Нарушение голоса при ЧМТ

голос, чмт, травма, логопедВ данной статье описывается изучение и восстановление голоса центрального генеза.

Нарушение голоса при ЧМТ

По данным ВОЗ, в настоящее время в мире количество инвалидов, получивших черепно – мозговую травму( ЧМТ), превышает 2 млн. человек, а тенденция роста данного травматизма на 1.5 – 2 % в год придает этой проблеме большое социальное значение.

Нами обследовано 10 пациентов мужского пола в возрасте от 18 – 30 лет, перенесших ТЧМТ вследствие разных катастроф.

Из анамнеза заболевания: 5 пациентов пострадали в результате ДТП, 4 пациента – катания на горных лыжах (на трассе сложного уровня), 1 пациент — зацепер ( со слов его бабушки и согласно медицинской документации известно, что в результате катания между вагонами электричек, упал с подножки, ударился головой о бетонную опору моста, получил сочетанную травму).

У всех пациентов выявлена спастико – паретическая форма дизартрии. Нарушение нейродинамического компонента психической деятельности.

Выраженных нарушений афатического характера не выявлено.

На первый план выступали нарушения произносительной стороны речи и голоса: разборчивость была снижена. Объем и амплитуда движений мышц органов артикуляции ограничены, точность позы выдерживается не всегда. Вследствие пареза мягкого нёба речь была назализирована.

Основные жалобы пациентов: на нечёткую, смазанную речь, выраженный носовой оттенок, неестественный тембр, напряжение мышц лица и шеи, снижение силы голоса, его быструю истощаемость, охриплость разной степени, дискомфортные ощущения в глотке и гортани (желание откашляться, попёрхивание при глотании в основном жидкой пищи, саливация).

У всех отмечалось укорочение фонационного выдоха, дискоординация процессов дыхания и голосообразования.

При осмотре фониатром гортани пациентов поставлен диагноз: Центральный парез гортани и глотки.

Со всеми пациентами проводились логопедические занятия в условиях стационарного лечения, а также курс фонопедии, направленного на устранение или уменьшение назальности и улучшения голоса, включающего в себя: коррекцию физиологического дыхания, тренировку двигательной функции гортани, небно – глоточного смыкания, голосовые упражнения, координацию дыхания и фонации.

В результате проведённых занятий (45 календарных дней, ежедневного посещения) у пациентов прежде всего сформировалась стойкая мотивация на восстановление речи и голоса. Появилась возможность контроля и коррекции ошибок в собственной речи.

У 8 пациентов значительно уменьшился носовой оттенок речи, увеличилась сила голоса, его выносливость, у 2 – их практически исчезла назализация, однако сохранялись небольшие дизартрические расстройства.

Необходимо дальнейшее изучение посттравматических больных, так как их количество увеличивается с каждым годом. Усовершенствовать логопедические методы воздействия.

Ширяева О.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.