант

Слуховой диктант

Самостоятельная работа

Чтение: «по кугу» «Молния», «Буксир».

Чтение «лесенок» и «пирамидок».

Звуки б-бь. Буква б.
Дифференциация п-б.
Звуки т-ть. Буква т. Звуки Т—Т’, Д—Д’ Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях .. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда.
Звуки д-дь. Буква д.
Дифференциация т-д.
Звуки к-кь. Буква к. Звуки Г—Г’, К—К’. Дифференциация звуков Г—Г’, К—К’,’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда.
Звуки г-гь. Буква г.
Дифференциация к-г.
Звуки с-сь. Буква с. Звуки 3—3′, С—С’. Дифференциация звуков изо­лированно, в слогах, словах, словосочетаниях, пред­ложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонемати­ческого восприятия, внимания, анализа и синтеза Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда.
Звуки з-зь. Буква з.
Дифференциация с-з.
Звуки в-вь. Буква в. Звуки В—В’, Ф—Ф’. Дифференциация звуков В—В’, Ф—Ф’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического воспри­ятия, внимания, анализа и синтеза Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда.
Звуки ф-фь. Буква ф.
Дифференциация в-ф.
Звук и буква ш. Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж—Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда.
Звук и буква ж.
Дифференциация ш-ж.
Дифференциация ш-с. Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С—С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематичес­кого восприятия, внимания, анализа и синтеза Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда.
Дифференциация ж-з. Звуки З—З’, Ж. Дифференциация звуков З—З’, Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда.
Звук и буква Ч. Звуки Ч—Щ. Дифференциация звуков Ч—Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков  с сим­волами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза Сравнивать по артикуляции (сходство, различие) с помощью логопеда.
Звук и буква Щ.
Дифференциация ч-щ.
Слово Слово. Слова, обозначающие предмет.  Знакомство со словами-предметами. Обозначе­ние изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря.

Различение слов, обозначающих предметы по вопросам Кто? Что?

Выполнять графическую запись слов-предметов. Иметь представление о живом объекте и неживом предмете. Называние предметов по картинкам.

Индивидуальная работа по карточкам. Игровые упражнения на различения слов по вопросам Кто? Что?

Слова, обозначающие действие предмета. Знакомство с действиями предметов. Обогаще­ние глагольного словаря. Развитие навыков сло­воизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой Выполнять графическую запись слов-действий. Называние действий  по картинкам.

Игра «Назови словечко» (подбор действия к предмету).

Графическая запись слов-действий.

Дифференциация слов-предметов, слов-действий. Различение слов-предметов и слов-действий по вопросам. Выполнять графическую запись слов предметов, слов-действий. Выбор  из ряда слов слов-предметов, слов-действий. Игра: «Четвертый – лишний».
Согласование  слов-действий со словами-предметами. Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с глаголами в числе. Обога­щение словаря действий. Преодоление аграмматизма  в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия Составлять простые предложения по картинкам. Распространение предложения словами-действиями. Самостоятельная работа

Подбор  к предметам ряда действий.

Слова, обозначающие признаки предмета. Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и слово­образованию. Развитие навыка постановки воп­роса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой Выполнять графическую запись слов-признаков. Называние признаков по картинкам.

Распространение предложения словами-признаками.

Дифференциация слов, обозначающих предмет и признак предмета. Различение слов-предметов и слов-признаков по вопросам. Составлять словосочетания по картинкам. Ответы на вопросы.

Подбор признаков к предмету.

Выбирать  из ряда слов слова-предметы, слова-признаки

Согласование  слов, обозначающих признаки предметов со словами-предметами. Развитие словаря признаков. Работа по слово­изменению и согласованию имен прилагатель­ных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами Составлять словосочетания по картинке. Составление словосочетаний из слов, данных в начальной форме.

Игра: «Один много».

Подбор  признаков к предмету. Распространение  предложения словами-признаками.

Предлоги. Написание предлогов со словами. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога. Определять количество слов в предложении с предлогами  под руководством логопеда. Составление схем предложений с предлогами.

Графический диктант

Предлоги к, от. Выделение предлогов к, от из речи. Знакомство со значением предлогов к,  от. Подбор картинок к графическим схемам предлогов.

Запись пропущенных предлогов в словосочетаниях, предложениях.

Дифференциация предлогов к-от. Дифференциация предлогов к — от на уровне словосочетания. Дифференциация предлогов к -от в предложениях. Подбор предложений к схемам. Определение расположе­ния предмета, изображен­ного на картинке
Предлоги под, над. Выделение предлогов под, над из речи, уточнение их значения. Составление предложения с предложными конструкциями по специально подобранным картинкам. Выполнение действий с предметами. Подбор картинок к графическим схемам предлогов.
Дифференциация предлогов под-над. Дифференциация предлогов под – над на уровне словосочетания. Дифференциация предлогов под — над в предложениях. Игра «Лото»
Предложение Предложение. Определение количества и последовательности слов в предложении. Сопоставление слова и предложения, как речевых единиц. Составлять предложения по картинкам. Составление предложений по графической схеме Составление схемы предложения.

Графический диктант.

Согласование слов в предложении. Упражнение в грамматически правильном построении предложения. Составлять предложения по картинкам Составление  предложений из слов, данных в начальной форме.
Составление предложений по вопросам. Практическое использование категории числа, рода (без их определения) Составлять предложения по вопросам с помощью логопеда Составление и запись предложений по вопросам. Работа с графическими схемами.
Связная речь Последовательный пересказ Составление ответов на вопросы Выяснение последовательности действий в рассказе Пересказ Отвечать на вопросы. Пересказ рассказа с опорой на  вопросы, действия
Последовательный пересказ текста по предметным картинкам Установление  причинно- следственной связи Расстановка картинок в последовательности, соответствующей  сюжету рассказа Пересказ Отвечать на вопросы по картинкам. Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным в сюжетной последовательности
Последовательный пересказ текста по плану. Составление  плана рассказа Использование составленного плана при пересказе Отвечать на вопросы по содержанию текста Пересказ текста по составленному плану

 

1) Учитель-логопед
МКОУ «Школа-интернат №66»
Н.Н. Гончаренко,
2) Логопед
МКУ СРЦН «Уютный дом»
Л.В. Помялова,
г. Новокузнецк

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: ,

Сейчас читают:

Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика» Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»
Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи» Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи»
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР
Рабочая программа по курсу коррекции речевых нарушений у обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Рабочая программа по курсу коррекции речевых нарушений у обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.